Пространство, возвращающее время |
Ольга СОБОЛЕВА |
10 Июня 2022 г. |
В 2022 году исполняется 225 лет со дня рождения святителя Иннокентия, апостола Америки и всея Сибири, митрополита Московского и Коломенского, 45 лет со дня его канонизации Русской православной церковью в лике святых. 26 августа 1797 года в далеком таежном селе Ангинское на севере Иркутской области в семье пономаря местной церкви Попова родился сын. Назвали его Ваней. Рано оставшийся без отца, мальчик был передан на воспитание дяде. В шесть лет он уже хорошо знал грамоту, а в девять дядя привез смышленого паренька в Иркутск и определил в духовную семинарию. Так началось служение будущего Святителя. – Наш земляк Иннокентий Вениаминов – личность удивительная, масштабная, – делится Сергей Ступин, директор Иркутского областного краеведческого музея имени Н. Н. Муравьева-Амурского. – Он бывал на трех материках – в Азии, Америке, Европе. Везде служил, потрясающую память оставил о себе – исследования по этнографии, лингвистике, природным особенностям северных территорий, которые до сих пор вызывают интерес ученых. Только сегодня начали осмысливать в полной мере то наследие, которое он оставил. Это был человек энциклопедически образованный. До сравнительно недавнего времени доступная информация о нем ограничивалась книгой Барсукова «Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников», изданной в 1883 году. Сегодня появляются новые сведения, открывающие грани его как личности, как миссионера, церковного деятеля. Это, безусловно, личность мирового масштаба, понимание значимости которой начало формироваться только в последние десятилетия. К началу XXI века возвращение к памяти о святителе Иннокентии (Вениаминове) соединило усилия церкви и общественности в идее строительства храма в память о деятеле церкви, ученом, знаменитом сибиряке в его родном селе Анга (Качугский район). Сначала был открыт дом-музей в небольшом домике, сохранившемся с детства святителя. Хлопоты и само строительство заняли около двадцати лет. Храм и музейный центр, составляющий с ним единое архитектурное, а самое главное – духовно-просветительское пространство, открыли в 2017 году. Сегодня приезжающему в Ангу виден красивый, уютный деревянный храм, воздвигнутый на возвышенности и вернувший своим присутствием завершенность облику сибирского села. Пронзительное ощущение движения времени, соединения момента нынешней мимолетности и мощного присутствия столетий испытываешь здесь. Путь из храма ведет к звоннице и памятной часовне, они построены на месте фундамента Ильинской церкви, которая была разрушена в 1930-е годы. Плывет над деревенскими улицами голос колоколов – кто-то из приехавших на экскурсию школьников в восторге от службы звонаря. Идем к нескольким стоящим в ряд, словно на сельской улице, деревянным домикам. В них музейная экспозиция. В своем иркутском обучении Ваня Попов отличался прилежанием и необычайным деятельным любопытством. Например, с радостью стал помогать мастеру-часовщику и так овладел знанием часовых механизмов, что впоследствии сам собирал часы. В честь епископа Иркутского Вениамина Ваню записали Вениаминовым – слишком много было однофамильцев Поповых. – Личность святителя очень важна в региональном контексте, – продолжает Сергей Ступин. – Наш земляк, родившийся на севере области – под Качугом, в далеком таежном углу, прошел путь от деревенского мальчишки до патриарха. Митрополит Московский и Коломенский – должность патриаршая, главная церковная должность. Он определял церковную жизнь на территории православной России. Есть какие-то черты, которые подкупают каждого человека по-своему. Мне нравится, что он был высокий, статный, красивый. Мне нравится, что он учился с усердием, будучи голодным, холодным. Когда пытаешься представить этого человека, узнаешь его поступки, события нелегкой жизни, начинаешь его любить за красивые и сильные качества натуры. Он до конца жизни сохранил трогательное отношение к малой родине, всегда стремился сюда и использовал любой случай для возможности приехать в Иркутск, побывать в Анге. Мне кажется, будучи митрополитом, он тосковал по Сибири. Музей Культурно-просветительского центра не похож ни на один другой. Это вдохновенно связанные между собой события жизни святителя. Они являются туристу не в виде традиционной экспозиции, а тонко и тщательно продуманными инсталляциями, в которых присутствуют предметы эпохи рядом с представленными художником деталями разных моментов жизни Иннокентия. И очевидными становятся простые истины – нравственные категории не меняются из века в век. Меняется фон, внешние условия, а нравственный порядок остается неизменным: ложь – ложью, казнокрадство – тем же, чем оно было сто и двести лет назад, а беззаветное служение Родине остается служением Родине, когда бы оно ни происходило – в третьем веке, восемнадцатом или двадцать первом. Около двух десятилетий Вениаминов провел на самых дальних восточных рубежах Российского государства – в колонии Российско-американской компании. Православный миссионер занимался не только распространением православия. Он организовал училища, в которых обучались грамоте до 600 мальчиков, построил больницу и сиротский дом, боролся с распространявшимися среди местных жителей заразными болезнями, пьянством и полигамией. Был участником экспедиции графа Н. Н. Муравьева-Амурского по установлению границ с Китаем и основанию города Благовещенска, названного им так в честь иркутского храма, где начинал свое служение. Удивительно, но в тяжелых климатических условиях, проживая в землянке, он находил силы и время изучать быт, языки, обычаи аборигенов, вел записи наблюдений климата, флоры и фауны. Его статьи стали основанием для принятия священника с далеких восточных рубежей действительным членом-корреспондентом Российской академии наук и почетным членом Императорского русского географического общества. Завершение этого памятного музейного пути по вехам, оставленным святителем Иннокентием, продолжается в нескольких больших залах. В одном маршрут путешествий святителя предстает словно увиденный сверху, а над головами под сводами парит парусник. В 2007 году идею строительства храма и центра в Анге еще только отстаивали. Среди «ходильцев» по инстанциям был и В. Г. Распутин. Вот что сказал он тогда в интервью: «Уныние, отчаяние, неверие, как известно, грех. Не будем же мы предаваться отчаянию. Выход, если мы захотим им воспользоваться, есть, он известен давно. Он в нравственном перерождении человека, в самостроительстве, в самовоспитании из тех духовных начал, которые мы продолжаем в себе носить, в опамятовании и высветлении разума. В конечном итоге все должно работать на развитие духовной жизни общества, и нам даны образцы, есть у кого искать и находить эти примеры. Святитель Иннокентий – великий подвижник церкви, миссионер, просветитель, ученый, патриот. Как и когда это осуществится – начнет работать в Анге, на его родине, центр, построится храм... Но будет обязательно. Ничего без трудов не делается. Чем больше трудностей, тем лучше храм будет». В начале сентября в Анге большим праздником отметят 225-летие святителя Иннокентия. В рамках подготовки к юбилею впервые для Иркутска предпринято создание мультфильма, в котором молодые художники и сценаристы расскажут о самых ярких событиях жизни выдающегося деятеля Русской православной церкви. В середине июня Иркутский краеведческий музей приглашает на Всероссийскую научно-практическую конференцию «Святитель Иннокентий (Вениаминов) и культурное наследие народов России и Америки». Идут службы в храме, работает центр. Когда-то забытая и далекая Анга собирает людей из разных мест. Проходя по музейным залам, проникая в разные героические периоды жизни православного священника, служившего всей жизнью вере и любви, человек неожиданно вдруг понимает, что не турист он здесь, а паломник.
|
|
|