Иногда бабушкам и дедушкам с внуками своим детям нужно помогать. Но вот незадача: каждый раз приходится с криками заставлять своего школяра садиться за уроки, а он все равно ловит ворон. И мама и папа говорят, что происходит та же история. Что делать? Рассказывает психолог Катерина Мурашова.
Как научить ребенка учиться, чтобы он сам каждый вечер садился за уроки, брал форму на физкультуру, вовремя вспоминал про поделки, которые завтра срочно нужно сдать на конкурс? Правда ли, что если вы не проконтролируете, сам он точно ничего не сделает? Спросили об этом семейного и детского психолога Катерину Мурашову.
— Многие родители жалуются, что их ребенок не делает уроки сам, и каждый раз ждет настоятельного напоминания взрослого. Почему так происходит?
— Это вопрос ответственности. Кто определяет, на ком и за что лежит ответственность в семье? Разумеется, взрослые. Если родитель решил, что вопрос усаживания ребенка является его, родителя, зоной ответственности, ребенок это принимает. Ему не надо самому садиться за уроки. Он ждет, когда к нему придет мама и скажет: «Так, ты сел за уроки? Ну-ка быстро убрал это все и сел!» Ребенок сам об этом даже не думает. Более того, ему даже в голову не приходит «вырасти» по этому вопросу.
Но прежде чем родитель скажет ребенку: «твои домашние задания теперь твоя ответственность», он должен провести некую внутреннюю работу с собой. Для того, чтобы ребенок понял, что ответственность за приготовление уроков лежит на нем, родитель должен решить это для себя, внутри: «Я, родитель, не беру на себя ответственность».
— Думаю, родители на это сказали бы: «Если его не заставлять, сам он никогда и не сядет за уроки».
— Совершенно верно. Если вы вот сегодня совершили внутреннюю перестройку, пришли и сказали ребенку: «Я снимаю с себя ответственность за твою домашку. Теперь ты сам — как сможешь, так и сможешь. Я в тебя верю, ты не глупый», скорее всего в этот день ребенок сделает только половину уроков, и оценки рухнут вниз. Потому что до этого домашние задания всегда были зоной ответственности родителя. Он должен быть к такому готов.
Вы спросите: можно ли так? Можно. Например, когда я училась, родители вообще не интересовались нашими школьными успехами. И ничего.
Да, кому-то учеба дается легче. В любом классе есть условно два отличника, десять хорошистов, сколько-то троечников. Современные родители рассуждают так: «Если я буду его „дрючить“, он сможет учиться на четверки, проверено. Если я не буду с ним заниматься, сам он скатится на тройки. Я, родитель, хочу, чтобы мой ребенок учился на четверки». Отлично. В таком случае, это сознательный выбор родителя: контролировать ребенка, чтобы он учился лучше. Это абсолютно честная, здравая позиция.
Можно вообще всю ответственность за учебу передать ребенку, и тогда он будет учиться так, как может сам. Такой вариант тоже имеет право на существование, если родитель готов к результату.
Катерина Мурашова
Есть и середина: «все предметы, которые у тебя есть, ты теперь будешь учить так, как ты можешь и хочешь. Я буду с тобой заниматься только английским, потому что я считаю, что знать языки — это важно, а у тебя с этим плохо. Каждый день в 18:00 я буду приходить к тебе с карточками, рабочими тетрадями и знанием о том, что тебе задали, которое я сам почерпну из твоего электронного дневника». Родитель все взвесил, отмерил себе ответственности, передал ответственности ребенку, и делает ровно то, что он сказал.
Понимаете, у нас нет никаких способов научить ребенка теоретически. У нас есть один единственный способ — практика. Для этого родитель должен с себя эту ответственность снять, ребенка проинформировать, и вести себя в соответствии.
— Что делать, если ребенок вроде сидит над учебниками, но вместо того, чтобы читать их, ловит ворон?
— Если родитель решает, что приготовление уроков — зона ответственности ребенка, его не должно интересовать, ловит ребенок ворон или занимается делом. Он его хвалит за пятерки, ругает за двойки.
Когда я училась в школе, у нас у всех было плюс-минус одинаковое послание от родителей: «Мне все равно, что ты там делаешь. Главное, чтобы твоя училка мне не звонила и не жаловалась». В рамках этого мы и действовали.
Но если приготовление уроков — зона ответственности родителя, есть хороший способ сократить ежевечерние мытарства, особенно в младших классах. Вы приходите в комнату, усаживаете ребенка за стол, кладете ему руку на голову, и за 20 минут он у вас делает все уроки.
— Кладете руку на голову — это фигурально?
— Нет, не фигурально. Пока ваша рука лежит на голове у ребенка, он никуда не денется: он будет писать это упражнение или решать эту задачу. В первом-втором классе за 20 минут ребенок делает все уроки, и вы оба свободны.
— Мне кажется, умение учиться тесно связано с умением сосредоточиться, держать внимание. Ваша история как раз об этом.
— Да, у каждого есть свои индивидуальные особенности. Кому-то это дается сложнее, кому-то проще. Можно ли тренировать концентрацию внимания? Да, разумеется, можно. Существует множество упражнений на внимание. Часть из них полезна. Если родители не забанены в Гугле, они без труда найдут эти упражнения. Главное не перебирать. Некоторые упражнения там уж больно занудные. Выбирайте задачи повеселее. Ребенок и так несет определенную учебную нагрузку, а тренировка внимания — это ведь тоже упражнение, его нужно делать.
Внимание у каждого конкретного ребенка можно улучшить и развить в пределах его нормы реакции. Дети разные. То, что дается легко одному ребенку, будет потолком для другого.
Что зависит от того, какое у ребенка было внимание изначально? Ребенок с высокой концентрацией внимания уже в первую неделю будет сам садиться за уроки и носить с собой физкультурную форму, если это его зона ответственности. Ребенок с низким уровнем внимания две недели будет то носить, то не носить форму, страдать, обвинять родителя. Но через месяц и он научится.
Получается, что прежде чем требовать что-то от ребенка, взрослому нужно вначале разобраться с самим собой. Например, в части готовности переложить ответственность за «домашку» на своего школяра. А вы, уважаемые читатели, готовы?
Первые экзамены и серьезные проверочные, которые ждут школьников по окончании четвертого класса — волнительное испытание. Многие четвероклассники, их родители и педагоги сильно переживают за качество результата. Тем более по таким дисциплинам, которые вызывают наибольшие сложности у ребят. В их числе и русский язык. Но все преодолеть, получить уверенность в себе, высокие баллы, твердые знания вполне по силам каждому. И для этого не надо прибегать к дорогостоящему найму репетиторов, ходить на платные курсы. Вполне достаточно взять в помощь гдз по русскому языку 4 класс Канакина, но важно грамотно и четко организовать такую подготовку. И следовать составленному плану работы, периодически контролировать ее результаты. Не все четвероклассники способны самостоятельно организовать занятия, применяя решебник по русскому языку 4 класс Канакина, возможно на начальном этапе им понадобится помощь взрослых, родителей и педагогов.
Конкурс детского рисунка «Безопасные дороги глазами ребёнка» проходит в рамках федерального проекта «Единой России» «Безопасные дороги», сообщают пресс-службы депутата Госдумы Сергея Тена и партии.
Один подросток шагнул из окна, когда отец выгнал его из-за компьютера и заставил прибираться. Другой напал на незнакомую девочку и много раз ударил ее ножом в ответ на обидные слова. Школьники в ответ на замечание жестоко избили мужчину. У доктора биологических наук Ольги Гилевой есть неожиданное объяснение пугающих историй, биолог пришла к своим выводам, когда исследовала влияние цифровизации на школьников.
Уникальное исследование, проведённое в Великобритании, показало, что жёсткие методы воспитания родителей повышает вероятность избыточного веса у их детей. А вот у наследников мягких в воспитании отцов и матерей проблем с лишним весом, не связанных с физическим здоровьем, не возникает.
У одиннадцатиклассников не за горами итоговое сочинение. Оно пройдет в этом году 7 декабря. Раньше перед началом учебного года публиковались пять открытых тематических направлений, в рамках которых разрабатывались конкретные темы - они становились известны ученикам в день экзамена. Нововведением этого года станет закрытый банк тем, а пятерка открытых тематических направлений публиковаться не будет.
Говорят, что математика – царица всех наук. И каждый школьник вынужден изо для в день разбираться с вопросами, которые задаёт эта королевская особа. Как же помочь маленьким внукам справиться со всеми задачами в столь принципиальной области знаний?
Все мы хорошо помним, что дети любят создавать разные сооружения из подручных средств. Для постройки используются стулья, одеяла, простыни, покрывала. Картонный домик для детей в виде раскраски представляется настоящим спасением в этом случае. Такой домик – отличный подарок для малыша. Это его личное жилище, где он может играть с игрушками, рисовать и многое другое.
Cбер совместно с добровольческим поисковым отрядом «ЛизаАлерт» и «Центром поиска пропавших людей» разработал свод правил для обеспечения безопасности детей младшего школьного возраста «Когда ты на улице один».
Ассистенты Салют научились рассказывать пользователям о полагающихся детских пособиях, сообщает пресс-служба Сбербанка. Функция стала доступной благодаря интеграции ассистентов Салют с цифровым помощником портала gosuslugi.ru роботом Максом.
Здравствуйте, уважаемая редакция! Три года назад я была очень рада тому, что у вас появилась такая замечательная рубрика, как «Внуковедение». Ее так не хватало!
Студенческая жизнь очень интересна, но и сложна, потому что повышается нагрузка, ответственность и сокращается количество свободного времени. В этой статье мы разберем ошибки, которые студенты совершают чаще всего во время обучения в ВУЗе.
В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой вызванной новой напастью наших дней – коронавирусом, длящейся по всему миру уже второй год, каникулы после первой четверти, с учётом «четвёртой волны пандемии», почти во всех школах нашей необъятной Иркутской области, продлили на неделю.
Сбер и компании его экосистемы к наступающим новогодним каникулам выпустили новую программу спецпроекта «Каникулы со Сбером» – подборку интересного развивающего контента для школьников от 7 до 16 лет и их родителей. Об этом сообщает пресс-служба банка.
Еще с 60-х годов различные исследователи утверждали, что женщины живут на десятилетия дольше репродуктивного возраста потому, что это увеличивает шансы на выживание потомства их детей. Свежие же научные данные гласят: биологические основы связей бабушек с их внуками еще глубже. Пожилые женщины эмоционально привязаны к детям своих детей куда больше, чем к собственным. Об этом совсем недавно заявили ученые Университета Эмори в Атланте.
Сбер и компании его экосистемы к школьным каникулам запустили спецпроект «Каникулы со Сбером» – подборку интересного развивающего контента из более чем 40 активностей для школьников от 7 до 16 лет, сообщает пресс-служба Сбера.
Если у взрослых есть желание привить ребёнку любовь к космосу или если ребенок уже начал интересоваться этой темой, то такое любопытство стоит активно поддерживать и помогать маленькому человеку развиваться в этом направлении. Вдруг он станет выдающимся космическим путешественником или сделает множество интересных открытий?
Неправильное питание, чрезмерное количество времени, проводимое за гаджетами вместо прогулок — это качается не только взрослых, но и детей. И местами проблема даже куда серьезнее.
Много детей на разных этапах своего развития испытывают проблемы со сном. И над решением этой проблемы работают взрослые. Так, клинические психологи Рэйчел Хиллер и Майкл Грэдисар сформировали комплекс методик, успешно применяемый ими в многолетней практике. В книге «Бодрые. Как помочь детям высыпаться» эксперты на реальных примерах разбирают актуальные проблемы детского сна и демонстрируют, как за несколько недель помочь ребенку справиться с ними. Ниже предлагаем ознакомиться с фрагментом данной работы.