ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

Падение нравов и скандал в Большом театре на стыке двух революций

Изменить размер шрифта

После Февральской революции в государственных (бывших императорских) театрах был принят ряд мер по устранению "наследия старого режима". Так, из здания Дирекции театров вынесли громадный портрет Николая II (при этом золотая рама, в которой он висел, временно осталась на месте, удивляя своим видом посетителей). В Мариинском театре сменили занавес работы А.Я. Головина с изображением двуглавого орла на новый, из оперы "Орфей", политически нейтральный (и также написанный Головиным); на театральных афишах вместо того же орла появилась лира, а золоченые гербы и вензеля в зрительных залах предполагалось задрапировать красным сукном. Пишет "Российская газета".

1

Большой театр

Вскоре некоторые из этих элементов интерьера демонтировали - по крайней мере отсутствие корон и вензелей на царских ложах в Михайловском театре один из рецензентов обнаружил уже 13 марта. Подобные известия встревожили членов Особого совещания по делам искусства при комиссаре Временного правительства над бывшим Министерством двора. 19 марта совещание обратилось к комиссару Ф.А. Головину, сообщая ему о слухах, согласно которым "внутри зданий Государственных театров предположено уничтожить все эмблемы Государственного герба с тем, чтобы заменить их другими украшениями во вкусе возрождения". Деятели искусства находили, что "таковая замена может нанести значительный ущерб художественной цельности этих сооружений" и ходатайствовали о предоставлении им "обсуждения и решения этого вопроса". Помощник комиссара П.М. Макаров наложил на обращение резолюцию, в которой попросил его авторов "представить свои соображения по этому поводу", а в служебном письме директору театров В.А. Теляковскому от 21 марта велел "без доклада мне не предпринимать никаких замен эмблем Государственного герба".

2

 Леонид Собинов, знаменитый тенор, в 1917 г. - уполномоченный по Государственному Большому театру

Театрам пришлось измениться

И все же остановить перемены в театрах было невозможно. Распоряжением комиссара над Дирекцией театров Н.Н. Львова театральным чиновникам предписывалось появляться в зрительном зале не в вицмундирах, а в обычных костюмах, капельдинерам же было предложено сменить прежние ливреи на пиджаки (отсутствие более глубоких преобразований в театральном ведомстве позволило критику Б.П. Никонову спустя два месяца констатировать, что "до сих пор самою "видною" реформою остается перемена костюма у капельдинеров..."). Любопытно, что в итоге руководство оставило капельдинерам их раззолоченные ливреи, после чего, как шутили рецензенты, у них осталось одно отличие от дореволюционных времен: "Почти все капельдинеры обросли усами и бородой. При старом режиме капельдинеры обязаны были бриться".

В Москве не отставали от Петрограда в стремлении изменить облик бывших императорских театров в более соответственном революционному времени духе. Администрация Большого театра размышляла о смене занавеса, изображавшего въезд К. Минина и князя Д.М. Пожарского в освобожденную от поляков Москву, что предшествовало избранию на царство Михаила Романова. В черновом варианте письма (документ не датирован) уполномоченного по Большому театру, знаменитого певца Л.В. Собинова Ф.А. Головину артист писал: "Если занавес с изображением "въезда кн. Пожарского" в настоящее время будет признан неудобным, то я прошу заменить занавесом в память 1812 г.". Изготовление занавеса для Большого театра по эскизу художника К.А. Коровина на тему Отечественной войны было одобрено 19 июня в Петрограде на заседании Театральной комиссии при Совете по делам искусств (последний был преемником Особого совещания) под председательством главноуполномоченного по государственным театрам Ф.Д. Батюшкова; информация о политическом подтексте смены занавеса попала и в прессу. Один из самых ярких (и, безусловно, наиболее пикантных) скандалов в государственных театрах в 1917 г., связанных с ликвидацией "наследия старого режима", также случился в московском Большом театре.

3

Граф В.Б. Фредерикс — министр императорского двора, последний владелец ложи с "отдушиной"

Скандальная находка

В начале мая 1917 г. Л.В. Собинов, в чьих руках сосредоточилось управление Большим театром после Февральской революции, обратился в Московскую контору государственных театров по не совсем обычному поводу: "Комендант Большого театра донес мне, что в умывальной комнате министерской ложи Большого театра обнаружена балетными артистами на высоте человеческого роста отдушина, ведущая в артистическую уборную, служащую для переодевания артисток оперы и балета". Артист подробно описал отдушину: "Приблизительно 6 кв. вершк[ов], закрытая со стороны ложи медной дверцей с висячим замком, со стороны артистической дамской уборной оканчивается решеткой, до сих пор считавшейся за вентиляционное отверстие". Собинов требовал от чиновников конторы "сообщить мне незамедлительно, имеются ли в Конторе сведения, когда устроена эта отдушина и в чьих руках находится ключ от висячего замка", так как комендант московских государственных театров Н.П. Штер (которого певец в документе не совсем точно называл комендантом Большого театра) "заявил мне, что у него ключа нет и не было, и что он сам не знал о существовании подобной вентиляции".

4

Отдушину" сфотографировали как со стороны ложи, так и со стороны раздевалки артисток. Фото: Архивно-рукописный отдел Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина. Ф. 651. N 27. Л. 4 - 5.

16 мая последовал ответ Московской конторы государственных театров за подписью управляющего конторой С.Т. Обухова. В документе содержалась ссылка на заявления архитектора конторы В.А. Величкина и архитектора Московского дворцового управления С.А. Ползикова о том, что "за время их службы в конторе театров, т. е. за последние 16 лет, никаких работ по устройству отдушины в умывальной комнате министерской ложи Большого театра, ведущей в артистическую уборную артистов балета и хора, не производилось". По мнению В.А. Величкина, "назначение устройства отдушины более-менее определенно может быть выяснено только во время производства работ по заделке ее". Вопрос о ключе от висячего замка также не прояснился, так как, согласно цитированному отношению конторы, "при приемке комендантом театров гвардии подполковником Штер казенного имущества, оставшегося после полицеймейстера театров покойного генерал-майора Переяславцева, такового не оказалось".

Артистки были возмущены

Информация о находке потайной дверцы с "отдушиной" в умывальной комнате министерской ложи (имеется в виду ложа, предназначавшаяся для министров императорского двора - крайне правая ложа бельэтажа; после Февральской революции и вплоть до августа 1917 г., когда она была официально передана в распоряжение комиссара над бывшим Министерством императорского двора, ложей фактически распоряжалось руководство Большого театра) вскоре попала в прессу. Сообщалось, что "возбуждение в балетной труппе по поводу сделанного "открытия" царит большое"; артистки, по их словам, "никогда не подозревали, что их уборная сообщается с министерской ложей, посредством окошка, проделанного когда-то в стене и служившего для каких-то тайных целей", а само окошко "имело вид самой безобидной отдушины". "Интересно знать: для кого был сделан этот наблюдательный пункт?" - задавались риторическим вопросом в "Петроградской газете", хотя, казалось бы, ответ лежал на поверхности, так как ложа была закреплена за конкретным лицом (что не исключало, конечно, возможности появления "отдушины" при одном из его предшественников по должности). Впрочем, никаких документов, свидетельствующих о желании руководства Большого театра опросить последнего владельца ложи - графа В.Б. Фредерикса, обнаружить не удалось, в связи с чем сообщения журналистов о продолжении розысков "лица, хранившего ключ от потайной двери" выглядели не вполне убедительно.

5

Вера Каралли - балерина Императорского Большого театра

История с находкой "отдушины" в министерской ложе Большого театра убедительно ложилась в концепцию угнетения старым режимом как искусства в целом, так и его деятелей, демонстрируя одновременно цинизм, похотливость и неуважение к женской половине труппы со стороны высокопоставленных лиц, заглядывавших в "потайную дверцу". Вероятно, лишь обнаружение последней в начале мая, когда, по окончании сезона в бывших императорских театрах, наступал длительный период летних каникул, во время которых театральная жизнь замирала, помешало этому открытию стать причиной более крупного скандала. В течение лета и начала осени в стране произошли столь значительные события, что к началу следующего сезона об "отдушине", судя по изученному нами комплексу документов Л.В. Собинова, Большого театра и Московской конторы государственных театров в фондах РГАЛИ и Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, основательно забыли. Тайна министерской ложи так и осталась нераскрытой...

  • Еще новости, статьи и советы о нашем с вами здоровье - по ссылке

Здоровье пожилых - советы

  • Беспокоит что-то конкретное? Вы можете сделать более подробный выбор интересующей вас темы из списка:

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.