ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Цель жизни – созидание

Александр ШАРУНОВ   
21 Декабря 2018 г.
Изменить размер шрифта

irk inyz

В октябре 2018 года, во время празднования 100-летия Иркутского университета, как-то затерялся другой юбилей – 70-летие Иркутского лингвистического университета, который, как известно, был расформирован и теперь частично влился в состав ИГУ. Юбилей ИГУ прошёл достойно: ветераны встретились друг с другом, узнали о существенных преобразованиях в структуре Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникаций ИГУ.

2112 9 1

Но вот ветеранам бывшего ИГЛУ вместе с тем показалось, что сегодня подготовка учителей ведётся как-то ограниченно. Никто из выступавших руководителей не отметил ту роль, которую придавали предшественники в прежние годы подготовке педагогических кадров. Труд многих ярких личностей ИГЛУ никак не отметили либо упоминали вскользь, скороговоркой, мимоходом, в общем списке.

А хотелось бы вспомнить многих. И, в частности, профессора Клару Лазаревну Мурай, рядом с которой автор этой статьи проработал на педагогическом поприще около сорока лет.
Некоторые из нас, живущих на Земле, сильно отличаются от большинства людей. Они не совсем уверены в том, каков их истинный потенциал, но точно знают, что способны к совершению великих дел. Такие личности – большая редкость, они выделяются неординарной одарённостью, зрелостью, ответственностью и интуицией. Они особенны и удачливы, хотя рождаются с глубоким чувством идеализма и реальности, с сознанием того, что остальные представители человечества должны постичь вместе с ними смысл жизни, проходя через ряд проб и ошибок. Их называют Учителями учителей.

Клара родилась в небольшой деревне Кривошапкино, в семи километрах от Киренска, на берегу Лены. Здесь сначала обучалась в четырёхлетней школе, а затем уже в школе Киренска.

Летом, в навигацию, мимо её родной деревни проходили суда различного назначения. Дети встречали пассажирские красавцы-пароходы, сверкающие огнями и всегда переполненные пассажирами. Пришедшая война оживила быт жителей. Под Киренском построили аэродром. Крестьяне окружающих деревень были мобилизованы на перевозку лошадьми топлива для самолётов из Усть-Кута. Отец Клары, Лазарь Иванович Бренёв, участник Первой мировой войны, вновь был призван на фронт. Американские самолёты с рёвом проносились прямо над крышами домов – их перегоняли на фронт советские лётчики. Дети хорошо знали их названия: Бостон, Аэрокобра, Ди-Си.

Девочку отличала настойчивость, и это помогало ей преодолевать трудности. В старших 8-10-х классах обучение было платным. Родители, работавшие в колхозе за трудодни, не могли оплачивать её обучение. Ей приходилось собирать и продавать ягоды, чтобы заработать на учёбу. В школе были замечательные учителя – многих классных специалистов выслали в 30-х годах из Ленинграда (в связи с убийством С. М. Кирова «брали» тогда всех подряд). У них в школе балетному мастерству обучала даже профессиональная балерина. Так что образование им давали качественное.

2112 9 2

В начале 50-х Бренёвы выехали в Иркутск. Семья (родители и дочери) стала заниматься хозяйственной работой в престижной крупной школе № 15 в центре города. До 1954 года школа была мужской, в ней обучалось по 1700-1800 человек, педагогический коллектив насчитывал до 80 учителей. Многие учителя недавно вернулись с фронта. Отец, Лазарь Иванович, многое умел делать, его ценили в школе. Руководство школой осуществляли опытные наставники и прекрасные педагоги. Директор школы Александр Иванович Дулов и завуч Аркадий Петрович Ионушас заметили серьёзную девушку, выделяющуюся среди сверстников активностью и пытливым умом.

В 1953 году А. И. Дулов был назначен ректором Иркутского государственного педагогического института иностранных языков. Под его влиянием Клара и выбрала профессию. Она поступила в этот институт, стала изучать немецкий язык, готовилась стать учителем. Училась хорошо, проявила себя как инициативная и практичная общественница, энергичная комсомолка.

По воспоминаниям подруг у Клары проявилось исключительно обострённое чувство приоритета. Казалось, что она хорошо знала, что важно для жизни окружающих её людей. Была активной участницей семинаров, заменяла даже учителя на педагогической практике в школе. Так формировались слагаемые её будущего успеха, проявлялся врождённый темперамент сибирского народа: упрямство, упорство, старательность, вдумчивость, терпение, изобретательность, ум, любовь к знаниям.

Во время студенчества девушка постоянно подрабатывала – родители не могли помогать ей с учёбой. После успешного окончания института её оставили работать на кафедре, к тому же она планировала учёбу в аспирантуре.

И тут Клару настигла любовь. Высокий, красивый и умный Николай Павлович Мурай, перспективный молодой геолог, стал её мужем. Вместе с ним она, оставив работу в институте, поехала к месту его работы в Мамско-Чунский район. Там, в посёлке геологов, она проработала учителем немецкого языка и завучем четыре года. Это время запомнилось очень ярко. Здесь родились дети: сынок Павлик и дочь Таня. В школе была полная свобода. Клара Лазаревна следила за новинками в методике преподавания иностранных языков. Её увлек метод болгарского учёного, педагога и психолога Г. Лозанова, разработавшего метод суггестопедии, используемый для ускоренного обучения иностранных языков. Работы Г. Лозанова послужили стимулом для изучения резервных возможностей психики учащихся. Чтобы организовать погружение в немецкий язык, Клара Лазаревна привлекла местных жителей – переселенцев, прекрасно владевших немецким языком. Учащиеся слышали немецкую речь дома, в школе, общались на языке в магазине, на улице – у них развивался комбинаторный ум. А Клара на собственном опыте осознала: профессия учителя – это миссия, служение людям, которые на твоих глазах формируются в личности и потом сами формируют будущее.

Однако после четырёх лет интересную работу в школе пришлось оставить – подвело здоровье. Питание геологов и их семей строилось на консервированных продуктах. Сказывалась и жизнь в высокогорной местности. Врачи настояли на возвращении в более благоприятные условия. Семья вернулась в Иркутск, а Клара Лазаревна – в родной институт, где и проработала более сорока лет, до 2006 года. Встретила там добрую поддержку друзей и ректора Николая Павловича Карпова, окончила аспирантуру, защитила кандидатскую диссертацию.

Ректор Николай Павлович Карпов – ветеран войны в Испании – обладал прекрасным научным и культурным кругозором. При встрече заявил: « Если оглянемся в прошлое, найдём там тысячу подтверждений тому, что Россию всегда питала провинция». Он поручил Кларе Лазаревне организовать и возглавить кафедру методики преподавания иностранных языков. За десять лет руководства кафедрой она сформировала профессиональную команду: на кафедре появилось семь дипломированных работников, кандидатов наук. Стремилась выстраивать отношения внутри коллектива с учётом человеческих качеств того или иного сотрудника. Клара Лазаревна много работала над собой, это была школьная привычка внутренней самовыучки. Много дала командировка в Австрию – и в плане расширения кругозора, и в совершенствовании практики языка.

В дружбе она проявляла определённую избирательность – имела всего несколько близких друзей, на которых могла рассчитывать в трудную минуту. Самой близкой была Лия Матвеевна Ковалёва, профессор, академик, верная подруга. И у неё муж тоже был геологом, как и Н. П. Мурай. По рекомендации Л. М. Ковалёвой Клару Лазаревну назначили в 1978 году проректором по учебной работе. Она не стремилась занять высокий кабинет, но раз так случилось, старалась добросовестно выполнять возложенные обязанности. В этой должности Клара Лазаревна проработала 19 лет – значительный отрезок времени в истории института.

Это были годы постоянного поиска. Её ищущий характер не мог остановиться на одной цели, она постоянно искала что-то новое, проявляя изрядную настойчивость. Отправляясь на поиски, всегда пыталась что-то улучшить, предлагая взглянуть на вещи под разным ракурсом. В университете проводились актуальные учебно-научные семинары, конференции учителей школ, приглашались ведущие специалисты центральных вузов, укреплялись научные и деловые связи. В учебном процессе участвовали носители языка, приглашаемые на работу из-за рубежа. Профессор К. Л. Мурай читала запоминающиеся курсы лекций по методике преподавания иностранных языков. Умела увлечь аудиторию, могла представлять картину школьной жизни в широком ракурсе. Не обескураживалась, когда речь заходила о материалистических аспектах жизни. Она считала, что мир можно изменить к лучшему, и никогда не отказывалась от подобных попыток. И всегда стремилась быть учителем. Её характеризовала особая чуткость, дар определять энергетику других людей. Она могла почувствовать, что что-то не так, даже если другой человек примерил фальшивую маску счастья. Интуиция позволяла найти ту золотую середину, которая позволяет создавать определённую доверительную атмосферу между начальством и подчинёнными, но не переходить грань служебных отношений. Конечно, в процессе принятия управленческих и кадровых решений допускались ошибки, иначе, наверное, и не бывает. Ведь никогда не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. К. Л. Мурай, ветерана труда, учителя учителей, по достоинству отметили профессиональными знаками «Отличник народного просвещения», «Почётный работник высшего профессионального образования России», другими наградами,

У Клары Лазаревны был надёжный советчик, её мама, Анна Ивановна. Она обладала потрясающей крестьянской мудростью, ясной философией. Мать сформировала в сознании дочери ряд максим, которые та неукоснительно соблюдала. Анна Ивановна, которая всю жизнь искала помощи у Казанской Божьей Матери, дала дочери наказ: помогать нуждающимся, и Клара Лазаревна исправно перечисляла десятую часть заработка на счёт Казанского храма Иркутска. Семья Клары Лазаревны была очень дружная. Дети получили прекрасное образование: сын – архитектор, стал бизнесменом, дочь – известный врач-кардиолог; радуют внуки. Последние годы Клара Лазаревна с мужем жила на скромной дачке, где все посадки были выверены по линеечке и сторонам света. Она до 80 лет занималась йогой, подтягивалась на турнике, была спортивной женщиной и подсмеивалась над некоторой физической неуклюжестью автора этих строк. И всегда внимательно следила за событиями в родном университете. А там многое ухудшилось. Настало время циников, приспособленцев, к власти пришли эрудированные, но беспринципные карьеристы. Университет в агонии умирал, и его некому было отстоять и спасти.

Бывшего первого проректора университета это очень расстраивало, даже сердило. Подобные личности всегда обращают внимание на такие важные вещи в жизни, как внутренние переживания и воспоминания, формируя отношения и добавляя в свою повседневную атмосферу позитивность параллельно с реализмом.

...Клара Лазаревна тихо ушла, не дожив года до своего 85-летнего юбилея. Самоотверженный труд её заслуживает благодарных слов и восхищения.

Примечательные публикации на темы отечественной (и не только) истории

...И много других публикаций на эту тему

  • Расскажите об этом своим друзьям!