НА КАЛЕНДАРЕ

«И нет конца мелодии прощальной...»

Татьяна ОЗНОБИХИНА-ОДЕСЮК   
05 Июля 2019 г.

Воспоминания о выпускном вечере, случающемся хотя бы однажды в жизни каждого человека, всегда исполнены очарования.

Портрет Александра Вампилова. Ольга Вампилова (жена Вампилова)

Портрет Александра Вампилова. Ольга Вампилова (жена Вампилова)

Прощание с университетом для меня и моих друзей-филологов пришлось на июнь 1970 года. Трудности, связанные с защитой дипломов и сдачей госэкзаменов, остались позади. Мы были молоды и полны надежд, хотя часто напевали с грустинкой строки из популярной тогда песни Валерия Стукова, прозвучавшие в спектакле «Прощание в июне»:

Это лето нам, это лето нам

очень нравится,

Но не знаем мы, что ещё нас

Ждёт в сентябре...

Предстояло расставание с однокурсниками, с которыми были рядом пять лет. Имена некоторых из них скоро станут известными не только иркутянам. Вместе со мной учились Александр Баталин, Ольга Вампилова, Юрий Маскаленко, Светлана Асламова, Леонид Мацуев и другие.

Наш выпускной вечер проходил в ресторане «Алмаз». Звучала музыка, провозглашались тосты в честь любимого университета, вспоминались случаи из студенческой жизни. Со словами напутствия к выпускникам обратились уважаемые всеми нами преподаватели Надежда Степановна Тендитник и Надежда Владимировна Ковригина.

Александр Вампилов был приглашён на выпускной вечер не только потому, что его жена Ольга училась на нашем курсе. К этому времени пьесы Вампилова «Прощание в июне» и «Старший сын» уже были поставлены на сцене Иркутского драматического театра имени Н. Охлопкова и имели большой успех. Александр Вампилов присутствовал при утверждении актёров на роли, а также на репетициях спектаклей. В студенческой среде Вампилов был хорошо известен и любим. Мы гордились тем, что он тоже был выпускником иркутского госуниверситета.

На выпускном вечере за праздничным столом я оказалось напротив Вампиловых и хорошо помню, что говорил драматург, когда его попросили выступить.

Вампилов встал, на мгновение задумался, чуть-чуть наклонив свою красивую голову с волнистыми волосами, потом посмотрел внимательно на обращённые к нему улыбающиеся лица студентов и сказал: «Вот смотрю я на вас и думаю: чему вы так шумно радуетесь? Уж не тому ли, что вы больше не студенты?»... Эти слова он произнёс особенно отчётливо, как бы привлекая внимание к вопросу и ожидая ответа на него.

Потом он рассказал, как приехал из Кутулика в Иркутск, вышел из вагона на вокзале и спросил, где здесь университет. Когда узнал, что университет на другом берегу Ангары, ему захотелось броситься туда вплавь, напрямик – так не терпелось поскорее всё начать, но жизнь преподала ему свои уроки. На пути к цели, какой бы она ни была, нельзя расталкивать других, особенно женщин и детей, «лучше опоздать или сойти с дистанции».

Позднее театральный критик Виталий Нарожный говорил мне, что слова об этой первой встрече с Иркутском были в одном из первых вариантов пьесы «Прощание в июне». В окончательном варианте он оставил только первые фразы.

Вампилов не уставал искать «в человеке человека» и на вечере он говорил, что надо оставаться людьми даже в самых трудных ситуациях, не дать сломаться нравственному стержню внутри себя, сохранить верность идеалам молодости.

Через два года после того памятного выпускного вечера Александра Вампилова не стало. Его всегда интересовало, почему люди, не достигнув вершин творчества, не реализовав всех своих замыслов, погибают. Этот удел не миновал и его самого. В пьесе «Дом окнами в поле» один из героев, Третьяков, произносит слова: «Говорят, чтобы добиться признания, надо умереть или просто уехать».

Поэт Владимир Скиф написал:

Сжимается сердце от чёрного горя,

И, кажется, нет и не будет дыханья,

Качаются волны Бессмертия.

А море?

А море Байкальское предало Саню.

Хорошо помню плывущий над печальной молчаливой толпой от Дома писателей по улице 5-й Армии к драматическому театру гроб с телом драматурга, обитый голубой тканью. Сибиряки прощались с Вампиловым. Около театра процессия остановилась. Актёры театра в это время были далеко на гастролях, никто не выступал, только несколько минут молча стояли у театра, как бы осмысливая сою вину за то, что не спасли, не сберегли Вампилова.

Спустя некоторое время после трагической гибели Александра Вампилова, работая в политехническом институте, я пришла со своими студентами в театр на спектакль «Прощание в июне». В студенческие годы я была на премьере спектакля (это было ещё до выпускного вечера), но и в этот раз с интересом следила за происходящими на сцене событиями, вслушивалась в текст пьесы. А на сцене шёл университетский выпускной вечер. И вдруг один из героев пьесы сказал: «Чего это вам так весело? Чему вы так шумно радуетесь? Уж не тому ли, что вы больше не студенты?»

Я вдруг почувствовала, что всё внутри меня похолодело. Ведь эти самые слова я слышала от живого Вампилова.

Потрясение было столь велико, что до конца спектакля я ощущала присутствие Вампилова. Позднее я читала высказывание Олега Ефремова о том, что «Вампилов удивляет не острыми репликами, не эффектами. Он поражает своим «присутствием». Это относится ко всем пьесам драматурга.

Наша литература всегда возбуждала в читателях потребность в нравственном усовершенствовании. Мне довелось не только познакомиться с произведениями Вампилова, но посчастливилось быть его современницей, видеть Александра Вампилова, молодого, талантливого, во время премьерных спектаклей по его пьесам в Иркутске, слушать его самого. «Я люблю людей, с которыми всё может случиться» – в этих словах – Вампиловский завет. Он любил нас. И сам он достоин того же.

Воспоминания о том давнем расставании в июне, уроки Вампилова всегда живут в моей душе. В одном из своих стихотворений Александр Вампилов написал, что «нет конца мелодии прощальной».

  • Расскажите об этом своим друзьям!