НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
2024-10-31-01-50-58
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...

Волшебник северного слова

30 Октября 2014 г.

pisahov stepan


25 октября 2014 года исполнилось 150 лет со дня рождения великолепного сказочника, художника и писателя Степана Григорьевича Писахова, которого за его чудесные сказки и картины называли «душой Севера».

Отец Степана, еврей Год Пейсах, принял православие и стал Григорием Михайловичем Писаховым. Он был золотых и серебряных дел мастер, держал мастерскую и магазин. В 1879 году появился на свет его сын, которого окрестили Степаном.
Душа художника и сказочника Степана Писахова формировалась под влиянием двух противоположных стихий: материнской старообрядческой веры и отцовской жаждой практического устроения на земле.
Свой талант художника он унаследовал от отца, а дар сказочника – от деда Леонтия, который был профессиональным рассказчиком. Это была очень уважаемая профессия. В те времена сказителей на Севере очень ценили. Пережить полгода полярной ночи без сказки, наверное, было бы очень трудно. Во время промысла сказителям выплачивали два пая: один – за участие в промысле, другой – за сказывание. «Говорили о Леонтии: большой выдумщик был, рассказывал всё к слову, всё к месту. В плохую погоду набивались рыбаки в промысловую избушку. В тесноте да в темноте: светила коптилка в плошке со звериным салом. Книг с собой не брали. Про радио и знати не было. Начинает сказочник сказку длинную или бывальщину с небывальщиной заведёт. Говорит долго, остановится, спросит: – Други-товарищи, спите ли? Кто-нибудь сонным голосом отзовётся: – Нет, ещё не спим, сказывай... А не любо, не слушай!» – так рассказывал о своём деде Степан Григорьевич.
Отец пытался приучить мальчика к ювелирным и гравёрным делам, но Степан тянулся к живописи. Отцу это не понравилось: «Будь сапожником, доктором, учителем, будь человеком нужным, а без художника люди проживут». «Чтение преследовалось», — вспоминал Писахов. Тайком забирался под кровать с любимой книгой и там читал. Огромное впечатление произвела книга о Дон Кихоте. Она подогревала желание мальчика убежать из-под опеки отца.


Странствия

В гимназию Писахов не попал, окончил всего лишь городское училище и то с запозданием. Странничество виделось ему единственным выходом из тисков домашней жизни, в 1899 году он уехал из дома, а в 1902 году в Петербурге поступил в художественное училище. Преподаватели высоко оценили дарование Писахова. Отец, смирившись с желанием сына выучиться на художника, деньги из Архангельска посылал, но немного, всего десять рублей в месяц. На эти деньги Писахов на протяжении 3-х лет влачил полуголодное существование. О трудностях, которые он пережил в Петербурге, можно судить по названию воспоминаний, которые не завершил: «Ненаписанная книга. Голодная Академия». Но доучиться Степану не довелось: в 1905 году его исключили за речь против самодержавия. Не имея на руках диплома, лишённый всяческих источников существования, Писахов готов признать ошибочным свой выбор пути художника.
Степан Григорьевич начал путешествовать: сначала побывал у святынь Новгорода, потом на арктическом Севере. Только на Новую Землю Писахов плавал не менее 10 раз, последний в 1946 году. Участвовал в различных научных и поисковых экспедициях, неоднократно приезжал на Новую Землю, бывал на Земле Франца Иосифа, изъездил много селений на Мурмане, Печоре, Онеге, Мезени. Впечатления от этих поездок легли в основу путевых очерков и живописных полотен. Степан Григорьевич сроднился с суровой, но прекрасной природой Севера, стал её живописцем, её поэтом.
В его картинах беломорского цикла — ощущение бесконечности мироздания. Картины просты по сюжету: камни, берег моря, сосны. Особый свет: серебристый зимой и золотисто-жемчужный летом.
Степан Григорьевич побывал в Египте, Палестине, Турции, Греции, Италии, Франции, Германии. Писахов занимался у итальянских мастеров, выставлялся в Академии св. Луки в Риме, его работы потрясли зрителей серебряным сиянием («север даёт»), совершенствовал свое мастерство в Свободной академии в Париже.

pisahov 30 10
Таким запомнили Степана Григорьевича современники


Архангельский сказочник


Степан Григорьевич Писахов: «Сочинять и рассказывать сказки я начал давно, записывал редко. Первая сказка «Ночь в библиотеке» мной была написана, когда мне было 14 лет».
Первые свои рассказы Писахов записывал ещё до революции, но попытки были неудачными. Только по прошествии нескольких лет, Писахов вновь взялся за перо. Первая его опубликованная сказка «Не любо — не слушай...» появилась в 1924 году в сборнике «На Северной Двине», издаваемом архангельским обществом краеведения. Писахов решился дать сказку в сборник по совету сотрудников московского Института детского чтения. Их поддержка помогла Писахову найти свой путь в литературе. Сказка «Не любо — не слушай» стала истоком, из которого вышли ставшие знаменитыми «Морожены песни», «Северно сияние», «Звёздный дождь».
Пробиться на страницы столичных журналов Писахову долгое время не удавалось. Лишь в 1935 году он сумел опубликовать несколько своих сказок в журнале «30 дней». Они вышли под заголовком «Мюнхаузен из деревни Уйма». Теперь Писахов уже не терзался сомнениями по поводу «писать или бросить». «Когда сказки стали появляться в «30 дней», меня как подхлестнуло». Первая книга сказочника вышла в Архангельске в 1938 году.
В 1939 году, когда Степану Григорьевичу уже было 60 лет, его приняли в Союз советских писателей. Принятие в Союз писателей происходило необычно: писаховские тексты оказались в руках у Фадеева и Караваевой. И вместо того чтобы обсуждать, как полагается, их достоинства и недостатки, они принялись, перебивая друг друга, читать сказки одну за другой. А слушатели помирали со смеху, чуть ли не сползая на пол.
Писахов – грандиозный выдумщик, его сказки особые, написанные неповторимым языком. У чудес в его сказках иная природа, чем у чудес народных сказок. «В сказках не надо сдерживать себя — врать надо вовсю», — утверждал писатель. Один из излюбленных приёмов Писахова — материализация природных явлений: слова застывают льдинками на морозе, северное сияние дёргают с неба и сушат. Все сказки передаются от лица рассказчика, весёлого балагура Сени Малины, крестьянина деревни Уйма.
Сказки Писахова помнят и любят, они много раз переиздавались, а по некоторым из них сняты мультфильмы.

pisahov1 30-10
Памятник сказочнику и художнику Писахову в Архангельске

 

 

 Художник Севера


В 1910 году в Архангельске проходила выставка «Русский Север». Писахов выставил более двухсот своих картин. В 1912 году за участие в выставке «Север в картинках» в Петербурге он получил Большую серебряную медаль. Его картины экспонировались в Петербурге в 1914 году. Художник был тогда в расцвете своих творческих сил. Илья Ефимович Репин высоко оценил его работы и приглашал Писахова к себе в Пенаты, чтобы тот мог творить в хороших условиях и написать большое полотно. Но Писахов отказался, как он писал потом, от смущения.
После окончательного установления в Архангельске советской власти, Писахов начал активно работать. В 1920—1921 годах он подготовил 5 своих выставок, много работал по заданиям Русского музея и Музея революции. В 1927 году его картина «Памятник жертвам интервенции на о. Иоканьга» занимала центральное место на всесоюзной выставке «10 лет Октября». Две его картины были приобретены ВЦИКом и помещены в кабинете Михаила Калинина.
Почти четверть века Степан Григорьевич проработал в школах Архангельска, преподавая живопись. Именно это, к слову сказать, было основным и очень скромным источником его существования.
Полушутя-полусерьёзно Степан Григорьевич не раз говорил, что собирается отметить не только вековой юбилей, но и непременно дожить до 2000 года. Об этом он написал последнюю свою сказку. Майским днём 1960 года его не стало. Похоронен сказочник на Ильинском кладбище Архангельска.


 Источник: wikipedia.org

  • Расскажите об этом своим друзьям!