НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
2024-10-31-01-50-58
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...

Нельзя родиться дважды

19 Мая 2014 г.

raspad sssr

На днях на радио "Эхо Москвы" гостями передачи "Ищем выход" стали два известных писателя: Михаил Елизаров и Сергей Шаргунов. Обсуждали "украинский синдром" - ситуацию в восточной Украине. О дискуссиях в среде интеллигенции размышляет в "Российской газете" писатель Павел Басинский.

Не буду подробно освещать позиции обоих писателей. Всем понятно, что российская интеллигенция в этом вопросе раскололась, и тот факт, что два писателя выступают за народное сопротивление киевской власти на востоке Украины, мало что добавит в эту картину. Они - за, Акунин и Рубинштейн - против. Никто сегодня писателей не слушает. Куда больше меня заинтересовало другое высказывание Михаила Елизарова:

"Моя родина - СССР. Та ситуация, которую назвали СНГ, меня в корне не устраивала, и всю мою жизнь раскол и разлад приносил мне одни страдания. Я всей душой чаю новый проект "СССР-2".

По телефону Елизарову возразила некая "Катя из Москвы": "Вы не понимаете, Михаил, что сегодняшняя Россия - страна с сырьевой экономикой, что ее уклон мракобесия делает ее задворками мира, что за рубежом она неинтересна?" Елизаров: "Я думаю, окружение Кати действительно дорожит своей возможностью болтаться по Европе автостопом. Никакой потребности находиться там у меня нет, я очень счастлив здесь".

Короткая справка. Михаил Елизаров родился на Украине в Ивано-Франковске. Окончил филологический факультет Харьковского университета и музыкальную школу по классу оперного вокала. В 2001-2003 годах жил в Ганновере, учился на телережиссера. В 2003-2007 годах работал в Берлине. Сейчас живет в Москве. Автор сборников рассказов "Ногти", "Мы вышли покурить на 17 лет", романов "Pasternak", "Библиотекарь" (удостоен премии "Русский Букер") и других книг.

Елизаров не единственный из писателей, которых я бы условно назвал "неоромантиками СССР". К ним относятся и уже упомянутый Сергей Шаргунов, и страшно популярный сейчас Захар Прилепин, и Герман Садулаев, автор книг "Я - чеченец!" и "Шалинский рейд", в 2010 году вступивший в КПРФ. С Германом мы недавно были на Лондонской книжной ярмарке, выступали перед работниками ВВС, и он в своей всегда остроумной манере объяснял им, почему Крым - наш. Я слышал его выступление на Российском литературном собрании в ноябре 2013 года. Стержнем его речи был призыв создать "мощный союз писателей", как в СССР.

Повторяю, я не хочу глубоко вдаваться в политические воззрения этих писателей, потому что прежде всего они нравятся мне именно как писатели. Дело не в политике, а в том, что у каждого настоящего писателя его политические и общественные убеждения во многом, если не во всем, определяются его вкусами и, не побоюсь этого слова, душевными идеалами. Эти вкусы и идеалы когда-то рождаются, где-то и кем-то воспитываются и, в конце концов, становятся частью художественного мира. А открытые политические высказывания - это десятое дело. Мы же не называем всерьез Кнута Гамсуна фашистом на том основании, что во время Второй мировой войны у себя в Норвегии он принял нацизм и даже подарил Геббельсу свою Нобелевскую медаль. Дарение Геббельсу Нобелевской медали - это вообще какой-то перфоманс. Что, интересно, делал Геббельс, писатель весьма средний, с этой медалью? На грудь ее, что ли, повесил?

Cегодня мы имеем дело с поколением писателей (я назвал наиболее известные имена), чьи вкусы и идеалы каким-то образом совпадают с образом СССР как великой и могучей державы. Причем эпитеты "великая" и "могучая" здесь, мне кажется, играют вкусовую роль, потому что трудно любить "мелкое" и "ничтожное". Елизаров всегда подчеркивает, что в СССР были "сверхличностные" ценности, то есть людей волновали не только жратва и шмотки, но покорение космоса. Прожив в позднем СССР в сознательном возрасте примерно двадцать лет, я бы с Елизаровым поспорил: жратва и шмотки волновали советских людей, конечно, гораздо больше, потому что волновали их с утра до вечера, а космос - только периодически.

Но это не суть важно. Прилепин любит СССР как раз за то, что тогда его уважали как личность, причем сызмальства: "Он (СССР. - П. Б.) дал мне все, что мне нужно, и никогда не делал вид, что меня нет. Медсестра забегала за мной, чтобы сделать прививку; соседка приглядывала за мной, малолетним, не прося за это у родителей денег; библиотекарь заглядывала ко мне, чтобы рассказать, что пришел из города "Электроник"; повар в школе подкладывал мне самые сладкие кусочки".

Прилепин родился в 1975 году, Елизаров и Садулаев - в 1973-м, а Шаргунов - в 1980 году. СССР - это их детство. И неважно, с чем оно было в первую очередь связано: с доброй соседкой или с полетами в космос. Важно, что детство нельзя предавать.

Я сам до слез люблю "хрущевки", потому что в одной из них вырос, и до сих пор могу с закрытыми глазами ориентироваться в любом типе таких квартир. В одной из них провел детство я, а в других - мои друзья. Но жить в "хрущевке" я почему-то не желаю.

Я охотно верю, что для того, чтобы особенно остро любить Россию, нужно сначала помыкаться в Берлине. Но Елизаров должен понимать, как взрослый человек, что его антипастернаковский роман "Pasternak" в современной России значит одно, а в СССР значил бы совсем другое. И вообще он назывался бы как-то иначе. Допустим, "Чего же ты хочешь?"

Я это к тому говорю, что жить надо вперед, а не назад. Например, в XIX веке все было прекрасно, кроме наличия крепостного права и отсутствия антибиотиков. Людей продавали как скот, а дети умирали от ангины. И в СССР все было чудесно, кроме наличия руководящей роли КПСС и отсутствия свободы выбора. А без этих составляющих проект "СССР-2" неосуществим. И вообще неосуществим. Потому что нельзя родиться дважды.

alt

  • Расскажите об этом своим друзьям!