НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-25-18-36-10
Известная певица Таисия Повалий уже несколько лет проживает в Москве, много гастролирует по России и участвует в различных проектах.
2024-10-26-18-01-15
Народная артистка СССР София Ротару на своей странице в соцсети опубликовала фото с кладбища. 23 октября певица посетила могилу мужа Анатолия Евдокименко, похороненного в...
2024-11-08-04-50-04---
Глава поселка Чернышевский в Мирнинском районе Якутии, Артем Ширшов, объяснил людям задержку в выплате зарплаты "запоем" бухгалтера.
2024-11-06-18-32-25
Юлия Барановская и Александр Гордон уже много лет работают вместе. Их по праву считают одними из лучших телеведущих на российском телевидении.
2024-10-28-04-10-18
Бывает, к сожалению, в жизни так, что дети решаются на самоубийство. И нередко потом к религиозным деятелям люди обращаются с вопросом о возможности отпевания таких...

День в истории: когда зазвучал смех «Сатирикона»

14 Апреля 2020 г.

14 апреля 1908 года (1 апреля по старому стилю), 112 лет назад вышел первый номер юмористического еженедельника «Сатирикон» и стал одним из самых любимых в Петербурге журналов начала ХХ века.

«Сатирикон» родился в недрах редакции старого юмористического журнала «Стрекоза», в свое время тоже любимого читателями, но к 1905 году уже порядком надоевшего. На редакционное совещание «Стрекозы» был приглашен молодой сатирик Аркадий Аверченко, выпускавший в Харькове журнал «Бич» и переехавший в Петербург. Его появление сначала вызвало всеобщее недовольство и ворчание, но уже через неделю Аверченко, предложивший несколько острых и смешных тем для карикатур, стал незаменимым и начал работать секретарем редакции.

«Сатирикон» начал выходить с апреля 1908 года. В июне обе редакции объединились под новым названием. К работе, кроме художников и поэтов «Стрекозы», привлекли лучших сатириков и юмористов столицы, среди которых были Саша Черный, Тэффи.  Сам Николай II с удовольствием читал этих авторов, переплетая их книги в кожу и атлас. И хотя они активно выступали против Думы, правительства, чиновников, бюрократов, «Сатирикон» с высочайшего благоволения неожиданно получил роль легальной оппозиции.

  • Сатириконцы были очень дружны между собой, их объединяли молодость, талантливость, общие сатирические цели, умение смеяться. «Сотрудники «Сатирикона», — вспоминал Корней Чуковский, — молодого журнала, одно время были неразлучны друг с другом и всюду ходили гурьбой. Завидев одного, можно было заранее сказать, что сейчас увидишь остальных. Впереди выступал круглолицый Аркадий Аверченко, дородный мужчина, очень плодовитый писатель, заполнявший своей юмористикой чуть ли не половину журнала. Рядом шагал Радаков, художник, хохотун и богема, живописно лохматый…»

Но времена становились все суровее. Приходилось все чаще печатать сатиры «на турецкого султана», вводить рубрику «Дела персидские». Журнал все чаще начинал выходить с «белыми пятнами» и объявлениями редакции об изъятых из номера цензурой материалах. В 1913 году после введения нового закона о печати и ряда финансовых разногласий в издании произошел раскол: группа сотрудников во главе с Аверченко начала издавать «Новый Сатирикон». Этот журнал продержался до начала 1918 года, когда был запрещён большевиками за контрреволюционную направленность.

Русские эмигранты в 30-е годы попытались возродить «Сатирикон», но в свет вышло всего около 20 номеров.  Саша Черный, живший в Париже, в память о дорогом ему журнале сочинил в 1931 году такие стихи:

Над Фонтанкой сизо-серой
В старом добром Петербурге
В низких комнатках уютных
Расцветал «Сатирикон».
За окном пестрели барки
С белоствольными дровами,
А напротив Двор Апраксин
Впился охрой в небосклон.
В низких комнатках уютных
Было шумно и привольно…
Сумасбродные рисунки
Разлеглись по всем столам…

  • Другие новости из сферы культуры читайте по ссылке.
  • По инф. Парламентской газеты

    • Расскажите об этом своим друзьям!