ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Вечный зов Анатолия Иванова

По инф. 24smi.org, ria.ru   
16 Мая 2023 г.
Изменить размер шрифта

24 1a

Автору известных романов «Повитель», «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов» Анатолию Степановичу Иванову 5 мая 2023 года исполнилось бы 95 лет. Многолетний главный редактор одного из ведущих советских литературных журналов «Молодая гвардия», лауреат государственных премий, Герой Социалистического Труда. Его книги не только издавали, но и читали.

Вечный зов Анатолия Иванова

Детство и юность

Будущий писатель родился 5 мая 1928 года в простой крестьянской семье. Родина прозаика – село Шемонаиха (сейчас это территория Казахстана). Отец и мать, Степан Степанович и Марфа Логиновна Ивановы, вышли из крестьянских семей, всю жизнь занимавшихся хлебопашеством, но в колхозе не состояли, жили в райцентре, где отец работал заведующим райотделом «Союзпечать», Марфа Логиновна занималась хозяйством.

Детство писателя было самым обычным для деревенского мальчика: поездки с родителями на поле, охота, работа на огороде, походы за грибами и ягодами, купание в реке Убе.

Когда Анатолию Степановичу было девять лет, случилась беда – умер от неизвестной болезни отец. И, как старшему в семье, ему пришлось стать опорой и поддержкой матери. Вдове с тремя детьми, из них Анатолий был старшим, было трудно прокормить семью. Чтобы помочь матери, мальчик много работал в огороде, а также рыбачил в ближайших к селу речках.

Трудности закалили характер маленького Анатолия: несмотря на сложное время, он доучился в школе, а сразу после этого поступил на факультет журналистики Казахского государственного университета имени Кирова в Алма-Ате. Тогда же, будучи студентом, юноша начал писать первые очерки и статьи, которые охотно публиковали в местных газетах.

Окончив университет, Анатолий Иванов перебрался в город Семипалатинск, где устроился на работу в областную газету «Прииртышская правда». Поначалу начинающий журналист числился литературным сотрудником в отделе сельского хозяйства, а затем получил должность ответственного секретаря в редакции издания, а оттуда был призван в армию.

Демобилизовавшись, Анатолий Иванов работал редактором районной газеты под Новосибирском, а позже – редактором Новосибирского книжного издательства, заместителем главного редактора журнала «Сибирские огни».

Работая в газете, он много разъезжал по колхозам. Это и была та самая литературная практика, предоставленная ему жизнью. «Вот тут-то у меня и зарождались первые замыслы, которые я попытался передать в рассказах», – писал Анатолий Степанович впоследствии.

Параллельно Анатолий Степанович продолжал совершенствоваться в эпистолярном жанре. Многие очерки и рассказы, написанные в то время, остались неопубликованными, однако благодаря им Иванов сформировал собственный стиль.

В 1954 году в «Крестьянке» он публикует свой первый рассказ «Дождь», затем в 1956 году в Новосибирске выходит первая книга писателя – сборник самобытных рассказов «Алкины песни». По просьбе Новосибирского ТЮЗа Ивановым была написана пьеса по рассказу «Алкины песни», пять лет с успехом демонстрировавшаяся на сцене этого театра.

Книги

Вскоре рассказы и повести Анатолия Степановича стали по-настоящему популярными. Иванов писал о том, что было близко каждому человеку: о военных годах, которые были еще свежи в памяти, о тяжелой работе и незатейливых житейских радостях. Позднее творчество писателя будут сравнивать с романами Василия Шукшина и Валентина Распутина, которые также особое внимание уделяли быту и укладу жизни простых людей.

В 1958 году Анатолий Иванов присоединился к Союзу писателей – этой чести прозаик удостоился после выхода романа «Повитель». События этого произведения охватывают послереволюционное время, а также начало 1940-х годов.

В 1963 году увидел свет роман Анатолия Иванова «Тени исчезают в полдень». Этот роман, как и предыдущий, подтвердил, что в русскую литературу пришел писатель эпического плана.

Замысел следующего романа-эпопеи «Вечный зов» автор охарактеризовал так: «Вечный зов» – книга о переустройстве нашего общества, о трудной борьбе народа за социальную несправедливость, за человеческое счастье и достоинство. Главная мысль романа в том, что всякая истина, и обыкновенная, житейская, а особенно социальная, достается людям не просто». Над «Вечным зовом» Анатолий Иванов работал 13 лет, с 1963 по 1975 год.

По роману «Вечный зов» режиссеры Валерий Усков и Владимир Краснопольский поставили один из первых советских многосерийных телефильмов (19 серий), где Анатолий Иванов являлся соавтором сценария.

Этот фильм имел огромный зрительский успех. Вслед за «Вечным зовом» из-под пера писателя вышли не менее талантливые произведения – сборник рассказов «Жизнь на грешной земле», роман «Вражда», в центре которого события Великой Отечественной, а также книга «Ермак», работе над которой писатель отдал пять лет. Однако прозаику больше не удалось повторить успех первых книг, которые по сей день пользуются успехом у читателей.

Экранизация «Вечного зова» с актерами Валерием Хлевинским, Петром Вельяминовым, Андреем Мартыновым получила Государственную премию РСФСР и Государственную премию СССР. В кинокартине «Тени исчезают в полдень» сыграли Нина Русланова, Валерий Гатаев, Александра Завьялова. Эти фильмы разобрали на цитаты, а фото актеров в образе главных героев хранились, пожалуй, в коллекции каждого киномана того времени. Есть в фильмографии, составленной по произведениям писателя, и картина «Ермак». Примечательно, что одного из героев мог сыграть Арнольд Шварценеггер, однако условия его голливудского контракта не позволили присоединиться к съемкам.

Не все было безоблачным в творческой судьбе писателя. В смутные годы перестройки появилась целая серия разгромных статей по его произведениям, на которые, конечно же, Анатолий Степанович не мог не реагировать. Его упрекали в излишней политизации в ущерб художественных достоинств, в прямолинейном следовании канонам социалистического реализма, в выполнении социального заказа власти. Да, Анатолий Иванов был писателем идейным, и в этом смысле можно было бы говорить о его политизированности, но при всем этом все, кто близко знал Анатолия Степановича, говорили в один голос, что он писал так, как думал и чувствовал. И уж совсем несправедливо ему отказывать в литературном мастерстве. Его романы отличает своеобразие языка, яркая образность, прекрасное знание жизни.

Личная жизнь

Личная жизнь писателя сложилась счастливо. Анатолий Иванов оказался однолюбом: еще будучи студентом, он познакомился с будущей супругой Галиной Леонтьевной.

Юноша поразил девушку количеством стихов Сергея Есенина и Михаила Лермонтова, которые декламировал наизусть. Вскоре возлюбленные поженились, а через некоторое время Галина подарила мужу дочь Ирину. Всего у писателя двое детей – позднее в семье Ивановых родился сын Сергей.

В конце 1990-х здоровье писателя стало давать серьезные сбои. Как позднее признавалась в интервью вдова, кончину Анатолия Степановича приблизило и несчастье, произошедшее с дочерью Ириной: та погибла в автокатастрофе, оставив на руках у бабушки с дедушкой двоих внучек. Писателя не стало 31 мая 1999 года.

Цитаты

  • «Жизнью своей всегда распоряжается сам человек. Только сам. Истина эта самая простая, проще не бывает. Но, к сожалению, этой-то простейшей истины люди иногда не понимают».
  • «Все люди вместе живут. Да поврозь часто думают. В этом все и горюшко на земле. Весь корень тут».
  • «Золотое сердце на серебро не купишь».
  • «Как ты не мог понять тогда – любовь не продается, не покупается! И силой не возьмешь ее. Она даром отдается».

По инф. 24smi.org, ria.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!