Иркутский авиазавод под грифом «Секретно» |
Владимир ХОДИЙ |
13 Сентября 2024 г. |
К этому времени подоспело эхо удачной реализации контрактов и особенно запуска лицензионного соглашения на организацию производства в Индии новейших истребителей-бомбардировщиков СУ-30МКИ, открывших перед нашими авиастроителями широкие перспективы на международном рынке. Первой вызвалась заключить контракт Малайзия – небольшое, наполовину островное государство, омываемое Южно-Китайским морем. Документ был подписан в 2003 году, а в мае 2007-го на Иркутском авиационном заводе – основной производственной площадке только что созданной научно-производственной корпорации «Иркут» – прошла презентация двух из 18 заказанных самолетов Су-30МКМ (многоцелевых коммерческих малазийских). Они являлись вариацией индийских – имели такой же планер, современный двигатель с управляемым вектором тяги, новейшую цифровую систему управления, радар с фазированной антенной решеткой, позволяющей одновременно сопровождать 15 и атаковать четыре цели. Отличие лишь в бортовом оборудовании, измененном под потребности заказчика. Пресс-служба завода пригласила меня на эту презентацию и помню, с каким трудно сдерживаемым восторгом принимал эти самолеты командующий малазийскими ВВС генерал А. Ариффин. В интервью своему национальному информационному агентству он назвал тот день «исторической датой». По словам военачальника, «Малайзия приобрела у России самые совершенные боевые самолеты, которые станут самым мощным оружием сдерживания любой военной угрозы в Юго-Восточной Азии». Тогда же на заводе изготовили два первых из запланированных по контракту 28 многоцелевых истребителя СУ-30МК для военно-воздушных сил самого крупного на Африканском континенте государства Алжир. Собранные и прошедшие летные испытания машины вылетели затем в город Ахтубинск Астраханской области, где расположен Государственный летно-испытательный центр Министерства обороны РФ имени В. Чкалова, и там на них начали обучаться алжирские пилоты. И что важно отметить, наряду с текущими заботами иркутяне совместно со специалистами ОКБ имени Сухого продолжали совершенствовать базовую модель истребителя-бомбардировщика и с 2012 под маркой Су-30СМ (серийный модернизированный, а можно сказать, сверхманевренный многоцелевой) он начал поступать на вооружение Российской армии. Согласно открытым данным, в 2020 году в составе воздушно-космических сил насчитывался 91 такой самолет и 22 – в составе военно-морского флота. Кроме того, общим числом 36 единиц их по контрактам закупили Белоруссия, Казахстан, Армения и еще одно государство Юго-Восточной Азии – Мьянма (бывшая Бирма). Автожир, «Эрбас», Як-130Вообще за последние три десятилетия в жизни завода произошло немало интересного. Еще в середине 1990-х в его составе создали опытно-конструкторское бюро легкой авиации, итогом работы которого стало появление на свет почти игрушечного на вид воздушного судна – автожира (с греческого – самовращающийся). Не имеющий аналога в отечественной авиационной промышленности этот трехместный винтокрылый летательный аппарат способен перемещаться со скоростью 200–250 километров в час на расстояние до 400 километров. Его предназначение – патрульная служба, перевозка пассажиров, небольших грузов, поисково-спасательные работы, оказание срочной медицинской и технической помощи. Аттестованный, запущенный в серию и представленный в двух экземплярах автожир вызвал большой интерес у посетителей выставки МАКС-2007 в подмосковном городе Жуковском. Иркутяне первыми в России установили кооперационные связи с ведущими западными авиастроительными компаниями. В декабре 2004 года с консорциумом «Эрбас» был заключен контракт на производство компонентов для семейства аэробусов А-320 – вначале нишей передней стойки шасси, затем – килевых балок и направляющих закрылков. В ходе подготовки к их выпуску на заводе провели модернизацию производственных мощностей в соответствии со стандартами заказчика, приобрели и установили новое оборудование, сертифицировали новейшие технологические процессы. Другим направлением в сотрудничестве с «Эрбасом» было участие в переоборудовании аэробусов А-310 и А-320 из пассажирских в грузовые, конкретно – в изготовлении и поставке грузовых люков для этих лайнеров. Фото www.airliners.net Но, конечно же, наиболее важный и крупный подряд нашим авиастроителям в первом десятилетии нынешнего века поступил от главного заказчика их продукции – Министерства обороны Российской Федерации. Это учебно-боевой истребитель Як-130 – первый полностью новый самолет, а не модернизированный вариант ранее существовавшей модели, построенный после распада СССР. Его разработкой занимались специалисты вошедшего в корпорацию «Иркут» опытно-конструкторского бюро имени Яковлева. Заложенные в этом воздушном судне аэродинамическая схема и параметры силовой установки позволяют будущим летчикам выполнять полеты практически на всех режимах, свойственных современным и перспективным отечественным и зарубежным боевым машинам, в том числе СУ-30, МИГ-29, F-16. Согласно тем же открытым данным, в 2022 году в составе Воздушно-Космических сил и авиации Военно-Морского флота РФ насчитывалось 109 Як-130 и еще 62 изготовлены на экспорт – в Белоруссию, Алжир, Бангладеш, Вьетнам, Лаос, Мьянму. Мечта и сказка – МС-211 ноября 2007 года я передал в ИТАР-ТАСС: «Многоцелевой истребитель СУ-30МК Иркутский авиационный завод – филиал корпорации «Иркут» – будет выпускать до 2015 года. А затем на смену ему придет среднемагистральный пассажирский самолет МС-21 (Магистральный самолет XXI века), сообщили сегодня в дирекции предприятия. Новая крылатая машина разрабатывается отечественным ОКБ Яковлева и будет иметь три версии – на 150, 180 и 210 мест. Она заменит на воздушных линиях Ту-154». Фото russianplanes.net В сентябре следующего года присутствовавший на Байкальском экономическом форуме президент Объединенной авиастроительной корпорации страны А. Федоров подтвердил эту новость и добавил, что первый МС-21 будет выпущен в 2014 году, в 2015–2016 годах планируется вывести его на рынок. «Это очень амбициозный, просто колоссальный проект, – отметил он. – Потому что, наладив производство данной модели, мы вторгнемся в элитарное мировое самолетостроение, потесним аэробус А-320 и Боинг-737». По его словам, в МС-21 будут заложены самые передовые технологии и материалы: композитное крыло большого удлинения, увеличенный диаметр фюзеляжа, двигатели и бортовое оборудование последнего поколения. После этого минуло почти восемь лет, и 8 июня 2016 года на Иркутском авиационном заводе с участием председателя правительства Российской Федерации Д. Медведева состоялось представление нового среднемагистрального пассажирского самолета МС-21-300. Презентовали его ярко, эффектно: красавец-лайнер появился перед собравшимися в многоцветии иллюминации, под звуки рояля, за которым сидел народный артист РФ Д. Мацуев. Звучали слова: «Самый современный», «Нет аналогов в мире», «Лайнер мечты»… Первый полет МС-21 совершил 28 мая 2017 года, и с тех пор было выпущено еще четыре опытных экземпляра. Все они прошли летные испытания и получили сертификаты от Росавиации. В сентябре 2019 года новый воздушный корабль был представлен широкой публике на выставке МАКС в подмосковном Жуковском, а зарубежной премьерой тогда же явилась его демонстрация на международном фестивале авиации, космоса и технологий в турецком Стамбуле. Поскольку на ОКБ, корпорацию имени Яковлева (раньше называлась «Иркут»), а также все ее филиалы, включая Иркутский авиационный завод, наложены санкции стран Евросоюза, США и ряда других государств, пятый экземпляр оснащен уже не американскими, а российскими двигателями производства завода «Пермские моторы». Теперь на очереди изготовление отечественного композитного крыла на заводе «Аэрокомпозит» в Ульяновске. Серийный выпуск МС-21-310 намечено начать в следующем году с предъявлением «Аэрофлоту» первых шести бортов. Поставляться самолет за рубеж будет не ранее 2030 года, главное – насытить им внутренний рынок.
Ранее:
Тэги: |
|
|