Какой "русский мир" нам нужен? |
23 Марта 2015 г. |
Все мы неоднократно слышали, что Восточная Украина взялась за оружие, потому что новые украинские власти решили лишить ее собственной идентичности. По сути, российской, или русской — кому как нравится. Весь новый виток противостояния России и Запада развивается в контексте отстаивания "русским миром" права на самобытность. Владимир Путин не раз намекал на особую российскую идентичность, противопоставляя ее защитников "пятой колонне", которая готова превратить страну в полуколониальную территорию, следуя западным рецептам. Разногласия выявились, например, по части отношения к сексменьшинствам и семейным ценностям, правам семьи распоряжаться своими детьми. Трагедия вокруг "Шарли Эбдо" тоже вызвала несколько разную реакцию со стороны стран Западной Европы и России, в которой многие считают, что западноевропейцы превратили свободу слова в свободу оскорблений, и это не лучшее ей применение. В общем, разговоры об особой российской цивилизации, особой идентичности, особом менталитете снова в ходу. И главное – нас убеждают в необходимости насмерть защищать эту самую особость от ассимиляции западной цивилизацией. Что же такого прекрасного у нас и ужасного на Западе? Попробуем разобраться в этой туманной теме. Тем более что "Росбалт" несколько лет серьезно занимался исследованиями и анализом специфики российской идентичности. В активе агентства — конференции, социологические исследования и интернет-опросы, оценки экспертов и собственные аналитические статьи. Почему Россия пошла "своим путем" Общеевропейская (западноевропейская) идентичность начала складываться после Второй мировой войны, когда победители твердо решили не повторять ошибок, не изолировать и унижать проигравших, а интегрировать их в единое экономико-социальное пространство. По чисто рациональным соображениям – чтобы избежать новой войны. Так родилась Бреттон-Вудская система – начало и ЕС, и всех остальных европейских институтов (Бреттон-Вуд – городок в США, где были приняты основные принципы послевоенного устройства западного мира). Ведущую роль в формировании этой системы играли богатые США — они обеспечивали кредиты на восстановление, ну а заодно, естественно, устанавливали правила игры. Именно здесь кроются истоки огромного американского влияния на Европу. Одно время обсуждалась возможность как-то включить в эту единую систему и СССР, но быстро выяснилось, что найти понимание не удается по слишком многим вопросам, и идея умерла. Запад начал самоорганизоваться без главного победителя — СССР. Зато включил в свои ряды проигравших Германию, Японию, Италию... Сегодня, по прошествии 70-ти лет, нельзя не признать: эксперимент удался — и Германия, и Япония отлично адаптировали предложенную систему ценностей и, воспользовавшись предоставленными возможностями, построили процветающие государства и высокоэффективные экономики. Решения, принятые в Бреттон-Вуде, оказались совершенно правильными. Хотя различия между странами, безусловно, остались. Главными держателями "пакета ценностей", как в послевоенное время, так и сегодня являются государства англосаксонского мира с примыкающими к ним северными странами. Главное – самоутвердиться Масштабных сравнительных исследований менталитетов жителей разных стран не так много. Частью одного из них стало "Изучение базовых ценностей россиян на основе европейского социального исследования", проведенное Институтом социологии РАН. В рамках европейского исследования были выделены 10 ценностей: 1) стремление к власти и богатству (за этой ценностью скрывается стремление к доминированию), 2) стремление к достижениям (актуализация способностей, поощряемых социальными нормами), 3) универсализм (восприятие мира как общего дома, о котором каждый должен заботиться), 4) благожелательность 5) приверженность традиции, 6) конформность (склонность к конформизму), 7) стремление к безопасности, 8) гедонизм, 9) стремление к новизне и склонность к риску, 10) самостоятельность. На основании этого набора ценностей были созданы портреты-описания различных человеческих типов, и людям в разных странах предлагалось отметить, насколько каждый из этих портретов похож на них. Десять ценностей были объединены в четыре группы: открытость изменениям, консерватизм, потребность в самоутверждении, универсализм. У россиян самыми высокими оказались оценки по группе самоутверждения и превалировали две ценности — "стремление к власти и богатству" и "стремление к достижениям". Видимо, все то, что мы привыкли называть повышенной агрессивностью нашего общества, базируется именно на этих ценностях — отсюда и демонстративное поведение на дорогах, и безумные выступления авиахулиганов. Самоутверждение и доминирование признаются важной составляющей жизни. Довольно высоким оказался и консерватизм россиян. Здесь они на восьмом месте, но по ценности безопасности — на втором, причем на первом стоят украинцы. По конформности (склонности следовать общему мнению, а не настаивать на собственном видении) россияне расположились в середине списка, а украинцы — на второй позиции. По приверженности традиционным ценностям Россия занимает 10 место, входя вместе с Украиной в большую группу стран как Восточной, так и Западной Европы. Хуже всего дела и в России, и на Украине, и в большинстве других постсоциалистических государств обстоят с открытостью изменениям. В этой группе три ценности: самостоятельность, склонность к риску и поиск новизны, гедонизм. Неожиданно по склонности к риску и новизне Украина заняла последнее место, а Россия — предпоследнее. Это в корне противоречит устоявшемуся мнению о русских, да и об украинцах, как о бесшабашно ищущих рискованных ситуаций людях. И это, несомненно, связано с ценностью самоутверждения. Не погоня за адреналином, а необходимость самоутверждаться и демонстрировать свой высокий социальный статус (истинный или мнимый) стоят за разнообразными дерзкими выходками. Не было бы этого — не было бы и постоянной демонстративной агрессии. Универсализм россиянам оказался почти не присущ. Ценности, противоположные самоутверждению и индивидуализму — забота об общем доме и благожелательность, — им явно не близки. Лидируют по универсализму Франция, Финляндия, Швейцария, а по благожелательности — Дания, Испания, Швейцария. Таковы данные академического европейского исследования. Дополним их более практическими наблюдениями. Клановость и семейственность В книге "По волнам культуры", написанной двумя известными бизнес-тренерами, голландцем Фонсом Тромпенаарсом и британцем Чарльзом Хампден-Тернером, содержатся рекомендации, что надо знать, когда берешь на работу людей той или иной национальности. Тромпенаарс и Хампден-Тернер опросили более 80 тысяч человек в 60-ти странах. Из постсоветских государств в исследование включена только Россия, а вот постсоциалистических — сразу несколько. Менеджерам, участвовавшим в тренингах, давались описания простых жизненных ситуаций, которые надо было разрешить тем или иным путем. Результаты порой оказывались неожиданными. Что касается российских менеджеров, то их видение в некоторых случаях оказывалось вполне среднеевропейским, в других — скорее азиатским. Часто россияне попадали в одну группу с сербами, чехами, поляками. Особенно выразительные отличия от жителей стран Запада выходцы из России продемонстрировали в рамках изучения "универсализма" и "партикуляризма". Универсалисты склонны применять ко всем и во всех обстоятельствах одни и те же законы и правила. Партикуляристы же учитывают "особые обстоятельства", связанные с дружескими и родственными связями. Россияне оказались ярко выраженными партикуляристами – ради защиты "своего" они готовы пойти на любой обман (подробнее читайте здесь). Эти данные заставляют в ином свете увидеть проблемы российской коррупции, субъективного судейства и т.д. Если решения в России в принципе принимаются на основе не столько объективной информации, сколько субъективных факторов, то коррупция имеет гораздо более глубокие корни, нежели просто общая жуликоватость назначенцев из партии власти. Запомним это и перейдем к исследованию, инициированному "Росбалтом" и проведенному профессором СПбГУ Зинаидой Сикевич. Плывем по течению Что делает нас русскими — так был обозначен один из разделов исследования, приуроченного к научной конференции, организованной "Росбалтом" совместно с Русским географическим обществом. Участникам предлагалось выбрать идиомы, наиболее соответствующие типичному поведению русских. С существенным отрывом победила инертность ("плывет по течению"). За ней следуют мастеровитость ("мастер на все руки"), открытость ("душа на распашку"), смелость ("не робкого десятка") и сдержанность ("держит себя в руках"). Далее предлагалось выбрать 5 качеств характера, наиболее присущих русским. На первом месте неожиданно оказалась "терпимость к другим". Возможно, это качество было названо, поскольку в то время велись оживленные дискуссии на тему толерантности, и опрошенные хотели показать, что у нас этого качества по сравнению с многими другими народами – с избытком. Второе место заняло "законопослушание". Здесь, скорее всего, имелось в виду непротивление властям, склонность следовать в их фарватере. Получив такие результаты, "Росбалт" решил провести опрос в Интернете, поставив вопрос от противного — "Каких качеств прежде всего не хватает русским?", предлагая выбрать из тех же вариантов, которые рассматривались в социологическом исследовании. В интернет-опросе приняли участие 2910 человек. Первое место среди недостающих качеств уверенно заняла сплоченность (ее выбрали 42% участников). С учетом того, что по результатам социсследования именно это качество оказалось в конце списка, можно предположить, что русским его явно недостает, и они это понимают. Ощущение разобщенности русского народа присутствует и в повседневной жизни. На втором месте — чувство собственного достоинства (24%). Необходимо напомнить, что опросы проводились в период стабильной ситуации в России — до Крыма и начала военных действий на Украине. Сейчас, возможно, расклад был бы другим. Дефицит других качеств, судя по опросу, волнует россиян гораздо меньше, а недостатка свободолюбия, доброты и открытости участники практически не ощущали Не так просто обобщить данные трех исследований и вычленить специфику нынешней российской идентичности, но попробуем. Типичный русский-россиянин Вынужденный постоянно самоутверждаться в обществе высокой динамики и рисков, он неустанно борется за лучшее место под солнцем, мобилизуя все свои резервы, не разбирая методов и стараясь найти свой клан — по возможности как можно более сильный и близкий к власти. Тот, кто этого не делает, считается лузером. Выйти за границы привычного и общепринятого для нашего героя представляет серьезную проблему — это воспринимается не как новая возможность, а как угроза, от которой надо уклониться. В то же время преданность консерватизму и традициям, хотя и имеют место, но не чрезмерны. Россиянин отнюдь не гедонист, и все проявления по этой части — лишь попытки демонстрации возможностей и достижений. Привыкнув к жизни за железным занавесом, россиянин побаивается открытого пространства, новых идей. Не привык он и сам планировать свою жизнь, добиваться поставленных целей — проще отдаться на волю судьбы, исходя из того, что куда-нибудь кривая все равно выведет. Безопасность — одна из главных тревог россиянина. И один из способов почувствовать себя защищенным — быть преданным свой группе, интересы которой последовательно ставятся выше интересов общества в целом. Ради группы, клана можно пожертвовать многим, в том числе и чувством собственного достоинства. В некотором роде "нормальный человек", в отношении которого действуют определенные моральные принципы, — это только член группы. (Вот они – истоки коррупции!) Альтруизм отступил в глубокий тыл под напором необходимости социального и материального самоутверждения. Забота о "посторонних" людях и природе представляется слишком большой роскошью в обществе высоких рисков и экстремального выживания. Добавим сюда готовность россиянина к мобилизационной модели: сверхусилию на определенном отрезке времени, заканчивающемся периодом апатии и отхода от дел. Легко активировать в таком обществе и алгоритм поиска врага, жизни в осажденной крепости. Об этом неоднократно говорили многие эксперты "Росбалта". Чем русский менталитет отличается от западного Западный человек послевоенного мира стал куда более универсален и терпим к другим, менее привержен клану и группе – для него в большей степени все равны и заслуживают одинакового подхода. И в этом, вероятно, косвенная заслуга Бреттон-Вудской системы, включившей в единое пространство страны с разными менталитетами. То есть понятие "нормального человека" в западном мире сильно расширилось. С точки зрения россиянина, порой, возможно, даже слишком. Лишенное клановости западное общество одновременно является более атомизированным, более безразличным к жизни своих членов. Но жизнь западного человека исторически складывалась так, что он отвечал за себя сам. Тем не менее, универсализм общества на определенном уровне дает ощущение безопасности. Обращаясь за помощью к властям, западный человек твердо рассчитывает на их объективность, а не ищет кривых ходов. Чувствуя себя более защищенным, он более открыт изменениям и новым идеям. Он в большей степени считает себя ответственным за свою жизнь и жизнь страны и готов к действиям, подтверждающим эту ответственность. Одновременно с ростом универсализма выросло и чувство ответственности за природу, среду обитания в целом. Правда, рост этого чувства происходит в непрерывной борьбе с главным капиталистическим инстинктом – "делать деньги". Усиление универсализма привело и к склонности вмешиваться в жизнь других народов – Запад полагает, что они "такие же", а значит, надо помочь им устроить жизнь по счастливому западному образцу. Наконец, западный человек привык к планомерным, распределенным во времени усилиям, а не к мобилизационной модели. Консервироваться или меняться? Сравним, подумаем, взвесим "за" и "против". Может быть, не стоит так уж цепляться за российскую самобытность, а следует, наоборот, двинуться в сторону общеевропейских ценностей и менталитета? Ведь европейским странам удалось наладить более удобную и защищенную жизнь. Именно такую, которую хотелось бы наладить и нам в России. Главная задача нашей страны — модернизация человека. Об этом на сайте "Росбалта" говорили многие эксперты, в первую очередь – аналитик Андрей Столяров и профессор-психолог Александр Юрьев. Человек, а не ракеты и балеты, — самое главное, что производит каждое государство, и важно, чтобы оно производило определенный тип человека осознанно. Сегодня мы видим, как государство занялось производством человека патриотического, но в очень специфическом понимании. Активизировав силовую составляющую, механизм расширения пространства за счет соседей, власти пробудили и наиболее консервативные, дремучие составляющие российского менталитета. Для свободы высказывания остается все меньше пространства. Моральные нормы все больше сдвигаются в сторону архаики. Терпимость к "другим" — все ниже, а нетерпимость к оппонентам, характерные попытки выставить их "не людьми" — все выше. И это пытаются выдать за самобытный менталитет, который надо во что бы то ни стало охранить от "гнилого" западного влияния. Действительно, использовать привычные многовековые паттерны куда легче, чем стимулировать формирование нового менталитета. В современной России есть немало людей, которые являют собой примеры лучших черт россиян, — активных, честных, энергичных, преданных своей работе и готовых выполнять ее не только за деньги, а по велению души, пожалуй, более бескорыстных и менее рациональных, чем среднестатистические жители Запада. Есть и немало недавно возникших объединений энтузиастов, борющихся за чистоту и экологию наших городов, сохранение уникальных ландшафтов... Вот где бы надо искать опору и материал для создания новой идентичности. Но, увы, наше государство решило пойти иным путем. Что и неудивительно: ведь руководители страны — типичные носители традиционного (устаревшего) российского менталитета. Куда активация "дремучести" может завести Россию, не надо и гадать. Наиболее яркий пример — Германия прошлого века. Хотя хочется надеяться, так далеко мы все же не зайдем...
Тэги: |
|