НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

По путям-дорогам фронтовым...

07 Июля 2011 г.

alt

 

Великая Отечественная война прокатилась по судьбе довоенного поколения разрушительной и беспощадной волной. Большинство мобилизованных погибло в первый же грозный 1941-й год. Иных война раскидала по всему белу свету, многим исковеркала тела до неузнаваемости, а судьбы – до нелепости. Инвалидов, эвакуационно-потерянных, интернированных в первые послевоенные годы в нашей стране было очень много. Война не пощадила никого: ни мужчин, ни женщин, ни детей, ни стариков.

Последнее время шелеховский совет ветеранов всё больше напоминает ритуальный зал. Всё чаще здесь проходят прощания, выносы и поминки. Уходят из жизни ветераны, многим из которых сегодня далеко за 80, а с ними уходит и целая эпоха.

Молодость довоенного поколения пришлась на суровые 40-е годы: фронтовые и тыловые. Немногие сегодня знают, что у нас, в Сибири, в глубоком тылу норма выработки по заготовке дров составляла два кубометра на человека в смену, потому что паровозы остро нуждались в топливе, и наши бабушки, которым тогда было по 15–20 лет, круглосуточно, и зимой и летом трудились в тайге.

Когда из жизни уходят такие люди, как Василий Александрович Лощенков, кажется, что сама земля содрогается от боли и сожаления. И в тот день на кладбище разыгравшаяся непогода обрушилась неистовым порывом ветра, когда гроб с ветераном опускали в могилу. Сердобольные старушки, перекрестившись, шептали:

– По светлую душу это!..

Участник двух войн Василий Александрович с 1993 года жил в городе Шелехове. Он воевал на Халхин-Голе и в Великую Отечественную. В ту первую далёкую, дальневосточную войну на Халхин-Голе ему было всего лишь 20 лет, и довелось в то нелёгкое время хлебнуть ему лиха сполна.

В январе Василию Александровичу исполнилось 92 года, и он ещё неделю назад охотно вспоминал свою молодость, далёкие фронтовые годы и мирную послевоенную жизнь...

Родом Василий Александрович Лощенков из города Троицкосавска, сейчас этот старинный русский город на границе с Монголией называется Кяхта. Детство и юность он провёл в Монголии. Время тогда было тревожное, голодное, и ему с трудом удалось закончить второй класс:

– В свои неполные 9 лет я устроился работать курьером в государственную контору в Улан-Баторе. Сам едва мог читать и писать, но быстро научился заполнять бланки, а когда принёс свою первую получку домой, почти 20 тугриков, бабушка и мама долго плакали. Жили мы тогда плохо, очень бедно и голодно.

Василий Александрович рассказывал о том, как он, так и не окончив среднюю школу, в 1935-м 16-летним пареньком поступил учеником в «Автоартель № 6», где работали русские, монголы, китайцы. Там он и получил свои первые профессиональные шофёрские навыки, а позже и водительское удостоверение. Так начиналась его шофёрская биография.

Когда начались военные действия на реке Халхин-Гол, Василий Александрович шоферил в пустынной Монголии. В тот момент он работал на грузовике, мотаясь по степной, издревле не езженой стране. 20-летний шофёр перевозил амуницию и медицинское оборудование, лекарства, ежедневно наматывая сотни километров от границы до границы. От нашей — до монгольской.

19 марта 1939 года в район боевых действий на Халхин-Голе мобилизовали и его, Василия Лощенкова – русского шофёра из Госмедснаба:

– Помню, в тот день подходит ко мне мой друг и товарищ по работе Иннокентий Фролов и говорит: «Идём в управление, там всех собирают, говорят, японцы границу перешли!»

Так нас и мобилизовали вместе с товарищем и вместе с нашими грузовиками. Так вместе и возили мы грузы по всей Монголии до самой середины сентября.

altНа той войне при Халхин-Голе молодых парней-шофёров поставили на самый ответственный участок: транспортировку военных грузов от Советской границы до места конфликта. Всего 140 км, но каких! Даже их надёжные, простые в управлении ЗиС-5 не выносили неимоверных перегрузок. На вооружении водителя был карабин, который надлежало содержать в полной боевой готовности. В пыльных степях Монголии делать это было не так-то и легко:

– Проедешь пару километров и пыль из-под колес всё сантиметровым слоем покрывает, а буря когда подымется, вообще не знаешь, куда от пыли деться! А ещё и машину надо в рейс подготовить! Возили мы грузы из Сухэ-Батора, раньше этот город назывался Мойкой, через Улан-Батор на Чойболсан, бывший Баян-Тумен. Там недалеко от границы сгружали всё на склады. Нам сразу в первый день выдали монгольскую военную форму с петлицами красно-синего цвета. Тогда там монгольских солдат называли «цириками». Вот в этой форме мы и возили, что прикажут.

Техническое оснащение японской Императорской армии благодаря развитой военной промышленности находилось на высоком уровне. Отличными боевыми истребителями, бомбардировщиками и штурмовиками управляли высококлассные японские военные лётчики, а на земле воевала самая современная по тем временам военная техника: танки, гусеничные и колёсные бронеавтомобили, автотранспорт. Немалую и грозную силу представляла подвижная и вездесущая кавалерия. Солдаты и офицеры Квантунской армии в плен не сдавались, предпочитая харакири, а если и попадали к нашим, то только тяжелоранеными, без сознания.

Василий Александрович показывает фотографии того периода. На некоторых из них на заднем плане виден его «Захар» – ЗиС-5. На переднем плане молоденький водитель, совсем ещё парнишка в пилотке и тёмной военной форме. На нескольких пожелтевших от времени фото – совсем юный Василий с гитарой или балалайкой. Он поясняет:

– Моложе был, на балалайке, на гитаре играл, да и сейчас тоже! Помню, уже перед самой войной жизнь стала налаживаться. С питанием в Монголии проблем никогда не было. Мясо там и сейчас в три раза дешевле, чем у нас, а тогда вообще копейки, за двести тугриков можно было бычка килограммов на триста на зиму купить. Да и зарплата выросла, получать стали неплохо, радио появилось...

– Что слушать любили?

– Леонида Утёсова, Людмилу Зыкину, Майю Кристаллинскую. Раньше мало музыкальных передач было, всё больше политика по радио…

Мы перелистываем семейный фотоальбом.

– Бои, – вспоминает Василий Александрович, – были сильные, особенно авиация японская в воздухе безумствовала. Однажды за Халхин-Гол прорвались японские истребители и бомбардировщики, которые хотели под Чойболсаном разбомбить замаскированное подземное хранилище топлива. Бензин и солярка там в нескольких больших, по пять-шесть тонн, ёмкостях хранились. А мы ездили двумя машинами тогда в прифронтовую зону, в так называемой спарке. Только мы с Иннокентием заехали на заправку, как над нами разгорелся воздушный бой. Наши истребители быстро по боевой тревоге поднялись и отбили налёт японцев. Их бомбы в цель не попали. Японцам пришлось сбросить их далеко в стороне. Бой был трудным, отчаянным и упорным. Бились – «три на три». Три японских истребителя прикрывали три своих бомбовоза. Японцы воевали храбро, но и наши «ястребки» быстро сбили с них спесь. В наши грузовики на земле ни одного снаряда не попало, а вот машины, которые дальше стояли, тех шальными пулями сильно покосило с воздуха.

Это был первый боевой опыт двадцатилетнего солдата-водителя, а у порога уже стояла Великая Отечественная война.

– Страшно было там, на Халхин-Голе, Василий Александрович?

– Да бывало, но не сильно! Бог уберёг! – отшучивается Василий Александрович и продолжает увлеченно рассказывать о довоенной жизни в Монголии:

– Льготы какие? Раньше в баню или парикмахерскую попасть было трудно. Теперь стало без очереди. А тогда нам радиоточку в квартире сразу поставили. Иметь свою радиоточку тогда считалось большой привилегией. Патефоны были. Довоенная Монголия вообще отсталая была. В те времена там не было абсолютно никакой медицины. Все врачи и медсестры были наши – советские. Была поликлиника в Улан-Баторе и больница, там тоже работали русские врачи. И в аптеках, и в медпунктах. Старожилы рассказывали, что каких-то ещё 15–20 лет назад, в начале 20-х годов, в Монголии вовсю свирепствовала чума и холера. Заразившиеся юрты просто обливали керосином и сжигали. В столице, в Улан-Баторе, в 1939-м году была сотня кирпичных двух-трёх этажных домов, несколько сотен бревенчатых, остальное место юрты занимали, располагавшиеся кругами.

Грянула Великая Отечественная война. Уже совсем скоро, в декабре 1942 года Василий Александрович будет сражаться на фронтах Великой Отечественной войны. Он исколесит трудными военными дорогами пол-Европы, побывает под авианалётами и бомбёжками, под миномётным и артиллерийским огнём, будет на ходу не раз подрываться на минах, но доедет до города Кёнигсберга и встретит там Великую Победу.

В октябре 1946 года Василия Александровича демобилизовали, и он возвратился в Улан-Батор. Управление Госмедснаба с удовольствием приняло назад своего кадрового работника.

– После Великой Отечественной я почти всю жизнь в Монголии до самой пенсии отработал. Ну, а тогда, после Победы. нам дали квартиру и подъёмные – 500 тугриков. Это были просто громадные по тем временам деньги. Наша медицинская организация снабжала лекарствами 16 крупных аймаков. Чуть позже я 10 лет возил посла Кубы в Улан-Баторе.

Общий трудовой стаж Василия Александровича Лощенкова составлял 52 года. Его не стало 30 сентября 2010 года. Ему шёл десятый десяток.

  • Расскажите об этом своим друзьям!