НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Заветы Лукича

20 Апреля 2015 г.

theater

19 апреля исполнилось 115 лет со дня рождения Александра Птушко. Киновед, оператор и реставратор классических лент Николай МАЙОРОВ поделился с «Культурой» воспоминаниями о великом сказочнике.

Культура: Как познакомились с Птушко?

Майоров: Когда мне исполнилось десять, папа пообещал сводить на кубриковского «Спартака», но оказалось, что гражданам «до 16» этот фильм смотреть не полагается, и мы пошли на «Сказку о царе Салтане». Покидали зал завороженные. Отец сказал: «Чтобы снять такое кино, нужно пахать, как горняк в забое». Вскоре нас познакомил с Птушко друг семьи режиссер Григорий Рошаль. Я озадачил Александра Лукича каким-то детским вопросом, он меня запомнил и разрешил присутствовать на съемочной площадке «Руслана и Людмилы». С условием: никуда не лезть и ни о чем не спрашивать.

Помню, как заблудился в его сказочном лесу, очутился на берегу блестящего озера и увидел танец русалок... А когда снимали пустой трон Черномора, я — дерзкий мальчишка — процедил: «Но-оорма-ально, пустой кадр... Сказка называется!» Птушко отбрил: «Не говори, не видя! Придешь в зал — все поймешь». Он сделал двойную экспозицию с троном и двумя фонтанами, бьющими снизу вверх, и сцена ожила... Когда ломали декорации, слезы блестели на глазах у всей группы, мы понимали — такое чудо больше не увидим.

Что вдохновляло сказочника на художественный поиск?

Майоров: Наивная и, как оказалось, абсолютно оправданная вера в собственные силы, невероятная работоспособность, умение удивляться и удивлять. Сочетание этих качеств позволяло ему не только расти, а заново изобретать киноискусство на каждой картине. Александр Лукич был фантастическим фантазером и настоящим волшебником.

Покоривший мир «Новый Гулливер» 1935 года до сих пор поражает масштабом. Правда ли, что в мультике снималось полторы тысячи кукол?

Майоров: Если учитывать сменные маски из папье-маше, их число возрастет минимум вдвое. Таких масштабных проектов тогда не существовало, и сегодня их невозможно повторить. Размах «Нового Гулливера» выдерживает сравнение только с «Войной и миром» Бондарчука. Придумать, увидеть, рассчитать, заставить двигаться и получить нужный результат, удержать в одних руках, в одной голове целую страну лилипутов — кому такое под силу?

Но Птушко работал не один...

Майоров: Под его началом день и ночь трудилась сплоченная съемочная группа. Однако нюансировка «действующих лиц» осуществлялась непосредственно им. И если гротескные личины лилипутов еще «гуляли» по швам, то два года спустя, в «Сказке о рыбаке и рыбке», маски героев зажили богатой эмоциональной жизнью. Количество кукольных старух специально не подсчитывал, но поразился гамме эмоций, возникающих на лице героини — без единого контурного шва, и в сцене с «Комаринской» куклы плясали, совсем как живые.

Птушко создал канон советской анимации в конце тридцатых годов?

Майоров: Еще круче — заложил ее образную основу. Поднял планку на высоту, до которой никто так и не допрыгнул.

Почему?

Майоров: Не хватило куража. Александр Лукич был «человеком эпохи Возрождения» — художником, скульптором, архитектором, изобретателем, фантастическим организатором и бесстрашным авантюристом. Реализуя свои идеи, он погонял технологии в хвост и гриву. Первым начал работать с масками, марионетками. И с комбинированными съемками, в том числе с «блуждающей маской» (предшественницей современного хромакея), многозеркальными системами, создающими иллюзии массовых сцен. Птушко обожал совмещать несочетаемое. Не случайно довоенная мультипликационная «золотая мосфильмовская пятерка» — дело его рук.

С 1936-го по 38-й в качестве режиссера и худрука он создал «Лису и волка», «Завещание», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Волка и семерых козлят» и «Чудесный светофор». Последний мультфильм стал моим дебютом в покадровой реставрации. Поразило количество кукол, присмотрелся: у каждой не только оригинальный характер, но неповторимый колорит — ни единого повторяющегося сочетания цветов. Был потрясен эпизодом с пробирающейся по лесу лисой. Специально для дефиле в шесть тысяч кадриков он изобрел вращающийся круг, позволявший снимать сумасшедшие по длине и глубине проходы и осуществлять внутрикадровый монтаж: декорация леса кружится, кукла движется по диагонали, а камера скользит в противоположную от нее сторону — возникает иллюзия сложного перемещения сквозь бесконечную сказочную чащу. На съемки сцены ушел не один день: ни камера, ни свет, ни куклы не выбивались из образа... Аниматор Птушко делал то, о чем кинематографисты в те годы не смели даже мечтать.

Лишь в работе с актерами классик был не силен. «Новый Гулливер», например: довольно беспомощный исполнитель просто склеен с кукольным кордебалетом.

Майоров: Именно эта условность работает на идею: привязывая Человека-гору к земле, марионетки пытаются приручить его и превратить в суперкуклу, сверхлилипута. Натравить на враждебных коротышек и, завершив историю славной победой, достичь счастья. А в «Золотом ключике» 1939 года все наоборот: «Человек-гора» — Карабас Барабас — является воплощением пороков. Лишь отбившись от рук доктора кукольных наук, марионетки смогут отплыть в Волшебную страну... Одновременно, «Золотой ключик» — это игра в наперстки: невозможно отличить, где работает кукла, где человек... Но как Птушко умудрился совместить в одном эпизоде папу Карло с маленьким, но живым Буратино? Смотришь — не веришь глазам: картинка предельно резкая, тут нужно было включать неимоверное количество юпитеров. Или поступить как-то иначе? Мы не знаем.

Почему Птушко и Роу не оставили учеников?

Майоров: Сказка, как и утопия, предполагает уникальное авторское мироощущение, вызывающее эмоционально-психологические нагрузки. Их выдерживает далеко не каждый визионер. Обладая великолепным пространственным мышлением, Александр Лукич представлял объекты в активном взаимодействии. Помните, как Руслан въезжает на коне в замок Черномора? Нарисованная панорама на заднем плане сливается с объемными стенами, арками и башнями — при приближении героя они мгновенно вырастают, а с обратной точки съемки стремительно уменьшаются в размерах. В этой сцене архитектоника решает все. С другой стороны, возьмем простой эпизод из «Садко» — появление Любавы из воды. На самом деле нужно было точно отобразить рефлексы на подвижной поверхности, а затем повторить их на «блуждающей маске». Эта кропотливая работа оказалась под силу лишь довоенному поколению.

Когда мы смотрим фильм со скоростью 24 кадра в секунду, то многого не замечаем. Покадрово восстанавливая анимационные ленты, я совершал маленькие открытия: тут в кадре забыли молоточек, здесь — гвозди, а однажды я «поймал» главного птушковского кукловода Марию Бендерскую. На пленке сохранилась половина лица, элегантная шляпка и холеные руки с потрясающим маникюром. Представляете, как эти люди относились к своей повседневной, кропотливой работе? Это ведь не поза, а стиль жизни и труда. Причем все они, включая Птушко, получали копейки...

А чем различаются сказочные миры Птушко и Роу?

Майоров: Последний любил и умел работать на натуре, декорации у него оставались декорациями, которые он «дописывал» светом. При этом Александр Артурович был контактным актерским режиссером. А Лукич лучше всего работал в павильоне, создавая ощущение сверхъестественных натурных съемок.

«Каменный цветок» — вершина и итог колористических открытий Птушко?

Майоров: Безусловно. В СССР до него никто не работал с трофейной немецкой пленкой Agfa — за исключением Эйзенштейна, снявшего пляску опричников в «Иване Грозном». Даже в Германии было сделано всего 14 цветных полнометражных картин. У нас об этой пленке писали только гадости. Но главное — большинство технологий комбинированных съемок были неприменимы к работе с цветным изображением. Все приходилось делать не в лаборатории, а на площадке, живьем. Но и тут Птушко превзошел самого себя — проход Хозяйки Медной горы по гротам стал классикой.

Говорят, «Илья Муромец» вошел в Книгу рекордов Гиннесса из-за более чем ста тысяч снимавшихся в нем всадников?

Майоров: Чушь. Птушко использовал многозеркальную оптическую систему, умножающую присутствующие в кадре объекты. По причине сумасшедшей динамики трудно вычислить «тьму» всадников, но при желании сосчитать их нетрудно.

После войны Птушко уходил от гротеска к эпическим сказочным формам с элементами иконописной образности...

Майоров: И тут у него происходили чудеса. Прежде всего — актерские открытия: Сергей Столяров и Алла Ларионова в «Садко», Борис Андреев — Илья Муромец, банда старичков во главе с персонажем Сергея Мартинсона из «Сказки о потерянном времени». Но все-таки исполнитель оставался для него декоративной деталью истории. Он режиссировал не актерскую игру, а непосредственно кинематографическое изображение.

Время кукольной анимации ушло?

Майоров: И это печально. Ведь в куклы переселяется дух творца, буквально анимируя — одушевляя — их. Жизнь, оцифрованная в 3D, на первый взгляд, правдива, а на самом деле уныла и механистична. В этом заключается большая неправда компьютерной мультипликации, которую анимацией и не назовешь. Через клавиатуру душа в сказку не переселяется.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!