НА КАЛЕНДАРЕ

«Эх, покачу!»

Дмитрий КИСЕЛЁВ   
21 Августа 2024 г.

Что ни говорите, удобная эта штука – такси! Особенно для тех тысяч безлошадных, что еще остались в нашем машинизированном городе. Берешь телефон, находишь знакомый черно-желтый логотип, один клик – и вот уже спешат на твой зов сразу аж несколько машин… Но часто радость тут же сникает – машины одна за другой разворачиваются. Не хотят они ехать! Особенно, если ты живешь в Ново-Ленино или, не дай бог, где-нибудь в закоулках Березового, куда зимой по снегу можно и не взобраться! Но это понять можно – не все еще периферийные дороги у нас в городе достаточно благоустроены… Но ехать-то людям надо!

«Эх, прокачу!» 

А вот если вы живете в центре, где-нибудь на Байкальской или Трилиссера, и собираетесь ехать, предположим, в ближайшую поликлинику, тут вы получите машину буквально в течение пяти минут. А вот если на железнодорожный вокзал – то не всегда. Водители знают, что при увеличении количества заказов цена растет. В определенное время дня на вокзал приезжает поезд, с которого всем пассажирам нужно уехать домой. За 10 минут до приезда поезда на вокзал вызываю такси в приложении. Цена пока еще низкая. Никто не берет заказ. Потом водитель берет заказ, но не едет. Проходит 8 минут. Водитель пишет «я не смогу приехать, отмените заказ». Цена на заказ уже выросла в 2–2,5 раза. Теперь можно повторно сделать заказ, и теперь уже водители приедут. Суть проблемы – если водители знают заранее, что будет высокий спрос, они умышленно не берут заказы до этого момента, дополнительно форсируя повышение цены.

А вот другой случай, он касается периода ожидания машины. Заказываю такси от поликлиники № 1. Вижу, что машина уже приехала и притулилась на противоположной стороне дороги. Между нами метров 200. Но у меня высвечивается надпись: «Машина подъезжает». Но на самом деле она никуда не подъезжает, она стоит на месте, а водитель ждет, когда начнет подходить к концу период бесплатного ожидания. Я тоже стою и жду. В это время водитель может ничего не писать или написать в чат что-нибудь типа: «Где вы» или «Не вижу вас». Через 3–5 минут подъезжает уже ко мне. С меня копеечка за ожидание… Приехав на место, я с трудом убеждаю водителя, который, похоже, почти не понимает русского языка, что он пытается меня обмануть, завышая цену поездки якобы за счет ожидания. Деньги, вроде, и небольшие, но и они совсем не лишние!

Что же касается цен за проезд, то тут, по-моему, водителям дан полный карт-бланш. Заказываю такси до СНТ «Березка–2», цена вполне приемлемая – около 300 рублей. Через три часа возникла необходимость вернуться в город, заказываю машину через то же Яндекс Такси, теперь цена поездки – аж 700 рублей! И это не ночью, а средь бела дня! Кто установил эту стоимость? И вообще, кто устанавливает цены на проезд в такси? Кто их контролирует? Не забота ли Федеральной антимонопольной службы следить за ценами?!

Ведь именно она должна следить, чтобы кто-нибудь ушлый необоснованно не завысил или не занизил цены и тарифы, а игроки рынков не вступали между собой в преступный сговор… Но что-то здесь не складывается…

А еще в нашем областном центре водители почему то особенно не любят клиентов с детьми. Попытка вызвать машину в 5 утра (когда нет спроса) с детским автокреслом, чтобы уехать на вокзал с малым ребенком – совсем не проста. Стоимость поездки будет около 800–1000 рублей при средней цене поездки 200–250 рублей днем. Время ожидания машины изначально показывается в районе 30 минут, но, скорее всего, это означает, что

водителей с креслами нет, и никто не приедет даже за этот период.

Что же можно предпринять для того, чтобы, без сомнения, полезный сервис был еще более привлекательным для пассажиров? Думается, в первую очередь надо запретить водителям активировать режим «Машина подъезжает» и включать бесплатный период ожидания, когда машина еще не достигла конечной точки вызова.

Кроме того, надо запретить водителям отменять или отказываться, или просить отменить заказ, если заказ произошел в период, в который ожидается повышенный спрос. Уверен, что эти дни и точки Яндексу вполне известны, так как, например, поезда на вокзале каждый день отправляются по одному и тому же расписанию.

Следует принудительно требовать наличие детского автокресла хотя бы в некотором проценте работающих каждый день машин. Запрещать отказываться от заказов с детским креслом.

Думается, что только выполнение этих, не столь уж сложных, требований намного уменьшит количество нареканий на службу такси!

Понято, что главная цель службы такси – заработать как можно больше. Но, учитывая огромную социальную роль этого сервиса, следует, наверное, обратить больше внимания на качество услуг и их стоимость…

Думается, сотрудникам Яндекс Такси следует подумать о том, как можно больше нивелировать негативные стороны монополии и осознать, наконец, социальную значимость такси, а не только как инструмента для извлечения прибыли. Например, чтобы и невыгодные или неудобные заказы тоже могли хоть как-то исполняться. Или чтобы стоимость поездок в часы пик не росла кратно. Это касается и заказов в непопулярные районы, в непопулярное время, заказов с детскими креслами и вообще любых заказов. Каждый гражданин, вызывающий такси, должен быть уверен, что машина придет вовремя, что его не только комфортно довезут, куда надо, но при этом не потребуют неизвестно откуда взявшейся непомерной платы…

  • Расскажите об этом своим друзьям!