Моя «сибирь». Фрагменты воспоминаний (часть 2) |
Василий Козлов |
22 Июля 2023 г. |
Вспоминается страстный книгочей, милиционер Иван Соловьев. Он был неотъемлемой фигурой литературных встреч. Работники МВД рано выходят на пенсию, и все свободное время он посвящал общению с книгами и авторами. У него была большая библиотека, много книг с автографами. Особенно он почитал Евтушенко, это был праздник для него, и забавное зрелище, когда он в составе эскорта из четырех-пяти евтушенколюбов сопровождал поэта по улицам Иркутска. Ранее:Но главным книголюбом сегодня, без которого читательская плеяда Иркутска была бы скучноватой и неполной, является, конечно же, Константин Яковлевич Житов. Без него не обошелся ни один праздник Дней русской духовности и культуры, ни одна поездка гостей за пределы Иркутска, ни одна литературная встреча в областном центре, в Иркутском доме литераторов, библиотеке Полевых или в «Молчановке». Как он успевает везде, одному Богу известно, иногда мне казалось, что не один, а три Кости Житовых одновременно участвуют в действах, потому что один человек не может перемещаться из одного места в другое с такой скоростью. Казалось, он знает о писателях все, даже то, о чем сами писатели не догадываются, и если кто-то однажды посетил Иркутск, навсегда обретал телефонное внимание Кости. Когда возникали вопросы о книгах, о биографии какого-то писателя, а информации не найти даже в интернете, то последним народным энциклопедистом и академиком оставался Костя Житов, если уж он не знает, то не знает больше никто. Иногда он мог что-нибудь и напутать, да так, что и сто чертей не распутают, но кто без греха?.. Новые поколения читателей ушли в интернет и пока не слышно, чтобы собирались возвращаться. Миронов с улицы МироноваВ девяностые, когда рушилась прежняя жизнь, к редакции журнала прибился Михаил Миронов. Он действительно жил на улице Миронова, и это само по себе являлось штрихом к портрету. Внешне производил странное впечатление, ходил в армейском кителе и галифе, вся не узкая грудь его была утыкана юбилейными медалями, значками, слева вверху красовались несколько «поплавков», синих лакированных знаков о высшем образовании, хотя он не производил впечатления эрудита. Он писал стихи, издал книжку стихов за свой счет, я даже выбрал одно стихотворение для журнала, мне нравилось, что он не приставал со своими стихами ко мне, ему оказалось достаточно одного разговора в начале знакомства. «Литературное» знакомство состоялось позже, а вначале он зашел ко мне и предложил организовать торговлю разными вещами возле дома литераторов, там возвышались две клумбы, и они его совершенно устраивали в образе прилавка, к тому же он предложил торговать журналами «Сибирь». Предложение было экзотичным, наверное, нигде не было такой торговли, когда рядом с воинской амуницией, сапогами, гимнастерками и галифе, значками, марками, монетами, кухонным скарбом лежали литературные журналы «Сибирь» разных лет, книги иркутских авторов. Место было оживленное, на язык Михаил был неумолчным, умел уговаривать покупателей и иногда зарабатывал на «табачишко», мне казалось, что сам процесс для него важнее, и он даже готов был платить за непроданные журналы. Может, не к месту, но вспомнился еще один странный человек, его можно было часто встретить на центральных улицах Иркутска, он говорил скороговоркой без умолка, когда поравняешься с ним, посмотрит, приподнимет шляпу, не останавливаясь, бросит одно слово: «Солидарен», – и почешет дальше, как печник в поэме Твардовского после чаепития с Лениным. Приходили в Дом литераторов и в журнал чисто шукшинские «чудики». Николай К. в длиннополом холщовом плаще, в шляпе с неширокими полями, при короткостриженной бородке, писал рассказы, я даже опубликовал один из них в «Сибири». Изображал из себя попа-растригу (на самом деле недолго прислуживал алтарником в одной из иркутских церквей), любил разговоры на религиозные темы, все это выглядело наивно и напоминало неубедительную игру самодеятельного актера. Я напрямую не высказывал ему свое недоверие к «образу», но он, видимо, это почувствовал и для убедительности пришел ко мне в рясе, неся под мышкой пиджак, так как переоделся за углом. Я спросил его, зачем весь этот цирк, он обиделся, ушел оскорбленным. К тому времени у него началось обострение, его поместили в клинику. Он даже написал мне длинное письмо с упреками. Больше мы не встречались. Леня Лебедев, божий человек, как и Николай, сочинил легенду, что учился в Московской семинарии. Мне было забавно, когда они встречались у меня, я интересовался, кто преподавал, скажем, Закон Божий, кто сектоведение, кто древнегреческий, кто латынь и т. д. Они называли фамилии, я им возражал, называя другие, взятые с потолка, запутывая их окончательно. Все понимали, что участвуют в спектакле, и каждый выбирал для себя подходящую роль. Бывали случаи и потяжелей. Я поднялся по лестнице и в прихожей перед дверью увидел человека, читавшего журнал «Болгарская литература». Слева, рядом с дверью, ведущей в «зеркальную» залу, располагались стеллажи с периодикой, каждый мог пользоваться периодикой. Писательская организация выписывала все основные газеты и литературные журналы Советского Союза и социалистических стран на их языках. Я прошел в свой кабинет, вскоре он появился у меня, поздоровался, сел. – Можно, я журнал посмотрю? – он протянул руку, взял с полки «Сибирь» и, раскрыв его, углубился в чтение. Мельком глянул на меня: – Я тут на подводной лодке ненадолго прибыл. Помолчал. – А вы здесь работаете? Я все понял – не очень далеко от нас находился соответствующий диспансер и, видимо, пациент прогуливался по набережной и набрел на наш дом. Задавал ему какие-то вопросы, намекал, что мне пора уходить, но он на них не отвечал. – Мне мама сказала, чтобы я не болтал лишнего, – бросил фразу, не поднимая глаз. Я настроился на его волну: – У вас подводная лодка через пятнадцать минут отходит. Он вскочил: – Да, надо спешить. Можно, я журнал возьму почитать? Был еще человек – некий Анатолий Суворов… Впрочем, хватит. Это герои иного времени. Все меньше странных людей вокруг, все меньше ярких писателей, есть ли в этом какая-то взаимосвязь, я не знаю. «Поэт» с топором В журнале было правило отвечать авторам: если прислал рукопись по почте – письменно, если пришел сам – устно. Рукописи поступали со всей страны. В редакцию авторы приходили постоянно, даже если их не публиковали, – пообщаться, приобрести журнал. Ныне редакции в выходных данных сообщают авторам: «Редакция знакомится с письмами читателей, не вступая в переписку. Рукописи не рецензируются и не возвращаются». *** Автор принес стихи. Я прочитал. Встретились. Поговорили. Я разобрал «по косточкам» несколько стихотворений. Фамилия автора была какой-то театральной, кажется, Доброcкоков, если это не был присвоенный себе самому псевдоним. Он с упертым упорством приходил снова и снова, я всегда спокойно и тщательно пытался объяснять недостатки, приводил примеры из старой и новой классики, говорил откровенно и прямо. Он слушал, как мне казалось, понимал, о чем я говорю, но я чувствовал, что пользы от этого никакой нет, и однажды посоветовал ему попробовать писать прозу. Тогда я не понимал, насколько болезненным может быть авторское самолюбие и тщеславная маниакальность. У меня еще не было опыта. Он ушел. Я уловил что-то необычное в его жестах, мимике, глазах, но смысл перемен в нем открылся через некоторое время. Я уехал на неделю в командировку, а когда вернулся, жена сказала: «Приходил какой-то странный человек, высокий, моложе тебя, лицо сухое, как бывает у бывших зэков, взгляд напряженный. Спросил тебя, я объяснила, а он молча стоял, руки за спиной, пока я не закрыла дверь». Я понял, что это Доброскоков. Понял и забыл. Он появился в редакции. Стихов не принес, о чем-то поговорили. Я спросил, зачем он приходил ко мне домой. – А ни за чем, убить тебя хотел, – он серьезно посмотрел на меня. – У меня топор был с собой, если бы ты открыл, я бы ударил. – И что дальше? – А дальше все прошло. Он развернулся и вышел. Больше я его не встречал. Нигде. Никогда. Действительно у него возник такой порыв или он это придумал, я не знаю. Опыт учил меня не говорить несостоявшимся писателям всей правды о их сочинениях, заворачивать ответ в цветистые обертки, чтобы не будить в человеке зла. Отказывать надо уметь, но я так и не научился этому нехитрому – или хитрому? – правилу. В моем кабинете звучали и истерики чувствительных поэтесс, и уличный мат утонченных интеллигентов, и демонстративное хлопанье дверью бывших друзей, и нешуточные угрозы. В беседах с авторами они чередовались, я мог повторять одни и те же выработанные и казавшиеся мне убедительными аргументы, облаченные в устойчивые фразы. Авторы были изобретательнее, у каждого имелись свои методы воздействия на редактора. Один приходил с бутылкой, другая с шоколадкой, третий с какой-нибудь редкой книгой, иной приводил в доказательство своей состоятельности мнения авторитетных людей или приносил дюжину изданных книг или журналов с публикациями и не мог, а может, и не хотел понимать, почему я отказываю, когда он уже опубликован и неоднократно. Автор по фамилии не то Молчанов, не то Говорин, уже не вспомнить, подарил мне однажды сразу пятнадцать своих книг, – появлялись частные издательства, отменялись прежние нормы и правила. Это был не литературный, а вообще никакой уровень: неуклюжие и безграмотные поздравления к праздникам, посвящения родственникам и друзьям, гороскопы, обряженные в рифму и размер. Объяснять человеку, что хорошо, а что плохо, было бессмысленно, он находился в параллельном измерении. Девяностые годы стали литературным и культурным обвалом в стране. До этого порога всякий автор, независимо от уровня таланта, мог понять, почему ему отказывают, теперь казалось, что говоришь c авторами на разных языках. Напечатанный текст меняет представление о себе самом, иным авторам кажется, чем больше книг он издал, тем выше поднялся по ступенькам совершенства. Но лучше меньше, да лучше относится и к литературе. Случались и авторы-психологи. Один вполне состоявшийся писатель, издававшийся и в Иркутске и в Москве, после того, как я отказал ему в публикации повести, принес роман. Я прочел, договорились по телефону о встрече. Я услышал его через стену еще в коридоре. Человек в серьезных летах, излишне грузный, он шумно дышал, трудно протиснулся в дверь и сразу рухнул на стул. Стал рассказывать, что ночью был сердечный приступ, жена вызывала «Скорую», оказалось предынфарктное состояние, поставили укол, велели не волноваться и обратиться к врачу в поликлинику, сейчас пойдет записываться. После этой тирады он выжидательно посмотрел на меня: – Ну, как роман, будешь печатать? Что я мог ему ответить, хотя по взгляду догадался о подготовленности вопроса и предварявшего его сюжета. Сказал, что, объем журнала не позволяет печатать романы целиком, но отрывок постараемся опубликовать. И опубликовал. Однажды я отказал в публикации стихов одному автору, которого публиковал ранее, уж больно механическими и бездушными становились стихи. Раздосадованный, он принес в Дом литераторов вязанку своих публикаций, среди которых, как говорили очевидцы, был и Женский настенный календарь за 1985 год, показывал всем от дежурной до сотрудников журнала в доказательство моей неправоты. Были авторы покладистые, от некоторых не просто отбиться, иные жаловались по начальству, один стихотворец даже дошел до главы епархии, чтобы взять его в свидетели как последний аргумент против моей неправоты. Я понимал, что писатели – народ чувствительный и с ними надо разговаривать обходительно и учился этому. Но для того, чтобы держать, как говорится, планку, соблюдать высокий, насколько это возможно в провинциальном журнале уровень, приходилось отказывать многим, в том числе известным писателям, по разным причинам, и как не покажется нелепым, по их творческой несостоятельности тоже. Есть такая театральная фраза: «Если плохого актера хвалят, он становится только хуже». Это относится и к писателям. *** Есть авторы, прославившиеся в начале пути единственным произведением, а затем всю жизнь писавшие посредственные вещи; есть те, кто следовал конъюнктуре, писал заказные тематические романы на вполне литературном уровне; есть авторы одного стихотворения, иногда даже шедевра; есть пишущие всю жизнь, издающие собрания сочинений, но не поднявшиеся до уровня литературы. В советское время были выработаны критерии оценок художественного произведения, признанные в литературном сообществе, сегодня эта система упрощена. Золотой стандарт советской литературы теряет ценность. В капиталистической реальности литература живет по законам рынка, занятие литературой становится бизнесом, умеешь продаваться, значит, ты писатель, художества мало кого интересуют.
|
|
|