НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Эволюция кинематографического зла

08 Декабря 2015 г.

tv 1

Кинематографическое зло, приходящее из голливудских хорроров, условно можно разделить на два вида:

1. Зло, пришедшее в ваш дом из окружающей среды в форме маньяков, монстров и прочей нечисти.

2. Зло, проснувшееся в вас или ваших близких, т. е. спятивший и ставший неким кровавым упырем тот или иной близкий человек.

Собственно, вокруг этого и строятся сюжеты современных фильмов ужасов. И все было бы ничего, если бы это зло не становилось с каждым годом все более милым и привлекательным.

Крестьян в средневековой Европе пугали вурдалаками, упырями и домовыми. Они были невероятно мерзкими, и их можно было победить, например все тем же осиновым колом, или же отогнать религиозным вундер-ваффе.

По мере индустриализации человечества и превращения нас в цивилизацию электроэнергии, с ростом объема знаний об окружающем мире и формированием какой-никакой, но научной картины мира пугаться какого-то гниющего и разваливающегося на части упыря стало признаком дурного тона. С какой такой стати мадемуазель, дочь лорда или уважаемого буржуа, владеющего газетами и пароходами, должна бояться того же, чего опасается простая доярка с язвами от коровьей оспы на руках?

С накоплением товарно-материальных ценностей растут человеческие потребности, и к делу освоения доступной наличной массы присоединяются различные писатели. Так сочинили того же графа Дракулу.

Следуя спросу публики и извращенной фантазии авторов, зло преображалось. Оно утрачивало признаки невероятного уродства, гнили и смрада, становилось более привлекательным. Этому, конечно, всячески способствовал кинематограф.

Одновременно зло становилось все сильнее, его стало очень не просто победить или прогнать. Оно превращалось в нечто столь могущественное, что перед его лицом человек – ничто. Против него перестали помогать божества, от него не спасает наука. Оно как Ктулху. Всесильное и всемогущее.

Дальнейшее скатывание человечества в буйство постмодерна преобразило зло до неузнаваемости. В эпоху постмодерна грань между добром и злом вовсе стерлась. Причина этого в том, что в логике постмодернизма истина не конкретна, а абстрактна, следовательно, грани между уродством и красотой не существует, равно как нет ни добра, ни зла. Именно потому нагадить на пороге храма – перформанс, а люди делятся не на добрых и злых, а на полезных, которым можно простить любые прегрешения, и всех остальных.

Собственно, подавляющее большинство творческих элит – законченные постмодернисты, потому и кинопродукцию выпускают соответствующую.

В нашем дивном новом мире зло стало не только красивым, но и даже каким-то добрым. От вампира Эдварда в «Сумерках» можно родить ребенка, с вампирами из «Реальных упырей» можно ходить в ночные клубы, дабы следом под шуточки актеров наблюдать за расчленением приглянувшихся доверчивых девушек. А в первом сезоне «Американской истории ужасов» и вовсе жизнь призраков в доме победившего зла куда приятнее жизни живых. Да и понять, кто страшнее – призраки или живые, достаточно сложно. Но куда страшнее то, что зло невозможно победить. Никак и ничем.

Зло облагородили, сделали всесильным и бессмертным, а человека превратили в настолько ничтожное существо, что подлинно счастливым и свободным он начинает себя ощущать, лишь совершив невероятное преступление, став каким-то исчадьем потустороннего мира.

Облагораживание зла идет параллельно с кризисом научного знания: где знакомые нам высокотехнологичные охотники за привидениями, где истребитель нечисти Ван Хельсинг? Они ушли с экранов, их заменили маньяки, прикрывающиеся личиной семьянинов, бесполезные медиумы и шаманы.

Логичный итог такой замены – расчеловечивание масс, потеря ими каких-либо нравственных ориентиров, превращение человеческих отношений в товар.

Впрочем, не воображаемые вурдалаки являются подлинным злом. Единственное зло в этом мире – сам человек, в котором в последнее время позиции Танатоса стали куда сильнее позиций Эроса.

Выйти из этого нравственного кризиса, не хлебнув горя и лишений, полагаю, мы не сможем. Ведь воображаемое и кинематограческое зло, равно как и неубиваемые герои боевиков, меняют наше сознание, вернуть которое к нормальному состоянию может лишь суровая реальность, в которой у нас лишь одна жизнь, а со смертью мы превращаемся в куски никому не нужного мяса.

И единственное, что от нас остается, – память и список деяний.

По инф. vz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!