Надоело слышать «вон Буратино идет!» |
23 Октября 2015 г. |
Чем занят Дмитрий Владимирович сегодня и что в нем осталось от того задорного, обаятельного Буратино, которого мы все помним? Сорок лет назад Дмитрий Иосифов перешел из разряда обыкновенных 10-летних мальчишек во всесоюзные знаменитости, сыграв заглавную роль в суперпопулярном фильме Леонида Нечаева «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Вскоре актерский успех был подкреплен ролями Волчонка в фильме «Про Красную Шапочку», Степы Комарова в «Капитане Соври-голове», мальчика-коридорного в имевшей успех в начале 80-х картине «Проданный смех»... А затем имя Иосифова перестало звучать так громко, что вполне объяснимо: взрослея, Дмитрий подался не в актеры, а в режиссеры. «Суженый-ряженый», «Лето волков», «Уходящая натура» — вот только некоторые из поставленных им телевизионных лент. Чем занят Дмитрий Владимирович сегодня и что в нем осталось от того задорного, обаятельного Буратино, которого мы все помним? — Слышал, что вы обрадовались, когда вас наконец-то перестали узнавать на улице. Не кокетство ли это? Мало кто из творческих людей так легко расстается с популярностью. — Да уж, узнавать меня перестали лет десять назад, и я искренне этому радовался. Никакого кокетства — просто надоело многие годы слышать: «Смотрите — вон Буратино идет!» Я сам у себя спрашивал: неужели во мне осталось что-то от того наивного ребенка? Кстати, поначалу меня утвердили вовсе не на роль Буратино. Когда помощник режиссера увидел меня в секции фигурного катания, он решил, что нашел Арлекина. От тех проб запомнились суета и свет прожекторов, от которых я буквально слеп. Помню, я так испугался, что сказался больным, и бабушка увела меня домой. Правда, на следующий день я вновь явился на пробы и был тут же утвержден на роль. Но съемки не начинались. В это время режиссер Леонид Нечаев искал по всем республикам тогдашнего СССР, включая Кавказ и Среднюю Азию, настоящего Буратино. И тут опять вмешались случай и тот самый ассистент, который предложил мне на «всякий пожарный» выучить роль и, пока ищут подходящего мальчика, попробоваться в ней. Я охотно согласился, не догадываясь, что съемки-то уже начались, просто коварные взрослые мне об этом не говорили. Теперь понимаю, что дядя Леня поступил правильно, затеяв такую игру: избавил меня от лишних волнений. — А так вы почувствовали себя в своей тарелке? — Ну я бы не сказал, что все пошло как по маслу. Никто ведь не знал, как на самом деле должен выглядеть Буратино, вот и экспериментировали прямо на площадке. То резиновый нос мне приклеят, то пенопластовый. И он получался разной длины. Кстати, это даже в фильме видно! А мама возмущалась о своем: ребенку по КЗОТу нельзя работать больше четырех часов, меня же тащили на полную смену. А когда подвесили вверх ногами на дереве, да еще под головой у меня оказался большой камень, она возмутилась и потребовала уволить меня от таких съемок. Так ее просто обманули, пообещав, что будут снимать другую сцену. А когда она успокоилась и ушла, спокойно досняли ту самую, с камнем. — Ну и нравы в кино! Зато вам довелось сняться со знаменитыми актерами. Не страшновато ли было? Тот же Ролан Быков очень правдоподобно изображал кота-разбойника, да и Карабас со своей плеткой... — Так я же не знал, какие они все знаменитые. Это мама мне объяснила, кто такой Ролан Антонович и какие роли у него за плечами. А побаивался я его за другое: очень уж он был требователен к своей супруге Елене Санаевой, игравшей лису Алису. Даже кричал на нее. И Владимира Этуша я боялся даже без грима — настолько он вжился в роль Карабаса-Барабаса. — И, простите, сколько за ту нелегкую и опасную работу вы получили? — За полгода съемок — 600 рублей. И столько же — постановочные. Для мальчишки, может, и неплохо, хотя разбогатеть не получилось. А вот те самые взрослые и знаменитые были недовольны заработком. Особенно обижался Ролан Антонович. Конечно, я тогда всего не знал, мне об этом позже рассказал Леонид Нечаев. — Говорят, именно он помог вам войти в актерскую профессию. — Вообще-то я собирался поступать в Политехнический институт на отделение порошковой металлургии. Но это дело требует большого здоровья и просто физической силы, а я, как видите, не атлетического сложения. Поэтому оказался на распутье. А благодаря Нечаеву, его настойчивости поступил во ВГИК на курс самого Алексея Владимировича Баталова. Много общался также с Владимиром Абрамовичем Этушем и с замечательным Юрием Васильевичем Катиным-Ярцевым. Это он дал мне прекрасный совет, когда я, учась на последнем курсе института, приходил к нему в Театр на Малой Бронной и плакался: мол, закончу — и распределят меня в Минск, и останется театральная Москва без такого таланта: Катин-Ярцев сказал: «И поезжай в Минск. Если потом захочешь продолжить карьеру в Москве или Питере, так оно и будет». И оказался прав: именно в Минске я стал снимать рекламные ролики, которые помогли мне вернуться в Москву. — Из ваших недавних работ большой отклик получил сериал «Уходящая натура» на Первом канале. Почему вам пришла идея снять картину о 1970-х: вроде и неблизко к сегодняшней жизни, но еще и не история. — Так это обращение к нам сегодняшним из той эпохи, которая никак не хочет нас покидать. Канун Олимпиады, фанфары — а рядом абсолютно не парадная деревенская жизнь. Мы сняли гораздо больше, чем вошло в фильм. Резали по живому, чтобы вместить всю историю в восемь телесерий. — Я слышал, что в основе сценария — реальная история о выезде кинематографистов для съемки жизненного сюжета, причем гораздо более жесткая, чем в фильме. — Да, все это было в действительности. Главный герой, довольно известный артист, стал виновником не драмы, как у нас, а настоящей сельской трагедии: обманутый муж застрелил жену и повесился сам. Историю нам рассказал автор сценария, который работал на студии имени Горького. В этом и суть: для городских такая история не была чем-то особенным — ну возник во время съемок командировочный роман, что тут такого. А для сельской семьи это крах, это то, что трудно пережить. — Продолжим параллели. Говорят, в герое Владимира Меньшова выведен тогдашний начальник «Мосфильма» Сизов, а Алексей Петренко сыграл Сергея Михалкова. — Вот тут вы не правы — все образы собирательные: что-то от Михалкова, что-то от Юрия Нагибина... С Меньшовым работалось легко. Хотя бы потому, что он в 70-е вовсю работал в советском кино и прекрасно знал его устройство. Он многое нам в этом плане подсказал, хотя о чем-то приходилось и спорить. Алексей Петренко — большущий профессионал, но в пору съемок ходил с гипсом на сломанной ноге. И надо было как-то обмануть камеру, чтобы гипса никто не увидел. — А почему именно Анну Чиповскую выбрали на роль фаворитки режиссера? Она здорово играет, но, честно говоря, мне трудно поверить в то, что на трибуну съезда комсомола могли выпустить такую циничную барышню. — Еще как могли. Хорошо помню, что в нашей школе в комитет комсомола шли не такие уж искренние парни и девушки с горящими глазами, как это принято было думать. Что касается Ани, то она честно выиграла состязание. Мы просмотрели три десятка актрис, и лучше проб, чем у Анны, не было ни у кого. Такой же жесткий отбор выдержала Маша Шукшина. — Маша, похоже, сыграла саму себя. Мы, журналисты, не раз сталкивались с ее довольно жестким характером. — Она действительно похожа на свою героиню. Хотя, надеюсь, мы смогли из нее вытащить и то, что раньше мало кому удавалось в ней разглядеть. Возвращаясь к Чиповской: мы начали с ней работать раньше, чем Валерий Тодоровский в «Оттепели». И когда нас упрекают в заимствовании сюжета, мне это не кажется обоснованным. Да, мы снимали в тех же местах и даже интерьерах, в Минске. Но ведь это моя родина. К тому же мест, напоминающих наше советское прошлое, в России осталось немного, а в Белоруссии — гораздо больше. — Как уговорили сниматься Игоря Скляра? — Мы к тому моменту уже работали вместе на моей предыдущей картине «Лето волков». Тогда в Скляре еще чувствовались настороженность и недоверие, а вот на «Уходящей натуре» у нас было полное понимание. Кстати, Сергей Колтаков и Игорь Скляр — давние друзья, они даже в армии служили в одном полку, так что друзей-соперников им играть было комфортно. — Осталось спросить про Алену Бабенко в этом сериале. — Она городской житель, и ей было непросто сыграть крестьянку. Хотя по сюжету эта деревенская женщина имеет дворянские корни, и именно это обстоятельство помогло Алене войти в образ. А доить корову ее учила Маша Шукшина, которая сама только на наших съемках этому научилась, да еще и пострадала в процессе обучения: получила от коровы удар по глазу хвостом, которым та мух отгоняла. После этого случая пришлось подвязать корове хвост. — Дмитрий, мы все говорим о сериалах. А прокатные картины у вас есть? — Ни одной. Я всей судьбой крепко связан с телевидением. Имею ТЭФИ за режиссуру своего первого телепроекта «Последний герой», 2002 год. Сейчас заканчиваю двухчасовой документальный фильм-портрет о женщине с большой судьбой — Ариадне Бажовой, дочери знаменитого писателя Павла Петровича Бажова, вдове Тимура Аркадьевича Гайдара и маме Егора Гайдара. Через два года ей будет 90 лет. Но нам бы с вами ее ясность ума и память! — Вы часто бываете в родной Белоруссии? — Конечно. Наш оператор назвал белорусскую провинцию «социалистическим заповедником». Но дело даже не в профессиональных интересах. Уж простите, но ментальность белорусов мне нравится больше, чем моих российских соотечественников. А если посмотреть на чистоту лесов и улиц в Белоруссии и в граничащих с ней областях России, то сравнение будет не в пользу последней. P.S. Дмитрию Иосифову вчера исполнилось 50 лет. «Труд» поздравляет экс-Буратино с юбилеем и от всей души желает ему новых творческих успехов и благополучия! Штрихи И другие герои «Золотого ключика» А что стало с другими мальчишками и девчонками, 40 лет назад снявшимися в замечательном детском фильме? Роль милой девочки Мальвины сыграла школьница Таня Проценко. После выхода ленты на экраны мальчишки со всей страны предлагали ей дружбу. А на гонорар от съемок Таня купила себе пианино, на котором, говорят, теперь играет ее дочь Анюта. Татьяна живет в Москве. Замужем за актером Алексеем Войтюком. Роль Пуделя Артемона исполнил Томас Аугустинас. Для него эта работа в кино оказалась единственной. Сейчас Томас процветающий бизнесмен, живет в Канаде. А Пьеро сыграл Рома Столкарц, ставший врачом-педиатром. Живет в Израиле, имеет две собственные клиники в Иерусалиме.
|
|