Наша флотская губерния |
Олег СУХАНОВ, член Союза журналистов России |
28 Июля 2016 г. |
Далеко наш Иркутск от Тихого океана, но он был столицей великой морской державы. В Иркутске находилась морская база с адмиралтейством, и владения наши в Тихом океане распространялись от Аляски до Калифорнии – это была Иркутская губерния в составе России. В Иркутске делали корабельную оснастку, здесь готовили штурманов и матросов. Много для флота сделал генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьёв-Амурский. В 1854 году началась Крымская война, на Дальнем востоке обстановка была напряжённой, и губернатор писал императору: «Восточная оконечность Сибири в последние годы занимает англичан – это несомненно. Если бы вместо английской крепости в устье Амура стала русская крепость, ровно как в Петропавловском порту на Камчатке, и между ними ходили бы флотилии, этими средствами на вечные времена было бы обеспечено для России владение Сибирью и всеми неисчерпаемыми её богатствами». Подводный крейсер «Иркутск» Августовские события в 1854 году в Петропавловском порту Муравьёв предугадал заранее. Упрочение России на Дальнем Востоке мешало интересам Англии и Франции, требовавших разрушения русских укреплений на побережье Тихого океана. Английские корабли во множестве бороздили Охотское море. Генерал-губернатор побывал в Петропавловском порту и лично обследовал Авачинскую бухту, выбрал место для стояния флота, указал расположение батарей на случай нападения, назначил адмирала В. С. Завойко военным губернатором полуострова. Меры оказались своевременными – 18 августа соединения англо-французской эскадры появились в Авачинской бухте. Сражение закончилось полным поражением нападавших, было захвачено знамя Гибралтарского полка, много оружия. Все неприятельские корабли, едва держась на плаву, с позором ушли из бухты. Завойко отправил нарочного Муравьёву с радостным известием. Иркутск ликовал, отмечая победу! Мне часто приходилось бывать на кораблях Тихоокеанского флота, на которых служили наши земляки. В 1970 году впервые появился сторожевой противолодочный корабль «Иркутский комсомолец». Более сотни иркутян прошли на нём службу. Корабль служил на флоте до конца восьмидесятых, тогда появился подводный крейсер «Иркутск». На одном из праздников военных моряков я побывал во Владивостоке. На рейде в заливе Петра Великого расцвели флагами корабли, горожане возлагали цветы к многочисленным памятникам погибшим морякам. Этот город разделил славу героев битвы при Чемульпо, родил новые величественные подвиги, узаконил наши морские традиции. Есть во Владивостоке священный уголок. Он дорог морякам Тихоокеанского флота и нам, иркутянам. В тенистом парке военно-морского госпиталя стоит памятник Герою Советского Союза Марии Цукановой. Возле памятника я познакомился с моряком Сергеем Пономаренко. Он – иркутянин, окончил школу санинструкторов и рассказал, что каждый день на поверке выкликают имя Марии Цукановой, навечно зачисленной в школу санинструкторов госпиталя. Напомню, звание Героя Советского Союза посмертно присвоено Марии Цукановой 14 сентября 1945 года за самоотверженное выполнение воинского долга и проявленные при этом доблесть и геройство. Из камня высечена фигура девушки в матросской форме. Гордо вскинута голова, мужественное красивое лицо. Иркутянка добровольно пошла служить на Тихоокеанский флот в 1942 году. Во время войны с Японией участвовала в боевых действиях в составе 355-го отдельного батальона морской пехоты. 14 августа 1945 года батальон высадился в корейском порту Сейсин. Мария шла в боевых порядках атакующих. Отважная девушка не покинула своих бойцов, когда сама была ранена. За полтора дня непрерывного боя она вынесла командира и 52 раненых бойца с оружием. Ослабев от потери крови, она потеряла сознание и попала в руки врагов. Не добившись от неё сведений, японцы замучили патриотку. На Иркутском авиазаводе Марии Цукановой установили обелиск. Здесь она до ухода на флот работала в одном из цехов. На мемориале Славы имя Николая Вилкова. Во время Курильской десантной операции старшина 1-й статьи Николай Вилков и старший матрос Пётр Ильичёв повторили подвиг Александра Матросова, бросившись на двухамбразурный дот. Посмертно им присвоено звание Героев Советского Союза. На территории Иркутской РЭБ флота, где работал Николай Вилков, установлен бюст героя. У причальной стенки пришвартован первый боевой корабль Тихоокеанского флота «Красный вымпел», который называют дальневосточной «Авророй». Это бывшее посыльное судно на Камчатке носило имя адмирала Завойко. Возле трапа меня встретил мичман Виктор Дмитриевич Чурмеев – старшина команды мемориального корабля. Он многое знает и помнит. Экскурсоводами на сторожевом корабле были матросы срочной службы Анатолий Бенц и Алексей Кирпаченко. Узнав, что я из Иркутска, моряки позвали меня к экспозиции военных лет. С фотографии смотрит знакомое лицо – это Георгий Николаевич Мелентьев. Многие в нашем городе знали ветерана флота, беспокойного и интересного человека, который всегда был в кругу молодёжи, активно участвовал в её жизни. Бывшего командора с «Красного вымпела» нет с нами, но его помнят в Иркутске, не забывают на Тихоокеанском флоте. Высоко на обрывистом берегу стоит обелиск. Внизу бухта Золотой Рог, белые катера оставляют кильватерный след, снуют буксиры, гудят пароходы. Рвётся к небу пламя Вечного огня на мемориале памяти 24 пароходам, потопленным в годы Великой Отечественной войны. Это место мне посоветовал посетить ветеран флота иркутянин Николай Александрович Попов. В 1942 году ушли на службу на Тихоокеанский флот ученики иркутской школы № 11 Николай Попов, Лев Либуркин и братья Кудрявцевы. Они ходили на стареньких пароходах в Америку, доставляли в дальневосточные порты военные и продовольственные грузы. ... Стою над гранитным камнем неподалёку от Вечного огня. На граните надпись: «Белоруссия», потоплена 3 марта 1944 года. Ниже имена членов экипажа, среди них – Л. А. Либуркин... Ещё один гранитный камень: «Ангарстрой», потоплен 1 мая 1942 года. Японские субмарины подкарауливали суда на обратном пути из Сиэтла. Бог сберёг Николая Александровича Попова, судьба братьев Кудрявцевых не известна: пароход пропал без вести. ... На борту ракетного крейсера «Варяг» держу в руках ветхий от времени вахтенный журнал легендарного «Варяга», личные вещи Всеволода Фёдоровича Руднева. Бой при Чемульпо – история нашего военно-морского флота. В нём на «Корейце» бились иркутяне. Когда прорыв не удался, Рудневым было принято решение: «Варягу» вернуться в Чемульпо, а «Кореец» взорвать. С канонёрки связь с крейсером держал сигнальщик Алексей Охлопков. Биликтуй – небольшое село в Приангарье. В нём родились и выросли два героя с «Корейца» – Алексей Охлопков и Прокопий Симбирцев. Россия наградила их поровну за геройство в том легендарном бою: каждый получил медаль, орден Военного знака 4-й степени и золотые часы от императора Государства Российского. Долгое время об этих реликвиях знали только близкие родственники. О них в первые годы после революции даже боялись говорить, а тем более их носить... Так и похоронили их непризнанными: одного на деревенском погосте, другого – на городском кладбище Усолья-Сибирского. Моряки с «Корейца» покоятся ещё на двух кладбищах: в Иркутске и в Оёке. На Лисихинском похоронен машинист канонерки Василий Белоусов, а в селе Оёк – матрос Георгий Ячменёв. Всего в экипаже «Корейца» было 179 человек. Многие десятилетия о героях боя под Чемульпо молчали, но в народной памяти они восстали в 1947 году, когда на экранах появился фильм «Крейсер «Варяг» и стали любимыми песни «Наверх вы, товарищи!» и «Плещут холодные волны». В День Военно-морского флота в бухте Ванино, традиционные соревнования моряков – гонки на шлюпках. В тот праздник выиграли наши земляки: Сергей Овчинников, Николай Терских, Олег Устинов, Евгений Попрятинский. Они получили за победу торт, а проигравшие – веник. Такова одна из традиций флота. 20 марта 1993 года в связи с установлением шефства администрацией Иркутска над подводниками, атомный подводный крейсер получил наименование «Иркутск». Связь с флотом, подразумевавшая взаимное покровительство, едва не развалились при распаде Советского Союза, но возобновились в 1996 году. Дружба окрепла и переросла в настоящее братство: морякам требовалась материальная и моральная помощь. В 2002 году на празднование Дня города приезжал в Иркутск командир подводной лодки. В трудные для подводников дни ремонта вновь на помощь пришли шефы. Тогда командир сказал, что после отставки навсегда переедет в Иркутск.
– Таких хороших городов мало», – сказал он. ... Накануне посещения крейсера «Варяг» я встречался с контр-адмиралом Анатолием Семёновичем Давыдовым, который сказал: – Кто нёс службу на современном ракетном крейсере «Варяг», тот хорошо знает флотские традиции. Они живут и в Иркутске, и в Ангарске, и в селе Кимильтей – на родине адмирала Владимира Николаевича Алексеева. Ваши сибиряки – хорошие моряки. Традиции «Варяга» и «Корейца» не только хранятся, но и приумножаются. На примере мужественных моряков воспитываются новые поколения. Валерий Протопопов был на ракетном крейсере радиометристом-наблюдателем. До службы учился в школе № 36, которая всегда славилась крепкими ребятами, а однажды защищала честь области на финале Всесоюзной игры «Орлёнок». Вот и результат – Валерий на флоте оказался лучшим специалистом. – Никогда не думал, что буду служить на «Варяге», – говорил мне тогда Протопопов, – но к армии готовился тщательно. Мы в Ленинском районе всегда побеждали. – Отлично служит ваш земляк, – сказал мне командир – и товарищи его – ангарчанин Станислав Павленко и Саша Шалянинов из Чуны. – Нравится в них то, – говорил офицер Владимир Нечёса – что ребята всегда активны и в службе, и в спорте, и в художественной самодеятельности. Короче, на сибиряков не обижаемся. Службу на «Варяге» прошли иркутяне Олег Шпан, Сергей Быргазов, Игорь Горбунов, Валерий Протопопов, Александр Шалянинов; зиминцы Олег Борисов и Сергей Васильченко; ангарчане Владимир Пожидаев, Станислав Павленко, Евгений Фёдоров, Вячеслав Абдрахманов; братчанин Александр Мазуркевич. Флотским писателем был иркутянин Леонид Соболев (1898–1971гг.), автор романа «Капитальный ремонт», сборников рассказов и повестей «Морская душа», «Зелёный луч», «Свет победы». Он всегда говорил: «Я пишу не один, у меня соавтор – флот!». ... Я стоял с гвардии старшиной II статьи Сергеем Васильченко из Кимильтея на верхней палубе крейсера. Мы молча смотрели на безбрежную гладь великого Тихого океана, туда, где заканчивается наша страна, но и где она начинается, где рождается в каждом человеке чувство сопричастности к подвигам Родины, в которой отцовские традиции передаются из поколения в поколение. Тэги: |