НА КАЛЕНДАРЕ

И грянула реформа. Мусорная. Иркутский вариант всероссийской аферы

Елена ГУЩИНА   
01 Июня 2019 г.

Надежды людей на то, что в стране будет вестись реальная борьба с бедностью и расслоением общества, не оправдались. Более того, складывается впечатление, что в последнее время взят курс на геноцид людей пожилого возраста. Сначала циничная пенсионная реформа, затем резкий скачок цен на бензин да и на всё из-за увеличения НДС, потом повышение тарифов ЖКХ. И всё это происходит на фоне неуклонного снижения уровня жизни. Называя вещи своими именами, государство стремится компенсировать выпадающие доходы за счёт простых людей и убивает всякую надежду на развитие экономики.

И грянула реформа. Мусорная. Иркутский вариант всероссийской аферы

От кого сюрприз?

Теперь вот грянула «мусорная реформа». Знатоки гадают: то ли это очередная подстава президенту, то ли его прощальный подарок своим внутренним недругам. С этой реформой плохо уже сейчас, а будет ещё хуже, потому что она спроектирована бездарно, проводится топорно и грозит серьёзными потрясениями. Намерения же, как всегда, были благими. Закон об утилизации ТБО не изменялся с 90-х годов прошлого века. По данным «Стратегии экологической безопасности РФ на период до 2025 года» на территории страны накопилось свыше 30 миллиардов тонн этих самых ТБО.

Правительство заявило о намерении построить современные мусороперерабатывающие заводы, а свалки и полигоны ликвидировать. И вот с 1 января 2019 года реформа стартовала.

В каждом городе и населённом пункте появились региональные операторы, которые должны взять на себя весь комплекс работ, связанных с переработкой мусора: сбор и вывоз ТБО, а также их утилизацию.

Появились они и у нас. Всю Иркутскую область поделили на две зоны – «Юг» и «Север». Южная зона включает Иркутскую агломерацию и густонаселённые районы общей численностью 1,7 млн человек. Северной достались прочие отдалённые территории с общим населением менее 700 тысяч человек.

И сразу возникает масса вопросов. Почему, например, региональный оператор южной зоны, ООО «РТ-НЭО Иркутск», зарегистрирован в Белгороде? Что, не нашли достойной компании среди местных, и налоги теперь уйдут на сторону? Да, мусорная реформа необходима, но почему за неё взялись с конца? Вместо того чтобы наладить бесперебойный сбор мусора и его утилизацию, «инвесторы» начали… со сбора денег с населения! Ну и, наконец, с какого потолка взяли формулу, по которой рассчитаны нормативы накопления мусора и на которой базируется главное – тарифы?

Какими такими критериями измеряются услуги новоявленных регоператоров, что они собираются возить на свалку – вес или объём? Ведь кубометр картонной упаковки сильно отличается по весу от кубометра битого кирпича!

У нас же огромная часть населения живёт на окраинах, где грунтовые дороги и мало домов. Там мусоровоз в глаза не видели и не увидят, потому что месяцами дороги эти непроходимы. Пенсионер, живущий один в сельской местности, мусор практически не накапливает. Органика – в компост, всё, что горит, – в печку. Если от него нет мусора, почему он должен платить? А новоявленные «Рога и копыта» уже собирают деньги со всех подряд, причём за неуплату грозят карами.

Гадят люди, а не квадратные метры!

Больше всего людей возмутило решение брать плату не с человека, а с квадратного метра. Авторы реформы пытаются убедить нас, что это не так уж и плохо. Руководитель службы по тарифам Иркутской области Александр Халиулин заверил, что наш областной тариф ниже среднего по России.

Слабое утешение! Все мы хорошо знаем про среднюю температуру по больнице и про то, что 80% национальных богатств находятся в руках 10% населения. Так что по сравнению с Москвой мы очень даже ничего выглядим.

А вот руководитель ФАС Игорь Артемьев констатировал, что россияне переплачивают 100% себестоимости по большинству коммунальных платежей. И привёл примеры, когда тарифы на воду в соседних регионах отличались в 54 (!) раза, по теплу – в 8 раз, по водоотведению – в 56 раз, по электроэнергии – в 12 раз! Смело можете добавить сюда и мусор.

Это раньше у нас деньги на мусор выделялись в зависимости от возможностей территорий, теперь – от запросов исполнителей. Вот и получается, что расхождения хотелок операторов от материального положения населения генерирует социальную катастрофу.

Региональные спецы от жилнадзора и ЖКХ области на всех совещаниях заверяли, что при выборе способа начисления оплаты ведомства проделали большую аналитическую работу, провели комплексные расчёты по наиболее оптимальному начислению тарифа, просчитали оба варианта и выяснили, что с квадратного метра взимать плату выгоднее.

Кому выгоднее? Да регоператорам же! Чиновники меж тем уверяли, что при расчёте мусора с человека средний рост оплаты будет больше, чем на 20%. Ну так вы покажите ваши расчёты! Цифры в студию, господа! Докажите вашу правоту реальными фактами, а не «средними расчётами». Кстати, глав территорий эта демагогия тоже не убедила.

Чиновники проговорились, что после долгих обсуждений было предложено установить тариф для Иркутска и Ангарска – 0,085 рубля за кв. метр, а для остальных муниципалитетов – 0,063 рубля за кв. метр. А спикер ЗС региона Сергей Сокол во имя уменьшения нагрузки на бизнес и защиты интересов людей вообще предложил плату за вывоз отходов для предпринимателей в регионе снизить в три раза.

То есть всё это лишний раз доказывает, что цифры брались с потолка. Ну не может быть объективной цифра, появившаяся в результате спора или чиновничьей директивы! Верить можно только данным скрупулёзных исследований и честной статистики. Они и должны лежать в основе тарифа. Всё иное – от лукавого! Если ниже – убыток и головная боль властей. Если выше – простор для коррупции.

«Это наша корова! И мы её будем доить!»

Законодатели же, видимо, сомневаясь в своей способности считать, отдали право установки норматива местным чиновникам, а то и операторам на откуп. Те прикинули, что для них будет выгоднее, и наша область стала единственной в СФО, где деньги за мусор берут не с человека, а с квадратного метра.

Перед кем выслуживаемся? Ведь 85% граждан, возмущённых мусорным рэкетом, недовольны именно этим выбором. «Гадят люди, а не квадратные метры» – эта фраза стала девизом на протестных митингах.

А ведь решение по этому вопросу муниципалитеты, учитывая мнение местного населения, вправе принимать самостоятельно. Что, заранее-то спросить не посчитали нужным? Может, хоть сейчас одумаются, глядя, как бурлит народ?

Вряд ли одумаются, ведь на кону большие деньги. Огромные! До 2024 года на развитие отрасли и создание инфраструктуры по обращению с ТКО предусмотрено выделить из бюджета страны 104 млрд рублей. Кроме того, 190 млрд рублей заложено на затраты региональных властей и бизнеса.

Только на разработку проектно-сметной документации для мусороперерабатывающего завода под Ангарском из бюджета области выделено 30 миллионов рублей. Этот завод мощностью полтора миллиона кубометров в год будет обслуживать всю «Южную» зону. На его строительство через ФПЦ «Охрана озера Байкал» предполагается выделить 3,8 миллиарда рублей. Это только в Иркутской области! А сколько соблазнов в масштабах страны? Доить бюджет и население можно бесконечно!

На запах денег потянулись акулы бизнеса: по сообщениям СМИ за экологическую безопасность России борются Игорь Чайка (младший сын генпрокурора РФ), Игорь Ротенберг (транспортная система «Платон»), Сергей Чемезов («Ростех»).

Соблазн заработать твёрдую валюту на помойках привёл в мусорный бизнес и сына главы Сбербанка Олега Грефа и его друзей Степана и Павла Дмитриевых – сыновей экс-главы ВЭБа Владимира Дмитриева. Акулы торопятся урвать свой кусок как можно быстрее и безнаказанно!

Может потому и был принят такой сырой, дырявый и рискованный для местных властей мусорный закон? Регионы страны поголовно заявили, что не готовы к его реализации.

Не исключение и наша область. Полигонов не хватает, проект завода по утилизации мусора только разрабатывается, нет даже нужного количества контейнерных площадок. А тарифы уже есть!

Плати за то, чего нет!

Граждане резонно задают вопрос: почему они должны платить по новым, повышенным в разы расценкам за старую услугу? Требуют снижения тарифов и главы муниципалитетов. Ведь по закону требовать с человека деньги можно только за уже оказанную услугу! Да ещё и доказать, что мусор этот у тебя имелся и именно в таком количестве. А как быть с теми, кто сам готов справиться со своим мусором или не производит его вообще?

Например, мелкие предприниматели, как правило, регистрируют свой бизнес по месту жительства, чисто формально, для налоговой инспекции, но в итоге получают два счёта за мусор – и как семья, и как предприятие, которого там реально нет. С этим что делать?

Юридических лиц тоже обложили «мусорным налогом» в десятки миллионов рублей. Так, например, ректор ИрНИТУ Борис Пономарёв на заседании ТПК области рассказал, что расходы на вывоз ТБО в 2019 году выросли в 23 раза, так как платить приходится не по факту, а по каким-то вымышленным нормативам.

Резкое увеличение тарифа коснулось и бизнеса. У торговых сетей увеличение произошло в шесть раз, у общепита – в пять раз, у предприятий ТСЖ – в 10 раз. Всё это в конечном итоге тоже ложится на плечи людей, так как неминуемо влечёт рост цен на товары и услуги.

Нам предлагают уже сейчас платить за ещё не сделанную работу. Ведь в тарифе уже «сидит» не только сбор и перевозка мусора, но и то, чего нет и в помине – его сортировка и переработка. Как, впрочем, нам предлагают платить и за ещё даже не спроектированные полигоны и заводы.

Чья, монополька, будешь?

Завышенные тарифы и нормативы по обращению с ТКО сделали неподъёмной плату за коммунальные услуги как для жителей Приангарья, так и для сотен предприятий. Возмущённые люди вышли на митинги. Здравый смысл раньше всех возобладал у чиновников Саянска, там приняли решение, что с 1 июля будут платить за вывоз мусора с человека.

В январе президент РФ издал указ о создании публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор». Его функции и полномочия будет осуществлять министерство природных ресурсов и экологии РФ. По существу заявлено о создании верховного монстра-монополиста, который станет единым мусорным оператором страны. Компания будет создана на базе Минприроды и получит права на участие в подготовке договоров субъектов власти с местными регоператорами; на выкуп земельных участков под нужды реформы; на разработку информационных систем в области обращения с ТКО и т. д.

То есть, этот РЭО будет обладать коммерческими инструментами и станет полноценной бизнес-структурой, призванной извлечь максимум прибыли из реформы ТКО. Что же происходит? Рождение очередной госкорпорации? Пусть не газовой или нефтяной, а мусорной – ведь деньги не пахнут!

И замысел этот прозрачен до неприличия: собрать все сливки с рынка через монопольного РЭО, а проблемы повесить на местную власть, потому что ответственность за проведение реформы фактически возложена на них.

Муниципалитетам вменяют в обязанность создание и содержание контейнерных площадок, определение схемы их размещения и ведение реестра. Они же должны защищать контейнеры от осадков, мыть их и организовать раздельный сбор мусора.

На них же взвалят поиск и отчуждение земельных участков под полигоны, соблюдение законодательства при обращении с отходами, выполнение строгих норм природоохранной прокуратуры. Региональный же оператор будет стричь шерсть с овец по высокому тарифу в условиях полного отсутствия конкурентов! Работать, так сказать, отсосом денег с мест для отправки наверх.

И возникает такое впечатление, что вся эта местная власть – губернаторы и законодатели, министры и мэры, главы и думы пока даже не имеют представления, как будет функционировать вся эта мусорная система, запуск которой уже стартовал. Ведь никто из них при её запуске со своими возражениями даже не пикнул.

А решение – на поверхности

По подсчётам специалистов Иркутск ежегодно вывозит около 165 тысяч тонн бытового мусора. Комплекс по сортировке и сжиганию мусора такой мощности стоит порядка 700 млн рублей, а новый участок на полигоне – почти в десять раз дешевле. Угадайте с трёх раз, что выберут власти? Чтобы избавиться от традиций захоронения мусора, нужна другая, принципиально новая технология переработки мусора. И такие технологии есть! Например, пиролизная установка «ЭКУОТ» кузбасского горняка Сергея Лаврова, которая эффективно и дёшево перерабатывает бытовой мусор в жидкое топливо, горючий газ и кокс. Установка достаточно компактна, может быть смонтирована на автомобиле и передвигаться непосредственно к месту переработки мусора. Два десятка таких установок вполне хватило бы для переработки всего годового объёма мусора Иркутска. Она была бы по карману и муниципалитетам, и управляющим компаниям и отдельным предприятиям. Тем более что сама для себя могла бы производить горючее.

Широкое использование такой технологии означало бы коренное решение мусорной проблемы – переработку не только нового мусора, но и залежей старого. Но это так – из разряда мечтаний.

В реальности же происходит иное. Устанавливают жёсткую монополию в отрасли, затем создают компанию-прокладку для централизованного сбора денег с населения, всех частных игроков подминают под себя, убирают с рынка или ставят на субподряд.

Ищи, кому выгодно

Та же зарегистрированная в Белгороде «РТ-НЭО Иркутск» основные налоги и сборы с населения будет платить явно не в бюджет Иркутской области. Говорят, основные бенефициары маржи с иркутского мусора обитают в московских кабинетах «Ростеха». И навязанная нам мусорная реформа приведёт лишь к росту тарифов ЖКХ, к монополизации рынка в пользу кремлёвской группы игроков, да к общей деградации предпринимательской среды в стране.

Ни наша область, ни страна в целом пока ещё не готова к таким скоропалительным нововведениям. Без подготовленной технической базы эта попытка навязать обществу силовыми методами новые правила игры нанесёт лишь вред.

В качестве первоочередной задачи проводимой реформы был назван раздельный сбор мусора. Все региональные операторы должны обустроить для этого контейнерные площадки. Даже если они это сделают, даже если наше население найдёт возможность у себя на шестиметровой кухне разделять весь мусор на пять-шесть вёдер или пакетов, дальше-то что?

Система раздельного сбора мусора бессмысленна без соответствующей инфраструктуры и отработанной системы процесса его сортировки и переработки.

И ещё. Наши горе-разработчики мусорной реформы забыли, что вывоз мусора – это услуга, где главным звеном должен быть потребитель, а не продавец этой услуги. И у потребителя должна быть возможность сменить оператора ТКО. Но нас грубо и унизительно лишили этого права выбора. А история меж тем учит, что отсутствие здоровой конкуренции ведёт, как правило, к краху. И вот пока он не наступил, этот новоявленный регоператор торопится выжать из населения деньги по максимуму. А потом можно себя и банкротом объявить. Ищи тогда ветра в белгородском поле...

***

Компетентное мнение

Мусорная реформа неизбежна, но требует корректировки

Депутат ЗС Иркутской области Роман Габов уже второй созыв участвует в подготовке «мусорной» реформы в регионе. По его мнению, реформа «сырая», но решение проблемы всё же не терпит отлагательств.

Депутат ЗС Иркутской области Роман Габов уже второй созыв участвует в подготовке «мусорной» реформы в регионе. По его мнению, реформа «сырая», но решение проблемы всё же не терпит отлагательств.

Мусорная реформа, можно сказать, перезрела. Мы с каждым годом всё больше отстаём от передовых стран в области сбора, утилизации и переработки мусора. У нас эта сфера попросту деградировала. Количество мусора катастрофически растёт, и мы, если ничего не сделаем, скоро просто утонем в нём, как это уже происходит в ряде стран.

Тянули бы ещё, но терпение людей лопнуло. В Подмосковье, где полигоны переполнились и стали сливаться с территориями населённых пунктов, начались «мусорные бунты». И тогда руководство страны приняло волевое решение, аврально объявив о проведении мусорной реформы.

А начать надо было гораздо раньше, тогда реформа проходила бы не так болезненно. Но и откладывать больше было нельзя.

Десятки лет мы обходились без современных технологий, про перерабатывающие заводы даже не слышали, и какой-то отдельной платы за мусор с нас не брали. В советские времена была возвратная стеклянная тара, бумагу сдавали в макулатуру, были Вторчермет, Цветмет – всё подлежало вторичной переработке, и для этого были созданы условия.

Сегодня мы себя ведём как дикари и варвары. Перерабатывающих предприятий по стране единицы, а количество мусора, благодаря невозвратной таре на всё и вся в течение этих десятилетий, возросло многократно. Нужно было срочно предпринимать хоть какие-то меры.

Мы у себя в ЗС в ходе подготовки реформы проводили общественные слушания, собирали специалистов и жителей, советовались в какую сторону двигаться. Все мнения старались учесть, но, как известно, у любого процесса две стороны, и у каждого из его участников своя правда.

Часть регионов начала реформу раньше нас, и нигде она не проходила гладко.

У себя в области мы трижды переносила её старт. Больше не позволил президент, волевым решением вынудив действовать. К сожалению, сегодня у нас вокруг этого процесса слишком много шумихи и политики. Есть губернатор-коммунист, и есть силы, которые хотят взять реванш. Поэтому любые затяжные социальные проблемы, начиная от мусора, пожара, низких пенсий и кончая развалом экономики, пытаются переложить на плечи губернатора, который отработал-то всего три с половиной года. Людям надо понимать, что реформа – это не прихоть губернатора, это федеральный закон, подписанный президентом РФ.

Насколько мы готовы к этой реформе? Анализируя ситуацию, можно сказать, что в Иркутской области одна из самых благоприятных ситуаций для её проведения.

За те три года, что мы откладывали начало реформы, шли переговоры с региональным оператором, разрабатывалась территориальная схема при участии министерств природы, ЖКХ, проводились все необходимые согласования. Бюджет области позволяет сегодня выделить средства на приобретение муниципалитетами контейнеров, организацию и содержание площадок, ликвидацию несанкционированных свалок. В других регионах такой возможности нет. Совсем недавно, на майской сессии, принимая поправки в бюджет, выделили дополнительно 222 млн руб. на эти цели.

Главный же минус в том, что «запрягая» реформу, мы поставили телегу впереди лошади. У нас нет главного – мусороперерабатывающего завода, который бы смог поглощать большинство отходов. И местная власть, хотя у неё есть средства и желание, не в силах повлиять на ход событий – правовая возможность отсутствует. Это связано с законами РФ, с которыми реальная ситуация не совпадает. Решение вопроса с выделением участка под мусороперерабатывающий завод затянулось на годы. Мы его давно бы начали строить, финансы позволяли. Но структуры не могут согласовать свои действия, кроме того, вопросы политики опять примешиваются. На варианты участков с хорошей логистикой не дают разрешений, или муниципалитеты не согласовывают строительство завода. А ведь у нас не был освоен большой объём бюджетных средств – 15 млрд руб., то есть, деньги есть, но потратить невозможно – не всё зависит от возможностей губернатора и желаний областного правительства.

Но, несмотря на это, мусорная реформа и у нас стартовала. Губернатор сказал: давайте полгода поработаем, посмотрим, как дела пойдут. Затем проанализируем ситуацию, обобщим результат и со второго полугодия будем вносить корректировки.

Уже сейчас можно сказать, с чем они будут связаны. Главные нарекания людей вызвали тарифы и нормативы накопления. Но тариф у нас средний – не самый низкий и далеко не самый высокий по стране. В конце минувшего года мы проводили совещание по этому вопросу всех заинтересованных сторон. Представители муниципалитетов считают, что тариф (2,1 кубометра в год на человека) завышен. Представители спецавтохозяйств говорят, что они работают себе в убыток, и эту норму надо увеличивать раза в два. Они взвешивают каждую машину с мусором и могут с точностью до тонны сказать, сколько за год поступило его на полигон. Путём простого деления всего объёма мусора на количество жителей и получается эта сумма в 4,5 кубометра на человека. У каждого своё видение проблемы: население считает, что его обманули, перевозчики – что им недоплатили.

Ну и главный вопрос: как считать – с человека или с квадратного метра? Здесь тоже палка о двух концах. Ну нет пока для этого универсальной формулы. Пенсионеры, что живут вдвоём в большой квартире, сейчас переплачивают – нет у них такого количества мусора, что им посчитали.

А если брать с человека, то у большинства семей, проживающих в небольших квартирах, плата возрастёт примерно в два раза. Опять будут недовольные! Конечно, самым оптимальным и справедливым было бы платить за фактический объём производимого мусора конкретным человеком. Но как его подсчитать?

Это проблемы города. А что делается в его округе? Весь пригородный лес завален мусором. Кто это делает? Да мы же с вами – обычные жители.

В Иркутском районе и вокруг Байкала эта проблема уже приобретает масштаб стихийного бедствия. И что делать здесь? Брать плату за весь мусор с местных жителей – несправедливо, ведь большую его часть оставляют туристы. Вывозить и утилизировать мусор очень дорого – слишком большие расстояния. Сжигать на месте нельзя – заповедные территории. И круг замыкается. С этой катастрофой ни волонтеры, ни благотворители, ни местные власти не справятся.

Выходом из положения могло бы послужить использование технологии пиролиза – выгода всесторонняя (об этом читайте на стр. 8). Мы неоднократно предлагали эту идею правительству области, но оно почему-то её игнорирует. Думаю, тему эту отставлять нельзя. Проблема грамотной, универсальной и экологически-безопасной утилизации мусора современными техническими средствами вполне решаема. Нужно только хотеть и делать это!

И подобных нестыковок в проведении мусорной реформы из-за её недоработок масса. Взять тех же предпринимателей. У них разные в зависимости от товара и продукции виды бизнеса, и, значит, разное количество отходов. Но всем прописали один норматив, и платежи за мусор возросли в разы. Для многих они стали неподъёмными и угрожают закрытием предприятия.

А как быть с горожанами, которые полгода живут на дачах, но за мусор должны платить и там, и там? Как быть с людьми, которые снимают квартиру? А если эта квартира ещё и «резиновая»? И таких вопросов больше, чем ответов.

У нас во всех муниципалитетах провели опросы населения на тему: как начислять платежи – с человека или с метра. Возмущение людей справедливо: мусор производит не площадь, а человек. Но весь вопрос в том, как этого человека учитывать: где он прописан или где он фактически мусорит?

К началу второго полугодия у нас в области тарифы и нормы накопления должны будут пересмотрены, и страсти по «мусорной» реформе, надеюсь, хоть немного улягутся.

Очень многое в «мусорной теме» зависит от регоператора. То, что он у нас «варяг», мне тоже не нравится. Нам их навязали федеральные структуры, имеющие свои интересы в Иркутске. В то же время в ходе подготовки реформы мы поняли, насколько сложно взять на себя такую работу одной какой-то местной компании. Зная проблемы нашего ЖКХ, можно с уверенностью сказать, что у нас в области нет таких компаний, что могли бы взять на себя весь объём задач, обеспечить бесперебойную работу и гарантировать свою ответственность.

Местный у нас только северный оператор, но там и масштаб задач поменьше.

Кстати, сначала нам навязывали именно одного регоператора на всю область, но мы разделили поле действия между двумя. А в некоторых регионах их вообще несколько. Но нигде мусорные компании не работают как часы, везде масса проблем, даже внутри одного города – трения с властями, управляющие компании конфликтуют между собой, транспортники – с полигоном, происходят постоянные недоразумения и стычки.

Поэтому и стояла задача взять процесс под одно крыло, унифицировать все стадии, и, самое главное, всё контролировать.

Представители регоператора заверили, что они всё просчитали, сделали предложение всем игрокам, которые участвовали в процессе до них. Если кто-то завышал тарифы и ставил недобросовестные условия, им сразу отказывали. Дело в том, что наш дикий постсоветский капитализм так и не привёл к здоровой конкуренции – мы видим сговор, постоянное завышение тарифов, накладных расходов, преувеличение объёмов, а ведь всё это в конечном итоге ложится на плечи простых людей.

Сфера ЖКХ вообще очень криминогенная и коррупционная. Она во всём мире такая. Поэтому схема работы через регоператора, я считаю с некоторыми оговорками, была выбрана всё же правильно. Конечно, плохо, что он не свой, а со стороны. И его представители нас предупредили: если будут низкими тарифы и собираемость платы за ТКО, если правительство области не будет помогать в решении этих вопросов, они просто закроются и уедут. В убыток же сейчас никто работать не будет. И если до этого дойдёт, оператора в одночасье заменить будет некем, и область попросту накроет мусорный коллапс.

Но основной удар опять приняло на себя наше население. Количество мусора не увеличилось, а платежи возросли в три-пять, а то и десять раз. Причиной этому послужила перестраховка регоператора и поддержка его правительством, чтобы весь процесс не заглох на начальном этапе. Вы не представляете, сколько копий было сломано при обсуждении тех же тарифов! Регоператор говорит: мало! Муниципалитеты: много! Народ вообще возмутился и пошёл на митинги.

Весь конец минувшего года и в ЗС, и в правительстве, и среди муниципалитетов все обсуждали вхождение в реформу. Но, как ни готовились, всё предугадать было невозможно, какие-то сложности, особенно в процессе её реализации обязательно возникнут.

И самый острый вопрос, который просто необходимо сдвинуть с мёртвой точки в самом ближайшем будущем, – это строительство мусороперерабатывающего завода. Без него реформа теряет всякий смысл. Она же в первую очередь и направлена на то, чтобы изменился порядок отношений с ТБО, изменилось качество всей цепочки прохождения отходов от зарождения до утилизации. А без завода получится, что мы просто всего лишь изменили перевозчика, а всё остальное осталось по-старому.

Кстати, в Братске, пусть примитивно, вручную, но уже хоть что-то начали делать. На полигоне поставили транспортерную ленту, вдоль нее стоят люди и вручную разбирают то, что привезла очередная машина. Пластик, железо, стекло, бумага и так далее. Спрашиваю, куда отвозят? В Новосибирск, в Красноярский край – ближе-то и некуда!

Это проблема нашей страны в целом, когда мы, например, бесцельно сжигаем бумагу и тут же пилим лес для производства новой. Бездарно тратятся миллионы кубометров древесины, труд сотен и сотен людей, и параллельно мусором загаживается наша планета.

Мусор – проблема не какого-то отдельного человека, это проблема менталитета всего нашего общества. И этот менталитет надо менять.

***

От редакции:

Прочитав материал на тему «мусорной» реформы можно сделать кой-какие выводы.

В принципе, жители Иркутской области не против реформы, все понимают, что проблема назрела, и решать её надо. Но их категорически не устраивает, как это делается. Люди требуют от властей немедленно пересмотреть выбранную методику расчёта платы за сбор и утилизацию твёрдых коммунальных отходов, они не согласны с тем, что плата за мусор насчитывается по квадратным метрам жилплощади. Они протестуют против непрозрачных нормативов и отсутствия логики в определении их размеров. А ведь на их основании строились все расчёты.

Представитель «РТ-НЭО Иркутск» Сергей Сидоров так объяснял, почему использованы квадратные метры, а не начисление по жильцам:

– Безусловно, мусор производит человек. Однако существует зависимость между его материальным благосостоянием, площадью жилья и уровнем потребления: чем выше достаток, тем большие площадь недвижимости и уровень потребления он может себе позволить. Кроме того, в ТКО включены отходы от ремонта и крупногабаритные отходы, которые напрямую связаны с достатком. Сравним многодетную семью в двухкомнатной хрущёвке площадью 46 квадратных метров с низким достатком и владельца коттеджа площадью 300 квадратных метров. Кто чаще ремонтирует жилье, обновляет мебель и бытовую технику? Ответы на эти вопросы очевидны.

Но сколько у нас многодетных семей по сравнению с отнюдь не богатым остальным населением, чтобы заставлять его платить за них? Сколько коттеджей и сколько обитателей панельных хрущёвок, на которых повесили обязанность постоянно платить за чей-то якобы перманентный ремонт?

У государства есть возможности и финансы для социальной поддержки, оно и должно платить за свои новации, а не перекладывать финансовую нагрузку на плечи скромно живущего народа.

Средства на проведение мусорной реформы в бюджете заложены. Почему не предусмотрена подушка безопасности, которая компенсировала бы убытки регоператору на первых этапах и смягчила населению болезненное вхождение в реформу? Ведь по свидетельству экспертов Счётной палаты РФ, доходы россиян только за первый квартал нынешнего года упали на 2,3%, при том, что инфляция за тот же срок выросла до 5,3%.

Иркутская область вступила в новую систему обращения с ТКО, словно шагнула в пропасть: не урегулированы важнейшие вопросы – финансовые взаимоотношения с народом, организация сбора, транспортировки и захоронения ТКО, всё то, что должно быть готово к моменту старта. На сегодняшний день вся «мусорная реформа» свелась в Иркутской области к повышению тарифа за вывоз ТКО, при этом инфраструктура до сих пор не готова ни в одном муниципалитете.

Расчёт по квадратам антинародный и откровенно грабительский, от людей требуют переплачивать за мусор в 3–10 раз. Норматив в крупнейших городах области на четверть выше, чем на периферии, но никакого официального объяснения по этому поводу не представлено. Норматив искусственно завышен для крупных населённых пунктов, чтобы за их счёт компенсировать выпадающие доходы регоператоров в связи с низкой собираемостью платежей и при обслуживании невыгодных территорий.

А это большая ошибка как властей, так и регоператора, которые такой политикой загоняют себя в тупик: несправедливые и дорогие расценки не по карману населению и бизнесу, они обязательно повлекут цепочку неплатежей. Тем самым программируется провал реформы.

  • Расскажите об этом своим друзьям!