ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Исповеди серийных убийц

По инф. polit.ru   
15 Января 2022 г.
Изменить размер шрифта

Десять жестоких и изощренных маньяков откровенно и без особого сожаления рассказывают свои истории в книге британского криминалиста Кристофера Берри-Ди. Ниже предлагаем прочитать отрывок из главы, где автор описывает свое общение с Артуром Шоукроссом, приговоренным в 1990 году к 250 годам заключения за убийства двенадцати человек.

Исповеди серийных убийц

Находясь в заключении, Артур Шоукросс раз за разом отказывался от интервью, и потребовалось несколько лет эпизодической переписки, прежде чем он передумал. Подтвердил он свое намерение грубоватой рукописной запиской, в которой просто говорилось: «Увидимся».

В рамках подготовки к беседе я начал разговаривать со всеми, кто имел отношение к жизни и преступлениям Арта, особенно с Кларой Нил, которая убеждена, что мужчину нужно освободить.

— Я буду держать его на таблетках, чтобы он больше не убивал, — пообещала она. — Кроме того, мы скоро поженимся. Я действительно люблю его. Он такой замечательно мягкий человек.

В понедельник, 19 декабря 1994 года, в тюрьме Салливан началось первое интервью. Перед тем как допустить меня к серийному преступнику, охранники объяснили, что Шоукросс по-прежнему считается очень опасной и грозной машиной для убийства.

— Он может взяться за старое через микросекунду, — сказали они. — Если его лицо побелело, а затем напряглось, или он вспотел, убирайтесь оттуда как можно скорее. Он достаточно силен, чтобы оторвать вам голову.

При весе больше центнера рост Артура Шоукросса составляет 180 см. С головой в форме картошки с тонкими седыми волосами, расплющенным носом и маленькими, черными, вечно водянистыми свиными глазками, посаженными близко друг к другу, он представлял собой довольно устрашающее зрелище. Массивные руки свисали с чрезвычайно сильных покатых плеч, грудь сливалась с животом, нависающим на пояс. Ниже фигура Шоукросса представляла собой разительный контраст. Опоясывающие талию складки жира переходили в коренастые ноги, заканчивающиеся очень маленькими ступнями. В общем, создается впечатление, что верхняя часть тела тяжелее нижней и он может в любой момент упасть.

В первом из четырех интервью мы встретились лицом к лицу в маленькой запертой камере. Шоукросс был поглощен обедом, больше никто не присутствовал. Он с жадностью заталкивал продукты в рот и воровато оглядывался по сторонам, будто кто-то собирался забрать его еду. После того как он вытер жир и частицы пищи со рта, я спросил, почему он ел части тел своих жертв. Шоукросс улыбнулся и сказал: «Да, сэр, ел. Человеческое мясо, ну оно на вкус как свинина. Я ем мясо, сырое мясо и всё такое. Я ем гамбургеры сырыми. Я ем стейк сырым и свинину сырой. Не знаю, почему я ел мясо людей, но я просто ел, и точка».

Шоукросс надолго замолчал. Его короткие и толстые пальцы нервно теребили пластиковый стакан. Глаза изучали потолок, будто он искал невидимую муху, а затем добавил: «Ага, и я съел еще один кусок с костью. Только что вспомнил».

«Боже, — подумал я. — Как можно такое забыть, чтобы потом просто "вспомнить"?»

Хотя правда в том, что во время службы во Вьетнаме Шоукросс никогда по-настоящему не стрелял, он тем не менее рад был похвастаться служебной карьерой. Разговор о его любимом предмете был хорошим способом завоевать доверие, и, как и следовало ожидать, Артура понесло. Он рассказал, что убил до 50 человек во время того, что сам назвал «миссиями по поиску и уничтожению». Мужчина утверждал, будто ему поручили уничтожать любого человека, встреченного на пути.

Несмотря на невероятность ужасных поступков Артура, ему явно нравилось говорить о них, хотя бы чтобы вызвать шок. Под давлением этот интеллектуальный пигмей придумывал множество часто противоречащих друг другу причин, пытаясь смягчить свое отвратительное поведение. Они варьировались от различных видов жестокого обращения (особенно инцеста), пережитого в детстве, до воображаемой деятельности в духе Рэмбо во Вьетнаме: «Армия научила меня убивать. Но не научила не убивать. Я был сам себе богом. Я был судьей, присяжным и палачом. За свою жизнь я убил, зарезал и полностью уничтожил 53 человека. Я просто хочу знать, почему».

То, как Артур оправдывался в убийстве проституток, было столь же странным. Сначала он заявил, что ему приказал убивать Бог, потому что все они больны СПИДом. Когда ему напомнили об очевидном факте, что он также изнасиловал и убил двух маленьких детей и двух вполне приличных женщин, мужчина замолчал и не смог дать ответа. И по мере того как беседы продолжались, совершал оплошности на каждом шагу.

Он признавал, что многих убил после секса. Был случай, когда он задушил жертву за то, что та укусила его за пенис во время фелляции. Всё это несколько противоречит словам о приказе убивать за СПИД. Еще одну бедолагу Артур забил насмерть после того, как она случайно просунула голову в окно его машины. Далее Шоукросс сказал, что, протащив ее два квартала, остановился и женщина спокойно села в его машину, предложив секс. Но затем вновь изменил оправдание: «Я встречался с 80–100 женщинами, включая проституток. И пытался выяснить, почему я импотент, что-то в этом роде».

Одна девушка умерла, потому что якобы обвинила Арта в краже кошелька. Другая рассталась с жизнью, потому что украла деньги из его дома, а затем пригрозила рассказать миссис Шоукросс о романе мужа. После преступник утверждал, что страдает редким генетическим заболеванием, именно это и превратило его в серийного убийцу, почти сразу же изменив тактику, чтобы обвинить четырех жен в отказе в сексе — по этой причине приходилось искать проституток, которых нужно было убивать. Наконец, он сообщил, что яркий свет вызывает у него ужасную головную боль и в этом причина проблем.

Пытаясь проникнуть в черную бездну разума Шоукросса, я спросил его об эмоциях, испытанных им до и во время убийства. Как и следовало ожидать, ответом он меня не разочаровал.

— Это было сочетание тишины местности, звездного света, моего пота и всё такое. Я не могу это контролировать. Я задушил большинство из них, и это не похоже на то, что показывают по телевизору, где они просто падают замертво. В реальной жизни они могут задерживать дыхание на три минуты и даже до семи, прежде чем умрут. Одна, ну пока я ее душил, сказала: «Я знаю, кто ты». Потом обмякла и перестала что-либо ощущать. Она просто обмякла.

На вопрос, почему на телах некоторых обнаружились множественные синяки, в то время как у других — выпотрошенные кишки, а у остальных отверстия в теле он заткнул растительным мусором, Шоукросс начал волноваться. Пальцы и руки пришли в движение, глаза заметались по комнате. Через несколько мгновений он вернул самообладание и ответил: «Да, сэр. На некоторых телах были синяки. В тех местах, куда я всем весом давил коленями, или оттого, что тащил их в тростник у кромки воды. Я разрезал их, чтобы они быстрее сгнили. Типа потрошил, как рыбу и прочее. Всё остальное. Что ж, мне просто пока не нужно с тобой об этом говорить».

Затем у него хватило наглости попросить меня стать шафером на его предстоящей свадьбе с Кларой Нил!

Исповеди серийных убийц

* * *

Линд М. Джонстон, капитан детективов полицейского управления Рочестера, очень интересовался ходом моих бесед с Шоукроссом, также подозреваемым в убийстве 30-летней Кимберли Логан, черной девушки, с которой дружил. Теперь, находясь за решеткой, Артур вел себя достаточно надменно, отказываясь отвечать на вопросы полиции. Поскольку дело всё еще не закрыли, нужна была любая помощь. Полиция Рочестера предоставила мне доступ к материалам по делу Логан в рамках исследования для этой книги. Из фотографий с места преступления и отчетов о вскрытии казалось очевидным, что убийство Логан имеет тревожное сходство с подтвержденными убийствами, совершенными Артуром.

Особый интерес вызвали упоминания нескольких свидетелей о подозреваемом, по описанию похожем на Шоукросса. В то время этого человека видели на Мегис-стрит, одетого в красную футболку. Во время ареста он отрицал, что когда-либо знал Кимберли Логан, и отверг утверждение о наличии красной футболки. Поскольку полиция не смогла найти подобную одежду при обыске дома Шоукросса, этот предмет оказался недостающим звеном, поскольку других улик, судебно-медицинских или иных, обнаружено не было.

Кимберли была доверчивой, но немного умственно отсталой молодой немой, из тех людей, которые могли подружиться с кем угодно, включая Артура. Со своей стороны, к моменту ее смерти у Шоукросса сложился стереотип серийного убийцы; в самом деле, ее кончина произошла между убийствами Фрэнсис Браун 11 ноября 1989 года и Элизабет Гибсон 25 ноября 1989 года. Более того, убийство Кимберли выделялось несколькими отличительными чертами — избиение, удушение, отсутствие доказательных признаков изнасилования, сильные синяки, нос и рот, забитые растительным мусором, одежда, найденная аккуратно сложенной рядом с трупом, и попытка прикрыть тело для предотвращения преждевременного обнаружения. Конечно, попытки спрятать тела не всегда удавались, но Артур знал: чем дольше жертвы подвергаются разрушительному воздействию стихии и диких животных, тем стремительнее будут исчезать доказательства судебно-медицинской экспертизы. Другими словами, был «подкован в криминалистике».

Возможно, больше благодаря удаче, чем хорошей детективной работе, на свет всплыла фотография Шоукросса в красной футболке (с ним в «кадре», так сказать). Обладательницей такой удачной находки оказалась невеста убийцы, Клара Нил, которая в своих искренних усилиях доказать, что Артур был «любящим и заботливым человеком», достала фотоальбом с карточками, сделанными примерно во время его смертоносных похождений. Листая страницы, я увидел фотографию мужчины в ярко-красной футболке, соответствующей описаниям свидетеля (предмета одежды, наличие которого преступник настойчиво отрицал). Когда фотография была показана Шоукроссу, в ответ он заявил: «Это чертова фигня. У меня никогда ничего подобного не было, и теперь ты действуешь мне на гребаные нервы».

Благодаря данному категорическому отрицанию, записанному на аудиопленку и фактически всё прояснившему, полиция Рочестера смогла закрыть вопрос с Логан.

Как оказалось, это дело вызвало больше вопросов, чем принесло ответов. Почему, признавшись во всех других убийствах в Рочестере, Шоукросс отрицал убийство Кимберли?

Полиция никогда не сообщала средствам массовой информации ужасающие подробности убийств, поэтому вероятность совершения имитационного преступления с идентичным почерком в одно и то же время в одном и том же городе составляла миллионы против одного. Это действительно была загадка.

Разгадка же кроется в том факте, что Шоукросс — расист.

Снова и снова на протяжении многих лет он выражал ненависть к чернокожему населению, утверждая, будто заниматься сексом с чернокожей женщиной ему противно. Однако, внезапно столкнувшись с фактом красной футболки, пошел на попятную и в одном из писем объяснил: «У меня был секс — хороший секс — с 5 черными дамами, и все они сегодня живы. [Это несмотря на то, что он убил чернокожую Фелисию Стивенс.] Возможно, некоторые и обдолбались до смерти, но какого черта, это их выбор. Я не ненавижу черных, только некоторых, а также белых плюс испанцев! Можете посоветовать полиции Рочестера поцеловать себя туда, куда не светит солнце. Кимберли Логан не входила в мою жизнь. Я никогда ее не видел и не встречал в реальной жизни. По этому поводу я дам показания на полиграфе любому и поговорю с копами. Это не моя жертва».

Когда же я предложил Шоукроссу пройти тест на детекторе лжи вместе с возможностью поговорить с полицией, он категорически отказался. Тем не менее, снова противореча самому себе, в другом письме написал: «Я никогда не связывался ни с кем из женщин и девушек рядом с тем местом, где жил. Я встречался с 6–8 дамами рядом с домом и не убивал их. Особенно немую. Мне было жаль ее. Мы были друзьями».

Даже беглое рассмотрение этого категоричного утверждения показывает, что Шоукросс снова лжет. На самом деле он убил 30-летнюю Дороти Килер, убиравшую его квартиру. Дарлин Триппи знала его достаточно хорошо, чтобы обмениваться небольшими подарками. И никто никогда не говорил Шоукроссу, что Кимберли Логан была немой, хотя она — единственная погибшая немая.

С самого начала Шоукросс ясно дал понять, что ни при каких обстоятельствах не будет обсуждать убийство Джека Блейка в 1972 году. Артур отнюдь не умный человек, но обладает определенной животной хитростью и инстинктом чуять опасность за версту, так что затронуть данную тему оказалось непростой задачей. Но это нужно было сделать, потому что, хотя миссис Блейк столкнулась с неопровержимым доказательством смерти сына, она всё еще верила, что однажды мальчик вернется домой.

— Говорят, Шоукросс убил моего мальчика, — рыдала она во время тяжелого разговора у нее дома. — Я верю в Бога, я хорошая женщина, Кристофер, и я успокоюсь, только если услышу правду от мистера Шоукросса. Тогда я смогу спать.

Во время третьей встречи с Артом я упомянул о 14,5 годах, которые он ранее провел в тюрьме. Я сказал, что для тщательной работы по описанию его жизни, как он и хотел, просто стереть те годы, будто их никогда и не было, не годится. То, что следует ниже, дословно взято из интервью, записанного на аудиопленку, и его чтение вызывает беспокойство:

АШ: Итак, что ты хочешь об этом знать?

КБД: Четырнадцать лет тюремного заключения, Арт. Что нам с ними делать?

АШ: Тебе не удастся разговорить меня на эту тему, так что, твою мать, и не пытайся. Не заводи этот гребаный разговор!

КБД: Хорошо. Значит, я вынимаю ластик, и 14 лет просто нет?

АШ: Да, сэр.

КБД: А как насчет Джека Блейка?

Задавая этот вопрос, я знал, что ступаю на небезопасную почву: если тюремное население прознает, что в прошлом Шоукросс изнасиловал и убил двух маленьких детей, у него снова могут начаться проблемы с другими заключенными, способными разделаться с ним в два счета.

В мгновение ока выражение лица Артура изменилось — оно превратилось в мертвую маску, залитую странной бледностью. На лбу выступили капли пота и поблескивающими ручейками сбегали на воротник тюремной рубашки. Затем, в гневе, он внезапно потянулся и зажал мою руку как в тисках.

— Ты не знаешь, с кем имеешь дело, ублюдок! — прорычал он. — Ты не знаешь, ни кто я, ни что я.

— Тебе не стоит этого делать, — ответил я. — Хорошо, у тебя проблема с Джеком, а теперь проблема со мной. Если ты испортишь интервью, Клара полезет на стенку, приятель.

При одном упоминании имени Клары будто кто-то щелкнул переключателем в его голове. Выражение лица стало нормальным, и он ослабил хватку, позволяя руке упасть. Теперь мужчина выглядел сбитым с толку и отрицательно качал головой. Глаза убийцы увлажнились, и он начал бормотать извинения.

АШ: Ну ладно, — сказал он дрожащим голосом. — Да, я убил его, понятно? Я сказал ему идти домой, а он не пошел. Потом я рассердился на него. Да, я убил его, прикопал тело в землю и пошел ловить рыбу. Он умер по своей вине. Это не имеет никакого отношения ко мне... мне очень жаль.

КБД: А одежда? Как насчет одежды Джека?

АШ: Он ее снял, и я сказал ему просто сложить ее, и всё такое.

КБД: Зачем?

АШ: Не знаю. Может, чтобы он заткнулся, понимаешь. Чтобы он думал, что снова ее наденет. Вроде того. Понятия не имею. На следующий день я вернулся и кое-что с ним сделал.

На вопрос, заставляли ли его родители складывать одежду, когда он в детстве ее снимал, Артур ответил, что это было одним из правил дома.

Затем я вернулся к Джеку Блейку.

КБД: Что ты делал с его телом, Арт?

АШ: Я не собираюсь об этом говорить.

КБД: Почему?

И снова я напомнил: если я прерву беседу, Клара будет в ярости, потому что она ожидает полной честности во время интервью.

КБД: А как насчет малышки Карен Хилл? Почему ты ее убил?

АШ: По той же причине, знаешь ли. Она типа этого хотела. Секса и всего такого. Затем я начинаю, а она принимается плакать и звать маму, поэтому я ее задушил. Не руками. Засыпал рот грязью и прочим.

КБД: Но ты занимался с ней сексом. Вагинально и анально, Артур.

АШ: Да. Но это было после того, как она умерла. Потом я пошел домой.

Пришло время последнего вопроса:

КБД: Арт, для чего ты набивал в уши и носы своих жертв листья и веточки? И тому подобное?

АШ: Ну не знаю, правда, не знаю. Я полагаю, просто не хотел пачкаться.

На этом интервью были завершены. Шоукросс медленно поднялся на ноги и в последний раз пожал мне руку. Он смиренно позволил охранникам обыскать себя после «полного контакта» с внешним миром. Затем «Речного монстра» повели обратно в глубину тюрьмы. Он ни разу не оглянулся и не попрощался.

  • Книгу Кристофера Берри-Ди «Беседуя с серийными убийцами. Самые жестокие люди в мире рассказывают свои истории» представляет издательство «Бомбора».
  • Что сделало этих людей убийцами? Как они выбирают своих жертв? Для понимания мотивов их ужасных преступлений автор подробно исследует биографии своих героев: встречается с родителями, родственниками, друзьями, школьными учителями, коллегами по работе, ближайшими родственниками жертв, полицией, адвокатами, судьями, психиатрами и психологами, сотрудниками исправительных учреждений. Книга «Беседуя с серийными убийцами» предлагает глубже погрузиться в мрачный разум преступников, чтобы понять, что ими движет.

На нашем сайте читайте также:

Polit.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!