Игры разумов под чутким руководством |
05 Июня 2015 г. |
На фоне расхожего мнения, что телевидение оглупляет, присутствие в эфире интеллектуальных шоу «Что? Где? Когда?» и «Своя игра» кажется парадоксом. Считается, что телевидение оглупляет. В принципе, с этим можно согласиться. И в этой связи присутствие в традиционных программных сетках интеллектуальных шоу «Что? Где? Когда?» и «Своя игра» представляется парадоксальным. Прямо белые вороны какие-то. Казалось бы, зачем эти передачи, рассчитанные явно не на массовую аудиторию, руководителям каналов, идеей фикс которых является пресловутый рейтинг? Не на массовую ли? Это как сказать. Вспомним тот шум, что поднялся три года назад, когда канал НТВ решил было «Свою игру» прикрыть! Да и цифры говорят сами за себя: «Своей игре» в прошлом году стукнуло 20 лет, а «Что? Где? Когда?» осенью отметит 40-летие. Между прочим, и с рейтингом у них все в порядке. Вообще-то двумя этими названиями список телевизионных игр, участники которых могут блеснуть своим интеллектом, не исчерпывается. В этот же ряд можно поставить, скажем, «Поле чудес» и «Кто хочет стать миллионером?». Заметим, что и эти две программы — долгожители нашего ТВ: «Полю» осенью стукнет четверть века, а «Миллионеру» в прошлом году исполнилось 15. Игры разной, так сказать, степени интеллектуальности популярны во всем мире. Достаточно вспомнить, что из перечисленных программ три созданы по зарубежным аналогам. Исключение составляет «Что? Где? Когда?», которая не только была придумана у нас, но и получила широкое распространение за границей. Зрительский интерес к подобному формату психологи объясняют просто. Угадав правильный ответ, приятно почувствовать себя умным. Таким образом просмотры становятся своеобразным тестом на IQ. Только здесь, в отличие от теста, от неугаданных вопросов очень просто отстраниться: в самом деле, с какой это стати человек должен знать все на свете? А особенно приятно обывателю, коротающему время перед телеэкраном, бывает тогда, когда в шоу участвуют знаменитости, и он, обыватель, дает правильные ответы на большее число вопросов. Но этой психологической трактовкой реакции зрителей, да и тем, что везде участникам программ задаются вопросы, сходство между играми и исчерпывается. Дальше начинаются различия, везде есть своя изюминка. Если каждой игре давать какое-то определение, то «Поле чудес», несомненно, можно назвать самой народной. Ее участники, как правило, не высоколобые интеллектуалы с двумя-тремя высшими образованиями, а обычные граждане из числа среднестатистических телезрителей. И хотя слова, которые им предлагается угадать, зачастую могут оказаться не по зубам и лицам с энциклопедическими знаниями, методом научного тыка открывая одну букву за другой, практически всегда можно прийти к правильному ответу. Если сравнить первые выпуски программы, идея которой была позаимствована у американского «Колеса фортуны», те, которые вел еще Влад Листьев, с нынешними, то может создаться ощущение, что это разные форматы. В 1990-м это была действительно игра для интеллектуалов. Теперь же это ярмарочный балаган, где обмен подарками ведущего с участниками, номера художественной и не очень самодеятельности и телевизионные приветы родным и друзьям едва ли не важнее, чем собственно угадывание слов. И в этом шумном, поюще-гогочущем сборище органично царствует вечный добрый Дедушка Мороз Леонид Аркадьевич. Кстати сказать, в играх вообще многое зависит от личности ведущего. Скажем, «Кто хочет стать миллионером?» под руководством Максима Галкина и «Кто хочет...» с Дмитрием Дибровым — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Именно ведущий манерой своего поведения перед камерами может усиливать или ослаблять интригу, заставляя зрителей нервничать и сочувствовать игрокам. Неслучайно правообладатели франшизы «Who Wants to Be a Millionaire?» время от времени проводят конкурс среди ведущих игры в разных странах. Впрочем, не одно лишь «Поле чудес» претерпело существенные изменения на протяжении своей долгой истории. Оно и понятно: чтобы не надоесть, формат должен время от времени меняться. Скажем, теперь уже мало кто помнит, что на первых порах в «Своей игре» были совсем другие правила. Тогда участник, одержавший победу в пяти выпусках кряду, получал автомобиль. При этом он имел право ограничиться меньшим количеством игр и забрать честно заработанные деньги. Позже автомобильные сезоны повторялись. Кстати, Анатолий Вассерман, ставший известным в стране во многом именно благодаря «Своей игре», получал машину дважды. Он же поставил рекорд, выиграв 15 игр подряд. В «Своей игре» ее бессменный ведущий Петр Кулешов не актерствует, в отличие от Якубовича, и не нагнетает страсти, как Дибров, но он прекрасно использует малейшие нюансы интонаций. Порой, когда никто из игроков не может угадать правильный ответ, он дает его с такой ехидцей в голосе, что за коротким словом так и читается: «Как же можно не знать такой ерунды?». Сказывается актерское образование. Но, безусловно, самых лестных эпитетов среди интеллектуальных игр заслуживает «Что? Где? Когда?». Здесь неповторимо все. И атмосфера элитного клуба, где все мужчины в смокингах, а дамы в вечерних платьях, где в качестве зрителей не считают зазорным присутствовать крупные предприниматели и общественные деятели. И выбранный уникальный принцип отсутствия ведущего в кадре. И, главное, принцип игры, при котором телезритель не просто смотрит на задумчивое лицо игрока, пытающегося найти верное решение, а становится непосредственным свидетелем мозгового штурма. Благодаря всему этому 40-летняя программа и смотрится свежо и молодо.
Тэги: |
|