НА КАЛЕНДАРЕ

О Николае Охлопкове: «В искусстве он любил максимум…»

По инф. dramteatr.ru, wikipedia.org   
15 Мая 2020 г.

150524 1a

120 лет назад, 15 мая 1900 года, родился актер театра и кино, режиссер и педагог Николай Павлович Охлопков, чье имя уже много лет носит Иркутский академический драматический театр.

«В искусстве он любил максимум…»

Биография Николая Охлопкова

Николай Охлопков родился в Иркутске в небогатой дворянской семье Павла Иосифовича и Юлии Филипповны Охлопковых. Был одним из семерых детей. Отец был полковником Русской императорской армии, участником Русско-японской и Первой мировой войн, в Гражданскую войну занимался мобилизацией в Красную армию. Дядьки по матери были известными художниками-гравёрами, старшая сестра Надежда увлекалась живописью.

Отец часто был в разъездах, и заботы о семерых детях полностью ложились на мать. Она была хорошей хозяйкой, много внимания уделяла их воспитанию и образованию. В семье поощрялось творчество: дети много занимались живописью и музыкой. Николай даже получил прозвище среди товарищей – Колька Шаляпин. Но главным увлечением его была сцена. Здание городского театра, с начала своей истории отличавшегося серьезным репертуаром, привлекало Николая с детства.

В 1910–1917 годах будущий актер и режиссер получал образование в Иркутском кадетском корпусе, так как по семейной традиции должен был стать офицером. Но одновременно юноша учился в художественной студии-мастерской живописи, ваяния и зодчества у художника Ивана Копылова, а также в музыкальной школе по классу виолончели.

Уже в период учебы в Кадетском корпусе Николай помогал ставить «Свадьбу» по пьесе Антона Чехова и сам сыграл в ней роль Телеграфиста.

Самоучка

Окончив Кадетский корпус, Охлопков устроился в Иркутский драматический театр мебельщиком-декоратором. Но долго на этой должности не задержался и через год уже стал играть на сцене.

Николай был горячим поклонником творчества Владимира Маяковского и вместе с приятелем Василием Гнедочкиным декламировал стихи Маяковского на площадях.

В 1920 году Охлопков стал одним из организаторов и создателей иркутского «Молодого театра», и первой его режиссерской работой стало «массовое действо», развернувшееся на Тихвинской площади Иркутска (сквер им. Кирова). Оно состоялось 1 мая 1921 года, после освобождения города от войск Колчака. Спектакль назывался «Борьба труда и капитала». Сам Охлопков взял себе роль Тирана-Капитала. Мероприятие поражало размахом, как сказали бы сейчас, это было настоящее «реалити-шоу», в котором участвовали даже военные. Развернувшаяся на площади «борьба с капитализмом» так зажгла собравшиеся массы, что только кавалеристы смогли сдержать запутавшуюся в искусстве и реальности толпу. Это был большой успех, за который начинающий режиссер был награжден… мешком муки.

Через год Охлопков поставил «Мистерию Буфф» Владимира Маяковского. Здесь тоже была разрушена граница между зрителями и сценой: с верхних ярусов по веревкам спускались актеры, сцены разыгрывались прямо между рядами. Николай Охлопков, чувствуя кипящее время, искал новые формы. После этого спектакля талантливого режиссера-самоучку отправили в Москву получать соответствующее образование.

Актер и режиссер

В 1922–1923 годах Охлопков учился в ГИТИСе и параллельно играл в Московском театре революции. В 1923 году при постановке «Великодушного рогоносца» в Театре имени Мейерхольда главный режиссёр спросил, есть ли среди присутствующих студентов высокий парень, и вперёд вытолкнули Охлопкова, который тут же вскарабкался на декорации. В тот же день он был зачислен в труппу, где играл до 1926 года. Одновременно занимался в мастерской при театре (ГЭКТЕМАС) под руководством Всеволода Мейерхольда.

Николай Охлопков не ограничился театральной деятельностью. Его привлекало кино, где он тоже оставил свой след. Он дебютировал как актёр в 1924 году, сыграв хулигана в короткометражке «Гонка за самогонкой». В 1926–1928 годах служил актёром и режиссёром Одесской кинофабрики, затем – режиссёром Государственного военного фотокинопредприятия «Госвоенкино», а в 1929–1930 годах был режиссёром «Совкино». Как кинорежиссёр поставил три фильма: «Митя», «Проданный аппетит», «Путь энтузиастов». К сожалению, все они были утрачены во время пожара на киностудии в начале войны. Многие искренне сожалели, что Николай Павлович позже отказался в кино от карьеры кинорежиссера, ведь фильмы, которые он поставил, свидетельствовали о его смелости и изобретательности.

Николай Павлович снялся в восемнадцати фильмах, в том числе таких как «Ленин в Октябре» Михаила Ромма, «Яков Свердлов», «Кутузов», «Повесть о настоящем человеке». Даже далекие от искусства люди запомнили Охлопкова по роли Василия Буслаева в фильме Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Легендарный режиссер без проб утвердил Николая Павловича на эту роль и был очень доволен его работой.

Для актера были характерна импровизационная манера игры, гибкая пластичность, яркая выразительность и эмоциональность, жизненная достоверность, мастерство перевоплощения.

Театр Маяковского

В период с 1930 по 1937 год Охлопков возглавлял Реалистический театр в Москве. В 1938–1943 годах был актером и режиссером Театра имени Вахтангова. А с 1943 года для Николая Охлопкова начался самый плодотворный и значительный период: после эвакуации из Омска он был назначен художественным руководителем Московского театра революции (позже переименованного в Московский академический театр имени Владимира Маяковского). На этой сцене осуществились смелые планы и эксперименты нашего знаменитого земляка.

Николай Павлович Охлопков строил свой тип театра, восходящий к истокам народной площадной культуры. Недаром театр Маяковского в то время часто называли «театром Охлопкова».

Во время Великой Отечественной войны особенно ярко проявилась героико-патетическая направленность искусства, публицистичность и эмоциональность натуры Охлопкова. Это было видно по спектаклям того периода. Одна из самых выдающихся работ режиссера на сцене театра – спектакль «Молодая гвардия», поставленный в 1947 году. Зрителям и критикам спектакль особенно запомнился развевавшимся над сценой огромным красным полотнищем. Мария Бабанова в образе Любови Шевцовой исполнила романс «Одинокая гармонь», который скоро стал известен в каждом уголке страны. За эту работу Охлопков был удостоен Сталинской премии первой степени, а в 1948 году ему было присвоено звание народного артиста СССР.

«Гамлет» Охлопкова, впервые увиденный публикой в 1954 году, стал важным этапом в развитии таланта режиссера. В этой постановке он донес до зрителя философскую суть шекспировского театра. «Гамлет» в видении Охлопкова – героическая трагедия. Идея спектакля – моральная победа бурного гамлетовского мятежа над косностью и темнотой «мира-тюрьмы».

Как большинство режиссеров, Николай Охлопков занимался и педагогической деятельностью, преподавая в ГИТИСе. Еще при жизни актера и режиссера, в 1953 году была выпущена книга А. М. Бейлина «Народный артист СССР Николай Охлопков».

Весной 1954 года Охлопков был назначен заместителем министра культуры СССР, став первым представителем художественной интеллигенции на столь высоком посту. Освобожден от должности заместителя министра культуры по собственному желанию весной 1955 года.

За заслуги перед искусством Николай Павлович стал лауреатом шести Сталинских премий, и в качестве признания его таланта 2 ноября 1967 года постановлением Совета министров РСФСР Иркутскому драматическому театру было присвоено имя выдающегося советского режиссёра Николая Охлопкова, чья театральная деятельность началась на иркутской сцене.

Умер Николай Павлович Охлопков 8 января 1967 года в Москве. Вместе с ним на Новодевичьем кладбище похоронена его жена, режиссер Елена Ивановна Зотова-Охлопкова.

  • Расскажите об этом своим друзьям!