ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Школа с доступным образованием для всех

Елизавета КЛИНОВА   
03 Июня 2022 г.
Изменить размер шрифта

Наступило лето. Во всех школах страны начались каникулы. Значит, наступило время подводить учебные итоги. Кто-то из детей с гордостью покажет родителям дневник с хорошими отметками, кто-то пообещает, что в следующем году точно наверстает упущенное. А для некоторых родителей сам факт того, что их ребенок посещает обычную общеобразовательную школу – это уже большое достижение и счастье. Речь идет об учениках с диагнозом «расстройство аутистического спектра», или по-простому – аутизм.

 

Школа с доступным образованием для всех

Аутизм – это нарушение развития, при котором в первую очередь человек испытывает серьезные трудности в общении. Многие люди с аутизмом не умеют распознавать эмоции других, не знают, как поддержать беседу, задать вопрос или ответить на него, некоторые общаются без слов, при помощи жестов или карточек с картинками, у других затруднено понимание речи.

Мировая статистика говорит, что у 1 % населения есть аутизм. Исходя из этих данных, 6000 детей в Иркутской области имеют аутизм, но на учете в поликлиниках Прибайкалья состоят всего лишь 102 ребенка, так как у нас имеются серьезные проблемы с диагностированием. И, к сожалению, не только с ним.

Коррекционные школы и классы не обладают необходимыми кадрами и образовательными программами для обучения детей с аутизмом. Ведь их нужно учить не только читать, писать и решать примеры, но и тому, как вести себя в обществе, работать в коллективе, справляться с особенностями расстройства (повышенной тревожностью, непереносимостью определенных звуков, прикосновений или других ощущений), корректировать поведение.

Еще в 2017 году в Министерстве образования РФ были подготовлены документы по созданию для детей с аутизмом специальных ресурсных классов, приспособленных под нужды учеников. В 2020 году в школе поселка Молодежный Иркутского района открылся первый ресурсный класс для восьми ребят-первоклассников. Дети обучаются по индивидуальным адаптированным образовательным программам, кроме учителя с ними занимаются психолог, логопед и дефектолог. У каждого ученика есть свой помощник – тьютер, он следит, чтобы ребенок не отвлекался во время занятия, помогает ему начать общение с другими школьниками и организует совместные игры во время перемен, готовит дополнительные материалы для уроков. Работу тьютеров и учителей курирует специалист-поведенщик и супервизор. Большая команда педагогов необходима, чтобы приспособить необычных учеников к обычной школьной жизни. Цель посещения ресурсного класса – не остаться в нем навсегда, а начать заниматься в общих классах.

3 2

– В ресурсном классе мы учим детей тем же предметам, что и других учащихся начальной школы: русский язык, литература, математика, окружающий мир и т. д. К каждому ребенку находим свой подход, предлагаем такие занятия и упражнения, которые он может освоить в настоящий момент. Кто-то из наших ребят уже читает, кто-то учится этому через печатанье букв, а кто-то осваивает алфавит. Оснащение класса также учитывает индивидуальные особенности учеников. Парты с высокими бортиками и противошумные наушники, чтобы ребенок мог сосредоточиться на задании, специальные учебные пособия для лучшего понимания материала, сенсорная зона, где первоклассники снимают стресс и отдыхают с развивающими игрушками. Сюда любят приходить на переменах ученики других классов, играют вместе с нашими ребятами, – рассказывает учитель ресурсного класса школы поселка Молодежный Елена Михеева.

Инициатива открыть ресурсный класс принадлежит родителям-активистам и иркутскому адаптационно-педагогическому центру «РАСсвет», который оказывает помощь детям с аутизмом. Объединив усилия, удалось найти школу для класса и привлечь средства из благотворительного Фонда президентских грантов на оснащение класса и оплату некоторых специалистов. В сентябре 2021 года в Прибайкалье открылись еще два ресурсных класса: в школе поселка Луговой Иркутского района и школе микрорайона Лесной города Иркутска. Во всех классах есть успехи в обучении и свои маленькие победы. Из 23 учеников трех ресурсных классов пока уроки в общих классах посещают десять ребят. В следующем учебном году часть учеников перейдет во второй класс, остальные продолжат осваивать программу первого класса.

  • Расскажите об этом своим друзьям!