ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-09-02-58-05
Нередко бабушкам и дедушкам доверяют присматривать за внуками. Но мужи науки предостерегают, что это может быть для пожилых опасным занятием. У последних при общении с малышами возрастает риск развития пневмококка. Ученые призвали прививать пожилых от...
2024-04-10-03-40-20
Немало бед свалилось на жительницу Миасса Ирину Мухаммед Мангунгу. Сначала ее бросил муж-танзанец, затем у женщины в 2021 году сгорел деревенский дом. Далее сын и дочка были отправлены в детский дом. И еще не было возможности пользоваться выплатами по потере отца. Как столько всего можно...
2024-04-20-16-19-40
Звезда фильма «Виват, гардемарины!» Михаил Мамаев отправился добровольцем на СВО в конце 2022 года. Там он стал военкором и собирал материал для собственного...
-90-
Некогда суперпопулярную певицу Таню Овсиенко заподозрили в алкогольной зависимости. Поводом для этого стал её уставший вид и неуверенная походка на некоторых...
2024-05-02-02-24-06
Максим Галкин*, признанный в России иностранным агентом, разместил в соцсетях фотографию своей жены, Аллы Пугачевой, после душа.

День в истории: на экраны вышел знаменитый фильм «Семнадцать мгновений весны»

Изменить размер шрифта

11 августа 1973 года по Центральному телевидению СССР началась демонстрация многосерийного художественного фильма «Семнадцать мгновений весны».

В основе фильма лежал сюжет одного из романов популярного писателя Юлиана Семенова – автора многочисленных книг о приключениях советского разведчика Исаева, работавшего в разведке фашистской Германии под именем Макса Отто фон Штирлица. Этот уникальный телепроект состоялся лишь благодаря таланту и настойчивости режиссера Татьяны Лиозновой.

Не только на главные, но даже на эпизодические роли в этом фильме были приглашены крупнейшие актеры. В главной роли – Исаева-Штирлица выступил Вячеслав Тихонов. Образ его основного противника – шефа нацистской политической полиции (гестапо) Мюллера прославил уже немолодого артиста Леонида Броневого. В ролях антифашистов, помогавших Штирлицу в его борьбе, выступили Ростислав Плятт (пастор Шлаг) и Евгений Евстигнеев (профессор Плейшнер). В числе актеров, сыгравших руководителей фашистской Германии, ее разведки и армии, были Юрий Визбор (Борман), Олег Табаков (Шелленберг), а также Николай Гриценко (генерал в поезде).

Единственная крупная женская роль в этом фильме досталась актрисе Екатерине Градовой (советская разведчица-радистка Катя Козлова, она же Кэтрин Кин). Однако зрителям запомнились и эпизодические женские образы: великолепная фрау Заурих (Эмилия Мильтон), Габи (Светлана Светличная), а также пьяная проститутка из бара (Инна Ульянова).

Воистину народными стали песни Микаэла Таривердиева, исполненные Иосифом Кобзоном.

Эту культовую картину о советском разведчике можно пересматривать бесконечное количество раз – настолько в ней всё идеально: захватывающий сюжет, многослойная интрига, звёздный состав актёров и их блестящая игра, бескрайнее обаяние Вячеслава Тихонова, мастерски переданное постановщиками фильма ощущение приближения нашей Победы и ожидание полного разгрома страшного врага.

Вот несколько интересных фактов об этой картине

  • Премьерный показ фильма должен был состояться аккурат ко Дню Победы 1973 года. Но выход на экраны военной драмы был отложен по политическим соображениям. Всё дело в том, что советский лидер Леонид Брежнев в те майские дни собирался посетить с официальным визитом обе Германии – ГДР и ФРГ. Поэтому первую серию картины зрители увидели только 11 августа 1973 года. Фильм об умном, находчивом, элегантном, красивом и, главное – по-человечески душевном разведчике Штирлице приобрёл широчайшую популярность в Советском Союзе уже во время премьерного показа. Картина настолько понравилась зрителям, что они завалили Останкино письмами и мешали телевизионщикам работать своими непрерывными телефонными звонками, прося и требуя повторить шпионский сериал. Удивительный факт в истории мирового телевидения – повторный показ фильма состоялся уже через три месяца.
  • По информации Гостелерадио СССР в 1973 году картину посмотрели, в общей сложности, более 200 миллионов зрителей. Лента настолько захватила граждан Советского Союза, что во время её трансляции улицы городов пустели – всё внимание людей в это время было приковано к телевизионным экранам. Во время показа коммунальные службы фиксировали уменьшение потребления воды и электричества. Более того, органами правопорядка было официально отмечено значительное снижение уровня преступности во всей стране. Воры, жулики и бандиты с огромным интересом наблюдали как Штирлиц выпутывается из коварных сетей врагов и как изящно обводит вокруг пальца начальника тайной полиции Мюллера.

  • Татьяна Лиознова принципиально сделала свой фильм чёрно-белым. Конечно, можно было снять и в цвете, ведь в 1970-х годах в стране уже существовало цветное телевидение. Правда, цветные телевизионные приёмники в квартирах наших граждан были ещё редкостью. Но, тем не менее, постановщица ленты остановилась именно на чёрно-белой плёнке – потому как она придавала военной драме документальность. Такое решение режиссёр приняла ещё и потому, что в фильме было много вставок с настоящей документальной кинохроникой, и Лиознова не хотела, чтобы они выбивались из визуального ряда ленты. Чёрно-белый выбор постановщиков оказался верным – он создавал эффект исторической достоверности.
  • Сегодня просто невозможно представить себе Штирлица в исполнении какого-нибудь другого актёра, кроме Вячеслава Тихонова. Однако поначалу его кандидатура даже не рассматривалась. На роль советского разведчика претендовал актёр Арчил Гомиашвили, известный зрителям по роли Остапа Бендера в «12 стульях» Леонида Гайдая. Да, Арчил Гомиашвили очень хотел получить эту роль. Так хотел, что регулярно угощал всю съёмочную группу в шикарном ресторане и со всем обаянием своей широкой грузинской натуры настойчиво ухаживал за Татьяной Лиозновой. И доухаживался до любовного романа. Но, несмотря на вспыхнувшее чувство, Татьяна Лиознова отклонила кандидатуру «кавказского разведчика», чем очень сильно обидела Арчила Гомиашвили.
  • Разведчик Штирлиц никогда не существовал в реальности. Его придумал писатель Юлиан Семёнов. Однако есть легенда, что прототипом Штирлица был сотрудник гестапо и офицер СС Вилли Леман, который работал на Советский Союз по собственной инициативе. Его никто специально не разрабатывал. Он сам предложил свои услуги советской внешней разведке. По идейным соображениям. И по денежным тоже. Вилли Леман получил у нас оперативный псевдоним Брайтенбах и кодовый номер А-201. Любопытно, что Леман долгое время числился на хорошем счету у Гитлера, за что был награждён портретом фюрера с автографом. Следы Лемана в истории теряются в декабре 1942 года, когда его арестовало гестапо без формулировки обвинения.

  • Одна из самых трогательных сцен в фильме – это встреча Штирлица в кафе со своей женой. Все женщины Советского Союза в этот момент утирали слёзы, а мужчины размышляли над достоверностью и сложностью этой совершенно нерациональной затеи – перемещать жену разведчика через линию фронта или через третьи страны ради нескольких молчаливых пронзительных взглядов – зачем такой риск!? Так вот, никакой жены Штирлица в сценарии не было! Она появилась в фильме только лишь благодаря Вячеславу Тихонову. Один знакомый Тихонова, некий разведчик КГБ, (по одной из версий – легендарный советский нелегал Конон Молодый), рассказал актёру, что иногда нашим агентам за рубежом привозили родных для свидания, и артист поделился с Лиозновой душевной идеей. Режиссёр согласилась, посчитав, что так в картине будет больше драматизма. Так оно и оказалось – до сих пор у многих дам увлажняются глаза во время просмотра душещипательного эпизода в кафе «Элефант».
  • Съёмки «Семнадцати мгновений» не обошлись без курьезов. Так, в один из дней жители Восточного Берлина чуть было не сдали Вячеслава Тихонова в полицию. Актёр торопился на съёмочную площадку, поэтому надел форму СС прямо в номере гостиницы и двинулся в ней по улицам. Это, конечно, товарищ штандартенфюрер сильно погорячился – всё-таки в столице просоветской ГДР в начале 70-х годов народ очень не любил нацистов. Поэтому стоило только Тихонову показаться на людях, как его стали окружать негодующие люди, принявшие его за убеждённого фашиста. Два бдительных гражданина подхватили артиста под локти и потащили в полицейский участок. Спасло Тихонова то, что из-за его опоздания за ним отправили ассистентов режиссёра. Вот они-то с большим трудом утихомирили общественность и чуть ли не с боем повели недофашиста на съёмки. Забавно то, что после того как немцы наконец поняли, что перед ними киношники, то один из тех самых ретивых мужчин попросил примерить мундир и фуражку.
  • Очень большим поклонником фильма «Семнадцать мгновений весны» был кубинский лидер Фидель Кастро. Он познакомился с лентой весьма неожиданным образом. Однажды он стал замечать, что некоторые высокопоставленные чиновники, прямо во время заседаний, раз за разом отпрашиваются и сбегают домой. Когда он спросил у них напрямую, дескать, что это за безобразие с разгильдяйством такое, то ему объяснили, что всё дело в советском телефильме о гениальном разведчике Штирлице в фашистской Германии: ленту показывают строго в определенное время и без всякого повтора. Тогда Кастро, пользуясь связями, запросил у СССР копию фильма и устроил его коллективный просмотр для всех членов правительства. Все 12 серий были показаны за один день, в общей сложности это заняло 14 часов.

  • «Семнадцать мгновений» считаются самым дорогим советским сериалом, хотя реальный бюджет ленты – тайна, покрытая мраком. Современные кинопродюсеры подсчитали, что если бы эта эпопея снималась в наши дни с таким же размахом, то стоимость каждой серии обходилась бы в 100 тыс. долларов минимум. Итого, 1 миллион 200 тысяч вечнозелёных бумажек. Говорят, что на съёмки шпионского сериала было потрачено столько средств, что Лиозновой не хватало денег, чтобы завершить фильм. Ещё бы, ведь напряжённая работа длились два года в разных городах и странах. Шутка ли, только для Тихонова были пошиты 100 рубашек! Что уже говорить о построенных на студии им. Горького декорациях — коридорах рейхсканцелярии, кабинете Мюллера, квартире Штирлица и многом другом. Прибавьте к этому съёмки на натуре — картина снималась в Германии, Прибалтике и Грузии. Правда, то, что Цветочная улица Берна находилась в Риге, а швейцарскую границу пастор Шлаг переходил на Кавказе, то это позволило немного сэкономить бюджет.
  • История России и СССР, исторические деятели, секреты истории - на нашем сайте.

По инф. calend.ru и polzam.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!