ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?

МультиВход
 

Проблема многих семей: ребенок не делает сам уроки. Советы психолога

Анна Семенец, rosbalt.ru   
25 Декабря 2020 г.
Изменить размер шрифта

Иногда бабушкам и дедушкам с внуками своим детям нужно помогать. Но вот незадача: каждый раз приходится с криками заставлять своего школяра садиться за уроки, а он все равно ловит ворон. И мама и папа говорят, что происходит та же история. Что делать? Рассказывает психолог Катерина Мурашова.

Что предпринять, если ребенок не делает сам уроки – подскажет психолог

Как научить ребенка учиться, чтобы он сам каждый вечер садился за уроки, брал форму на физкультуру, вовремя вспоминал про поделки, которые завтра срочно нужно сдать на конкурс? Правда ли, что если вы не проконтролируете, сам он точно ничего не сделает? Спросили об этом семейного и детского психолога Катерину Мурашову.

— Многие родители жалуются, что их ребенок не делает уроки сам, и каждый раз ждет настоятельного напоминания взрослого. Почему так происходит?

— Это вопрос ответственности. Кто определяет, на ком и за что лежит ответственность в семье? Разумеется, взрослые. Если родитель решил, что вопрос усаживания ребенка является его, родителя, зоной ответственности, ребенок это принимает. Ему не надо самому садиться за уроки. Он ждет, когда к нему придет мама и скажет: «Так, ты сел за уроки? Ну-ка быстро убрал это все и сел!» Ребенок сам об этом даже не думает. Более того, ему даже в голову не приходит «вырасти» по этому вопросу.

Но прежде чем родитель скажет ребенку: «твои домашние задания теперь твоя ответственность», он должен провести некую внутреннюю работу с собой. Для того, чтобы ребенок понял, что ответственность за приготовление уроков лежит на нем, родитель должен решить это для себя, внутри: «Я, родитель, не беру на себя ответственность».

— Думаю, родители на это сказали бы: «Если его не заставлять, сам он никогда и не сядет за уроки».

— Совершенно верно. Если вы вот сегодня совершили внутреннюю перестройку, пришли и сказали ребенку: «Я снимаю с себя ответственность за твою домашку. Теперь ты сам — как сможешь, так и сможешь. Я в тебя верю, ты не глупый», скорее всего в этот день ребенок сделает только половину уроков, и оценки рухнут вниз. Потому что до этого домашние задания всегда были зоной ответственности родителя. Он должен быть к такому готов.

Вы спросите: можно ли так? Можно. Например, когда я училась, родители вообще не интересовались нашими школьными успехами. И ничего.

Да, кому-то учеба дается легче. В любом классе есть условно два отличника, десять хорошистов, сколько-то троечников. Современные родители рассуждают так: «Если я буду его „дрючить“, он сможет учиться на четверки, проверено. Если я не буду с ним заниматься, сам он скатится на тройки. Я, родитель, хочу, чтобы мой ребенок учился на четверки». Отлично. В таком случае, это сознательный выбор родителя: контролировать ребенка, чтобы он учился лучше. Это абсолютно честная, здравая позиция.

Можно вообще всю ответственность за учебу передать ребенку, и тогда он будет учиться так, как может сам. Такой вариант тоже имеет право на существование, если родитель готов к результату.

Что предпринять, если ребенок не делает сам уроки – подскажет психолог

  • Катерина Мурашова

Есть и середина: «все предметы, которые у тебя есть, ты теперь будешь учить так, как ты можешь и хочешь. Я буду с тобой заниматься только английским, потому что я считаю, что знать языки — это важно, а у тебя с этим плохо. Каждый день в 18:00 я буду приходить к тебе с карточками, рабочими тетрадями и знанием о том, что тебе задали, которое я сам почерпну из твоего электронного дневника». Родитель все взвесил, отмерил себе ответственности, передал ответственности ребенку, и делает ровно то, что он сказал.

Понимаете, у нас нет никаких способов научить ребенка теоретически. У нас есть один единственный способ — практика. Для этого родитель должен с себя эту ответственность снять, ребенка проинформировать, и вести себя в соответствии.

— Что делать, если ребенок вроде сидит над учебниками, но вместо того, чтобы читать их, ловит ворон?

— Если родитель решает, что приготовление уроков — зона ответственности ребенка, его не должно интересовать, ловит ребенок ворон или занимается делом. Он его хвалит за пятерки, ругает за двойки.

Когда я училась в школе, у нас у всех было плюс-минус одинаковое послание от родителей: «Мне все равно, что ты там делаешь. Главное, чтобы твоя училка мне не звонила и не жаловалась». В рамках этого мы и действовали.

Но если приготовление уроков — зона ответственности родителя, есть хороший способ сократить ежевечерние мытарства, особенно в младших классах. Вы приходите в комнату, усаживаете ребенка за стол, кладете ему руку на голову, и за 20 минут он у вас делает все уроки.

— Кладете руку на голову — это фигурально?

— Нет, не фигурально. Пока ваша рука лежит на голове у ребенка, он никуда не денется: он будет писать это упражнение или решать эту задачу. В первом-втором классе за 20 минут ребенок делает все уроки, и вы оба свободны.

— Мне кажется, умение учиться тесно связано с умением сосредоточиться, держать внимание. Ваша история как раз об этом.

— Да, у каждого есть свои индивидуальные особенности. Кому-то это дается сложнее, кому-то проще. Можно ли тренировать концентрацию внимания? Да, разумеется, можно. Существует множество упражнений на внимание. Часть из них полезна. Если родители не забанены в Гугле, они без труда найдут эти упражнения. Главное не перебирать. Некоторые упражнения там уж больно занудные. Выбирайте задачи повеселее. Ребенок и так несет определенную учебную нагрузку, а тренировка внимания — это ведь тоже упражнение, его нужно делать.

Внимание у каждого конкретного ребенка можно улучшить и развить в пределах его нормы реакции. Дети разные. То, что дается легко одному ребенку, будет потолком для другого.

Что зависит от того, какое у ребенка было внимание изначально? Ребенок с высокой концентрацией внимания уже в первую неделю будет сам садиться за уроки и носить с собой физкультурную форму, если это его зона ответственности. Ребенок с низким уровнем внимания две недели будет то носить, то не носить форму, страдать, обвинять родителя. Но через месяц и он научится.

Получается, что прежде чем требовать что-то от ребенка, взрослому нужно вначале разобраться с самим собой. Например, в части готовности переложить ответственность за «домашку» на своего школяра. А вы, уважаемые читатели, готовы?

На нашем сайте найдется также:

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Загрузка...
  • «С головой в детство»: виды игрушек и день рождения Барби
    «С головой в детство»: виды игрушек и день рождения Барби Вы знаете, что любимая кукла многих девочек Барби 9 марта будет отмечать день рождения? Именно в этот день в далеком 1959 году она была представлена миру на ярмарке игрушек в Нью-Йорке. Там, кстати, куколку встретили не особо радушно. Профи игрушечной индустрии решили, что Барби слишком взрослая, чтобы стать интересной девчонкам. Но не тут-то было. Прошло время, и как видим, в некогда сомнительную куколку теперь играет весь мир.
  • Чем занять внуков: 5 способов
    Чем занять внуков: 5 способов Внуки – большое счастье. Но просто так эти человечки не растут – о них надо заботиться, с ними играть и их развивать. А чем занять отпрысков детей, нужно еще придумать.
  • Ребенка можно научить многому, в том числе быть чутким
    Педагог-психолог с мировым именем, автор книги «Чуткие дети. Как развить эмпатию у ребенка и как это поможет ему преуспеть в жизни» Мишель Борба разработала 9-ступенчатую программу развития детской эмпатии. Следуя ее рекомендациям, можно улучшить навыки чуткости и взаимопонимания в любом возрасте. Ниже предлагаем прочитать фрагмент данной работы.
  • Чем же заняться с внуками дома?
    Чем же заняться с внуками дома? Время от времени бабушкам и дедушкам приходится водиться с внуками. И что же делать с ними в холодное время года? Ведь зима часто не предполагает комфортные дни, когда можно пройтись по улице, парку и в удовольствие погулять с подрастающим поколением. А значит, чем-то занять нужно детей в помещении, дома.
  • Выбираем детский матрас с кокосом
    Выбираем детский матрас с кокосом Детям, особенно малышам, рекомендуется более жесткая поверхность для сна. Даже тонкая прослойка кокосовой койры повышает ортопедичность спального места. Рассказываем, какие комбинации наполнителей бывают в детских матрасах с кокосом.  
  • Учить, играя: памятка молодым родителям
    Учить, играя: памятка молодым родителям Психологи утверждают, что обучение детей обязательно должно быть связано с игрой. Малышам вечно не сидится на месте, а детская фантазия способна сотворить целые миры. Требовать от ребенка ответственного, взрослого поведения было бы жестоко и попросту бесполезно. Но совместив игру и обучение, можно добиться феноменальных результатов, ведь недаром говорят опытные педагоги, что в каждом ребенке живет гений – нужно лишь заинтересовать его и бережно направить на путь развития.
  • А ваши внуки умеют… говорить?
    cheburashka Ответы у доски не учат школьников выражать свои мысли вслух, считает основатель Института публичных выступлений Ирина Баржак.
  • При изоляции молодежь больше внимания уделяет своему телу и питанию… до анорексии
    Пандемия не могла не повлиять на людей. Они стали более уязвимы, растеряны, не могут понять, как строить планы на будущее и есть ли оно вообще. Юное поколение здесь не исключение. Его представители оказались оторванными от привычной им жизни, существуют вне коллективов, вне школ, вне реального человеческого общения. Как оказалось, вирус угнетает не только здоровье, но и психику. Многие психиатры, работающие с детьми и подростками, пишет немецкое издание Die Zeit, сообщают об увеличении числа пациентов с анорексией. Истории их болезней объединяет одно: все они начались во время пандемии. "Почти все говорили, что впервые либо повторно столкнулись с болезнью в период, когда были закрыты школы", - отмечает Готтфрид Барт, заместитель главного врача отделения детской и подростковой психиатрии Университетской клиники Тюбингена.
  • Проблема многих семей: ребенок не делает сам уроки. Советы психолога
    Иногда бабушкам и дедушкам с внуками своим детям нужно помогать. Но вот незадача: каждый раз приходится с криками заставлять своего школяра садиться за уроки, а он все равно ловит ворон. И мама и папа говорят, что происходит та же история. Что делать? Рассказывает психолог Катерина Мурашова.
  • Игрушки — удовольствие для ребенка и острая проблема для экологии
    Детская индустрия — часть экономики, заточенной на непрерывное производство и сбыт чрезмерного количества товаров.
  • Что делать ребенку, если над ним издеваются в интернете?
    Кибербуллинг — одна из главных угроз, с которой могут столкнуться в интернете школьники. И книга Джастина Пэтчина и Самира Хиндуя «Написанное остается. Как сделать интернет-общение безопасным и комфортным» научит, как вести себя, чтобы не стать жертвой травли, и как строить виртуальное общение с другими людьми. Ниже предлагаем прочитать фрагмент главы, в которой описываются способы защиты от кибербуллинга.
  • Недостатки репетиторов и удачная альтернатива - онлайн-школа Skysmart
    Недостатки репетиторов и выгодная альтернатива - онланй-школа Skysmart Зачастую, выбрав репетитора, родители начинают предъявлять к нему разнообразные претензии. Рассмотрим недостатки репетиторов более подробно. И ответим на вопрос - какая альтернатива репетиторам существует?  
  • Будущее ребенка не измеришь деньгами. Но всё же в него можно «вложиться»
    Ребенка каждый родитель, по мнению психологов, может считать самым главным проектом своей жизни. И чтобы эта «задумка» была максимально успешной, сил придется приложить немало. Главной инвестицией в будущее малыша эксперты называют именно воспитание, а не материальные блага, которыми заботливые мамы и папы стараются окружить своих чад.
  • Психолог о «дистанционке»: Надо, чтобы роль родителей была не больше, а меньше
    Невнимательность — одна из основных проблем, с которой сталкиваются дети на дистанционном обучении, но это поправимо, считает психолог Виктория Юркевич.
  • Как найти «общий язык»? Размышление молодого человека
    Эта статья больше рассчитана на молодёжь, но и старшему поколению будет полезно разобраться во взаимоотношениях с молодыми.
  • Когда мальчика воспитывает только мама
    Согласно статистике, на сегодняшний день в России неполных семей, где ребенка растит только мать – около 5,6 миллионов. На протяжении всей истории страны женщины очень часто в одиночку воспитывают сыновей. Такое происходит в каждом поколении. Какими вырастают юноши, у которых с детства перед глазами нет образца мужского поведения?
  • Лесные уроки
    Однажды собрались мы с девятилетним внуком в поход. Взяли палатку, топорик, котелок, мешок спальный – вещи для походной жизни необходимые. Наладил я внуку рюкзачок, сам навьючился. С утра пораньше отправились. Путь не близкий – до настоящего леса часа три хода.
  • Не все обладают железной логикой, но этому можно поучиться при помощи книги
    Помните, следуя «железной логике», друзья Жени Лукашина из фильма «Ирония судьбы, или с легким паром!» отправили его на самолете в город Ленинград? К сожалению, мыслили они, принимая решение в аэропорту, не вполне логично. А вот как рассуждать логично, как убедительно уметь отстаивать свою точку зрения, как распознавать стереотипы и не поддаваться их влиянию и не только сможет рассказать книга Никиты Непряхина и Тараса Пащенко «Критическое мышление. Железная логика на все случаи жизни». Не только на примере киногероев известного фильма, но и в повседневности можно заметить, как люди иногда мыслят и поступают весьма непоследовательно. И знание логики в большем объеме не помешало бы взрослым в России (книга, как следует из обложки, адресована подростковой аудитории, но и нам быть в курсе не помешает). А то мы на слово верим, что-то не понимаем, но рассуждаем, обсуждаем, сообразно своей оценке действуем.... И обратный ожидаемому результат в итоге не заставляет себя ждать. Давайте же почитаем отрывок из книги. Пусть прирастут и наши знания. Может в чем-то разбираться станем получше.
  • Игрушки для детей дошкольного возраста
    Игрушки для детей дошкольного возраста Игрушки помогают детям получить необходимые навыки, ускорить психическое и физическое развитие. Однако их польза не безусловна. Чтобы игровые пособия успешно выполняли свои функции, они должны соответствовать возрасту ребенка. Не менее важна для всестороннего развития малышей и их дидактическая направленность. Какие игрушки для детей дошкольного возраста будут наиболее интересны и полезны, мы расскажем далее.
  • Учитель дал советы по усвоению школьной программы в условиях «удаленки»
    Валерий Соловей рассказал, как папы и мамы могут помочь школьникам компенсировать пробелы, неизбежные при обучении онлайн. Учитель и политолог Валерий Соловей заявил, что решение о карантине, по его информации, отложено до октября. Ранее Соловей говорил, что россиян с высокой долей вероятности отправят на самоизоляцию в двадцатых числах сентября.