Опасно ли жить в сказке? |
Вадим Фоменко, Rosbalt.ru |
14 Апреля 2014 г. |
Многим людям скучно жить. И каждый борется с этой скукой по-разному. Кто-то примеряет на себя разные роли, наряжается сказочным персонажем и ненадолго превращается в эльфа, орка или фею. О том, что ищет человек в выдуманном волшебном мире, и какое влияние ролевые игры могут оказать на неокрепшие молодые души, говорим сегодня.
Чем варяг отличается от вампира — Читал я одну книгу в детстве. [...] И называлась она "Толкун-книга"... — И о чем же она? — Да как сказать. Там, понимаешь, трое недомерков бегают по всему свету, ищут, куда пристроить волшебное кольцо... [...] — О-о! – воскликнул Принц. – Вам повезло, сэр брат! Это же знаменитая запретная "Сага о Кольце Власти"! К сожалению, немногие смогли дочитать ее до конца, не повредившись в рассудке. А те, чей разум оказался не столь крепок, стали наряжаться в одежды героев, мастерить деревянные мечи и щиты, бегать по лесам и полям на потеху добрым поселянам. Неужели у вас дозволяется читать такое даже в детстве?". (Михаил Успенский. "Там, где нас нет"). Однажды я наблюдал в Крыму большую тусовку "ролевиков". Правда, наиболее вменяемую и связанную с реальностью ее часть – активистов исторической реконструкции. Внутри крепости Судак ребята изображали битву генуэзцев с турками-османами, действительно разразившуюся именно в этом месте примерно в 1475 году. Реконструкторы, отчаянно потея в исторических доспехах и грубой одежде, нарушали июльский полуденный сон древней крепости звоном мечей, воплями и ругательствами. "Бывает, наши еще не так получают, — рассказывал мне парнишка, который представился варягом Ингмаром и запросил за интервью кружку пива. – Оружие ведь хоть и деревянное, но железом оковано. Тупое только, а то после каждого боя приходилось бы убитых выносить. Зачем нам это? Хотим понять, как жили люди, воины в то жестокое время. Прошлое, нам кажется, было благороднее нашего времени. Я хотел бы по-настоящему жить в то время, в XV веке. Быть храбрым воином, сражаться на мечах, прослыть достойным и неустрашимым... А в реальной жизни я логистик на фирме, Игорь меня зовут вообще-то". Реконструкторы отличаются от других ролевиков тем, что охотно выносят свое увлечение на всеобщее обозрение, дают представления, в том числе платные, и не слишком-то увязают мозгами в своем реконструированном мире. Они, в сущности, – историки-практики, изучающие материал на собственной шкуре. Оставаясь логистиками, программистами, студентами, школьниками. Ролевики же — это те люди, которых не устраивает серость текущего мира без драконов, принцесс, рыцарей света и тьмы и прочих персонажей. Вот и приходится искать альтернативные реальности. Часть из них находят их в ролевых играх, часть — в ролевой жизни. К последним, например, относятся фанаты книг Толкиена ("толкинисты", в простонародье — "толкинутые")". Ролевиков на свете много, и они разные. Их выдуманный мир может быть построен на книжках фэнтези, и тогда они воображают себя эльфами, гномами, вампирами и оборотнями. Есть еще такие, кто просто играет в войнушку с применением неопасной пневматики или оружия, стреляющего шариками с краской. Таких называют хардболистами и пейнтболистами. Все они, как водится у слишком увлеченных людей, не больно-то друг друга любят. И часто не терпят посторонних. Доцент Института истории культур УНИК в Москве, а также бывший руководитель ролевого клуба Александра Баркова в своей научной работе "Толкинисты: пятнадцать лет развития субкультуры" пишет: "Толкинистская субкультура совершенно не стремится к расширению, скорее наоборот. [...] Мне периодически приходилось объявлять, что посторонние могут приходить на собрания клуба только по рекомендации членов... Высокая посещаемость была выгодна. Но она разрушала дух клуба, настрой собраний...". При этом, как отмечает в своем труде Баркова, толкинистская и ролевая культура хоть и очень тесно связаны, их ядра все же различаются: для толкинистов главное – ориентация на реальность мира Толкиена, ролевик же играет сегодня персонажей одного мира, завтра – другого, ни с чем особо себя не связывая. "Как все сообщества людей, объединенных идеей, "фэндомы" (англ. fandom, букв. фанатство, — прим. "Росбалта") и ролевые клубы дают прибежище тем, кто не очень нашел себя в обычной жизни, — говорит семейный психолог Мария Галкина. — Правы те, кто говорят, что их "не устраивает серость текущего мира". А еще там хорошо чувствуют себя люди, не находящие родственных душ, чем-то неприятные "обычным" людям. Такое сообщество как бы говорит человеку: "Это ничего, что у тебя зубы гнилые, ты шепелявишь, ты вспыльчив и неуживчив, тебя девушки не любят. Зато ты здорово умеешь плести кольчуги, метко стреляешь, выдумал превосходный костюм вампира! Мы тебя принимаем, несмотря на зубы и неуживчивость". И человеку нет необходимости меняться, работать над собой. Его вот здесь уже любят. И он платит такой же любовью своему клубу". "Зовите меня Дрого" "Мой сын -ролевик. Года два, третий. Вы думаете, я против? Еще как "за". То есть, была "за". Но в последнее время меня все это стало напрягать. Парню 17 лет, поступил в институт, как бы надо притормозить, но в голове все щиты-мечи, "тренировки". Меня беспокоит только один вопрос: как это уравновесить в жизни? И ведь парень толковый, мыслит реально", — сетует на одном из форумов мама юного ролевика. "Мальчик совсем от рук отбился! Одиннадцатый класс, надо в вуз поступать! А он ночует по лесам, требует, чтобы его называли "Дрого", все свободное от игрищ время сидит в компьютере и читает бесконечный книжный сериал про каких-то первобытных людей!" — рассказывает другая женщина. Конечно, "малышню" в ролевые игры состоявшиеся активисты не возьмут. Если только они сами не таскают на выездные мероприятия куда-нибудь на природу собственных детей. Есть примеры, когда подросшие отпрыски "ролевиков" тоже становились фанатами игры. Но завлекать посторонних детей в "фэндом" не будут. Те клубы, что заинтересованы в увеличении числа своих приверженцев, берут "в ученики" старшеклассников и студентов, то есть людей по закону уже взрослых и отвечающих за себя. Но когда чадо вдруг заявляет, что оно – эльф, а эльфам не нужны аттестат, образование, работа, положение в обществе, потому что эльфы счастливы в компании себе подобных – тут забеспокоится любая семья. "Когда ребенок подрос до возраста, который раньше называли "переходным", главным оружием взрослых, отвечающих за него, становится терпение, — поясняет Мария Галкина. — Да, придется смириться с мыслью, что ваш ребеночек вырос. Если увлечение ролевыми играми не мешает делу (а такие случаи часты), пусть он какое-то время побудет Ингмаром, Дрого, эльфом, даже вампиром! Такое перевоплощение развивает его воображение и побуждает к творчеству. Проявите интерес к его занятиям, помогите ему сделать меч и сшить рыцарский плащ. Этим вы завоюете его доверие. И, продолжая вам доверять, он сам переймет ваше отношение "без восторга" к его хобби и перерастет это. А если не перерастет, то пусть фанатеет и дальше. Это само в жизни сбалансируется. Есть масса "ролевиков" умных, успешных, богатых, счастливых в семейной жизни". Сказки страшные и нестрашные Несколько лет назад Интернет обежала жутковатая история 13-летней девочки из Иркутска, которой заморочили голову некие "активисты" готической направленности. Девчонку очаровали, снабдили сомнительной "сатанинской" литературой, содержавшей призывы "поклоняться Фаллосу" и поскорее свести счеты с жизнью. Особенно старался один парень – пытался гипнотизировать, потом угрожал. Когда мама юной "сатанистки" запретила дочке встречаться с такими друзьями, девочка и в самом деле порезала руки бритвой, пытаясь вскрыть вены. Кончилось курсом лечения у психолога. Сибирские СМИ тогда назвали этих проходимцев "ролевиками" — непонятно, в общем, почему. "Да не "ролевики" это, скорее всего, а доморощенная провинциальная секта, молодые наглецы, которым нравится "властвовать" над юными душами, — отмечает психолог Мария Галкина. – Таковы психологические мотивы "сатаниста", морочившего школьнице голову. А с ее стороны, вероятно, сыграла свою роль обычная влюбленность... Рецепт для взрослых тут тот же – терпение и доверие. Психологический контакт, "ниточку доверия" между вами и ребенком надо пытаться держать постоянно, а не впопыхах налаживать после того, как чадо схватилось за бритву. Понятно, что не у всех родителей есть на это время и моральные силы. Но надо стараться. Дети легко увлекаются всякими сказками – даже дети, уже получившие паспорт. А уж перспектива погружения в сказку их просто зачаровывает! Им нужно с кем-то делиться своей сказкой. Не исключайте себя из числа доверенных лиц". Одна моя знакомая как-то в разговоре "о прочитанных книгах" со странной гордостью заявила: "Я никогда и ничего не читала из Александра Грина! Мне папа в детстве запретил. Сказал: наберешься романтики и будешь ждать радужных картин, выдумывать ненастоящую жизнь. А у жизни в руках только и есть, что пыльный мешок с неприятностями. Некогда играть в сказку". Наверное, зря папа девочки был так радикален. Ведь жизнь без сказки может стать совсем бескрылой. А потом вырастает человек — прагматик до кончиков ногтей, неспособной влюбляться, делать глупости... А в сказке, где тебя зовут Ингмар, или ты лесной эльф, можно придумать хороший конец, даже если непрерывно делать глупости. Может, и не стоит лишать этой сказки взрослеющего человека. Вдруг он вырастет добрым волшебником?
|
|