НА КАЛЕНДАРЕ

Педагогический новатор Антон Макаренко: не подавить, а воспитать

Михаил Богуславский — председатель научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, ria.ru   
30 Апреля 2022 г.

Разобраться с мифами о воспитательной системе Макаренко и понять, что все-таки делает его методы до сих пор актуальными, помог член-корреспондент Российской академии образования Михаил Богуславский.

Педагогический новатор Антон Макаренко: не подавить, а воспитать

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) — знаменитый советский педагог и писатель. Автор всемирно известных методик воспитания и перевоспитания подростков-правонарушителей, в том числе беспризорников. Его практику в свое время называли жестокой и критиковали, но это не помешало ЮНЕСКО включить его в список величайших педагогов минувшего столетия.

Чужой среди своих

В конце 1980 годов ЮНЕСКО назвало четырех самых великих педагогов XX века — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.

Советский педагог был яркой и противоречивой фигурой. Его одновременно почитали и критиковали, как на родине, так и за рубежом. В советской педагогике его ценили за воспитание через коллектив и труд, тогда как у западных либералов такие принципы были не в почете и считались авторитарными и подавляющими личность.

Не подавить, а воспитать

Существует ошибочное мнение, что Макаренко воспитывал детей и подростков для коллектива. Это связано с тем, что его систему очень сильно фальсифицировали в 1940-1950-е годы. Тогда она приобрела явный "сталинский" характер, нивелировала личность и подчинила ее обществу. Однако истина заключалась совсем не в этом.

Макаренко был выдающимся педагогическим новатором. В его деятельности впервые реализовалась "педагогика отношений", направление, которое до сих пор высоко ценят в мире образования. Именно он разработал систему взаимодействия и взаимоотношений внутри сообщества, где находился воспитанник. Каждый член коллектива, среди которых другие воспитанники, педагоги и коллектив в целом, участвовали в формировании личности "нового человека". Но никак не в ее подавлении.

Взаимопомощь, уважение, труд и отношения внутри коллектива — вот, что было важно для Макаренко. Опираясь на эти основы, он сделал невозможное: воспитал честных и порядочных людей из тех, кто когда-то был связан с преступным миром.

Забыть и сжечь

Макаренко руководил тремя детскими колониями-коммунами и работал с самыми обездоленными подростками. Среди его воспитанников были воры, несовершеннолетние убийцы, сироты и члены вооруженных бандитских группировок. Являясь их наставником, он открыто провозгласил и осуществил идею воспитания "нового человека".

Все личные дела, которые поступали вместе с воспитанниками в колонию, тут же сжигались на их глазах вместе со старой одеждой. Макаренко не интересовало прошлое, он выдавал подросткам форму колониста и авансировал их шансом начать жизнь с чистого листа. И первым делом отправлял в баню. В колониях, где руководил Макаренко, не было ни охраны, ни заборов. Никто не убегал, а если даже кто-то и уходил, то все равно возвращался.

Известно, что среди тех питомцев, кто прошел через его систему перевоспитания, не было ни одного рецидива. Ни одного нового преступления или проступка. Специалисты следили за всеми колонистами Макаренко в долгосрочной перспективе их судьбы, и все они состоялись как личности и патриоты. Многие из них доблестно прошли Великую Отечественную войну.

Критика первых лиц

В 1928 году педагога обвинили в применении телесных наказаний, что было несовместимо с новой советской педагогикой. С заявлением о наличии у Макаренко в колонии имени М.Горького "целой системы наказаний" на VIII съезде комсомола выступила заместитель наркома просвещения Надежда Крупская. Она назвала его систему перевоспитания "рабской и крепостнической". Выступление вдовы Ленина напечатали в газете "Правда", и после этого колонию посетили с проверками полтора десятка комиссий. Физические наказания подтвердились.

Но кого и за что там били? Самым страшным проступком в обществе уголовников, даже среди детей и подростков, была кража у своих. Разговоров в таких случаях не заводили, поэтому тех, кто воровал у товарищей, били.

Сам Макаренко в своей "Педагогической поэме" описывает и другой случай. На его предложение пойти нарубить дров для кухни колонист Задоров ответил: "Иди сам наруби, много вас тут!". По сюжету Макаренко "размахнулся и ударил Задорова по щеке". Для него это стало потрясением, и именно этот случай помог заработать педагогу уважение у остальных. Однако это не являлось основой разработанного им метода.

Символ счастья

Антон Семенович столкнулся не только с критикой первых лиц страны, но и с радикальным противостоянием педологов, считавших трудных детей врожденно дефективными, аморальными и умственно отсталыми. Макаренко отрицал идеологию педологов и считал своих воспитанников обычными детьми. С тем лишь отличием, что им не повезло вырасти в нормальных жизненных условиях. К слову, и не все они являлись преступниками. Среди них были и просто сироты, оставшиеся на улице и не видавшие семейной любви, заботы и здоровых отношений.


В своей итоговой книге "Флаги на башне" Макаренко посвятил этим "ученым-педологам" целую главу и назвал ее "Козлы". Красные знамена на башнях ворот коммуны имени Дзержинского стали символом этого произведения. На его страницах автор изобразил прекрасную жизнь коллектива и буквально триумф трудового воспитания в преодолении недостатков колонистов.

Педагогический новатор Антон Макаренко: не подавить, а воспитать

Доверие "в долг"

Макаренко писал, что существовавшие до него воспитательные технологии — это кустарное производство. И из всех кустарных производств они — "самые убогие". Но именно благодаря советскому педагогу воспитание из некоего мифологического действия превратилось в науку. Он разработал более десятка продуктивных воспитательных методик.

Одна из них, метод "взрыва", способна глубоко изменить человека в самые короткие сроки. Семен Калабалин, самый известный воспитанник и последователь Макаренко, навсегда запомнил, как педагог дал ему, бывшему уголовнику, осужденному за вооруженный грабеж, поручение привезти в колонию 2 миллиона рублей — по тем временам баснословную сумму. Более того, ему вручили револьвер, чтобы он мог провезти эти деньги мимо разбойничьих засад. Он не смог не оправдать такого доверия и вернулся в колонию совсем другим — настоящим человеком.

Без срока годности

Макаренко признали самым великим советским педагогом в 1940 году, уже после его смерти 1 апреля 1939 года. В советских колониях для несовершеннолетних правонарушителей всегда обращались к его методам. И даже после распада СССР и идеологии, в которой родилась педагогика Макаренко, эти перевоспитательные технологии были востребованы. Разные грани его многомерной социально-педагогической системы до сих пор остаются актуальными.

В педагогических университетах ему посвящают лекции, а его знаменитые советы родителям перечитывают уже несколько поколений: "Если вы желаете родить гражданина и обойтись без родительской любви, то будьте добры, предупредите общество о том, что вы желаете сделать такую гадость. Люди, воспитанные без родительской любви, часто искалеченные люди".

На нашем сайте читайте также:

По инф. ria.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!