НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Певец Сибири

25 Апреля 2014 г.

sudbi-ludskie-1

Пророчество Ломоносова, что Российское могущество будет прирастать Сибирью, в ХХ веке реализовалось и в литературе: Георгий Гребенщиков, Виктор Астафьев и Валентин Распутин, три богатыря русской словесности – сибиряки. Но имя Георгия Дмитриевича Гребенщикова лишь мимоходом упомянуто в общем ряду писателей в третьем томе «Истории Сибири», то же – и в работах В. П. Трушкина, других исследователей. И даже в «Новейшем энциклопедическом словаре» (М., 2010) среди однофамильцев Георгий Дмитриевич не значится.

grebrnshikov-25-04
Георгий Дмитриевич Гребенщиков. 1910 год

В начале восьмидесятых в Иркутске вышел сборник повестей и рассказов писателя, здесь же – первая часть эпоса «Чураевы». Волшебная проза основателя сибирской литературы возвращается на родную землю после почти векового незаслуженного забвения. В 2004 году в Томске вышел двухтомник «Избранные произведения», в мае прошедшего года в Доме Русского Зарубежья им. Солженицына состоялся памятный вечер, посвящённый Г. Д. Гребенщикову.

Георгий Дмитриевич Гребенщиков родился 23 апреля (ст. ст.)1884 года на Николаевском Руднике Бийского уезда Томской губернии. Отец будущего писателя, Дмитрий Лукич – сын горнозаводского служащего, рано начал работать на руднике, мать Елена Петровна – из семьи донских казаков, умела читать, знала много народных песен, любила и умела их душевно петь. Душевное богатство, весёлый материнский нрав, её забота о доме, детях – всё это заложило основу творческого потенциала сына, будущего писателя. Образ матери, возвышенный до уровня Богоматери, создан Гребенщиковым в его «лебединой песне» – «Егоркиной жизни»: «Впервые он увидел небо, но не на верху, а внизу, под ногами матери. Мать с младенцем шла как будто между синими небесами, ни к одному не прикасалась. Небеса эти были очень далеко друг от друга: верхнее – высоко-высоко, нижнее – глубоко-глубоко. Ребёнок не понимал, что мать переходила по доскам и камешкам через весеннюю лужу. Он не знал, что небо всей синевой отражалось в луже, сделавши её такой же лазурною, такой же бездонную, как небо». Материнский образ сопровождал писателя всю его жизнь.

Потеряв здоровье, отец ушёл с рудника и занялся крестьянским трудом. Помощниками в хозяйстве стали дети, в том числе и маленький Егорка. Из-за крайней бедности он был вынужден уйти из школы – у десятилетнего Егора начались «рабочие университеты»: мальчик в аптеке, санитар в больнице, помощник лесничего, письмоводитель в суде... Научившись читать, будущий писатель буквально не расставался с книгами. Позднее он вспоминал, как «Записки охотника» И. С.Тургенева изменили его взгляд на природу.

Литературная карьера Гребенщикова началась стремительно и ярко: 25 февраля 1905 года в газете «Семипалатинский листок» под псевдонимом «Крестьянин Г-щ...» появилась первая публикация – рассказ «Нахал». Его сотрудничество с газетой расширялось: публицистические статьи, бытовые заметки, стихи, зарисовки, очерки, корреспонденции, постоянно появлялись в газетах других сибирских городов, в том числе и в Иркутске.

В апреле 1906 года вышли «Отголоски сибирских окраин» – так называлась первая книга Гребенщикова. Главные отголоски – война с Японией и положение сибирского крестьянства. Гребенщиков против войны – «Да мы все в бреду, вся Россия в бреду, в ненормальном состоянии все её члены... Полечиться бы надо!» (рассказ «Наяву бредят»). Печально, что этот бред наяву продолжается и поныне. О социальной бедности крестьян – очерки «О мужике», «О деревенской бабе», «В дороге». Писатель спрашивает: «Что такое мужик?» и отвечает: «Мужик – это тот, у кого ни избы след, ни скотинушки, ни одёжи, пашет на измученных лошадёнках, у богатого работает».

Известность молодому литератору принесла и пьеса «Сын народа», поставленная в театрах Усть-Каменогорска, Семипалатинска, Омска, Томска, Барнаула. В начале 1909 года Гребенщиков, уже печатающийся в столичных изданиях, едет в Петербург. Позднее он вспоминал об этой поездке: «В этой строгой, пасмурной и жестокой столице я был настолько подавлен величием культуры, что почувствовал стыд и страх за свои литературные выступления». И ещё – впечатления от посещения музея Л. Н. Толстого: «Здесь, перед многочисленными черновиками, рукописями, книгами, инструментами и собственноручно сделанными Львом Толстым простыми вещами, моя совесть окончательно взбунтовалась. Я стоял у витрины с сапогами, сшитыми Толстым. Сапоги были простые, тяжёлые, сшиты они были не совсем чисто, гвозди заколочены неровно, но они произвели на меня такое сильное впечатление, что я тут же приказал себе: «Больше не писать ни одной строчки для печати! Я должен уехать обратно в Сибирь, сделаться земледельцем, пастухом, сапожником. И если я буду сапожником, – думал я, – то шить сапоги буду лучше Толстого, если пастухом или пахарем, то и это буду делать лучше Льва Толстого... Но писать и печатать написанное – это сделать лучше Толстого я никогда не смогу... А писать хуже Толстого, – есть ещё сотни писателей, пусть они пишут».

Для принятия окончательного решения Гребенщиков решил встретиться с Толстым. И встреча состоялась 20 марта 1909 года в Ясной Поляне. Великий русский писатель, выслушав сибиряка, одобрил его литературное творчество и оставил запись в дневнике : «Интеллигент-калмык, литератор, возвращающийся к земле». Уточним – к родной сибирской земле. Гребенщиков создал новый образ родной земли, СИБИРИАДУ на рубеже веков, переломе цивилизаций: старая Сибирь, земля первопроходцев и первых поселенцев осталась в прошлом. Впереди – новая Сибирь, воплощением которой стала Великая Сибирская магистраль, новые ценности, другая ментальность, иной социотип сибиряка. В повести «Любава», рассказах «Лесные короли», «Волчья яма», «Змей Горыныч» Георгий Гребенщиков создал образы сибиряков, особого народа, о котором, спустя полвека, напишет Александр Твардовский:

«Сибиряки,
Молва не врёт,
Хоть с бору, с сосенки народ,
Хоть сборный он, зато отборный!
Орёл – народ!».

Орлинность сибиряков – итог вековой работы по созиданию Азиатской России, работы многотрудной, бесконечно опасной. У русских людей в Сибири сформировался особый душевный мир, где опыт земледельческого трудоустройства сочетался с кочевыми инстинктами сибирских племён. Сибиряки, сотворённые историей и природой, – это люди отчаянной храбрости, поразительной настойчивости, всепобеждающей воли.

Суровая сибирская природа формировала людей упрямых, большого умения и сметливости, храбрых воинов и добрых работников, рачительных хозяев. Такой социальный тип, герой творческого гения Гребенщикова, гармоничен сибирской природе. Наступивший индустриальный век нарушил эту гармонию. Понимая объективный ход времени, писатель с душевной болью повествует об опасности разрушения сибирской природы. Защищая себя, она мстит человеку, несёт ему неотвратимую погибель. Об этом – набатные рассказы писателя – «Змей Горыныч» (под колёсами поезда погибает почтовая тройка и молодой ямщик), «Кызыл Тас» (вековая степь под железными плугами новосёлов становится непригодной пустыней) , «Степные вороны» (золотоискатели превращают горные ручьи и речки в зловонные канавы). Гибнет природный мир – гибнет сибирский социум.

В феврале 1916 года Гребенщиков добровольцем отправляется на фронт. Там же в невероятных условиях произошла его встреча с будущей женой: юная сестра милосердия Таня вытащила тело санинструктора без признаков жизни из горы трупов, находившихся в морге. Она буквально воскресила смертельно раненного Гребенщикова и стала на всю жизнь его женой, другом и помощником. Летом 1917 года Гребенщиков активно сотрудничает с Всероссийским союзом городов и публикует многочисленные материалы в газетах «Русские ведомости» и «Киевская мысль». С радостью встретив Февральскую революцию, писатель не принял большевистскую диктатуру, сразу поняв античеловеческую суть коммунии: «Изнасиловали волю и убили понятие о справедливости – да здравствует! Потеряли сердце, душу, совесть – да здравствует! Изнасиловали чужих жён и дочерей, прокляли отцов и матерей, предали друзей, растлили детей – да здравствует! Пошли войной и лютой казнью брат на брата – да здравствует! Водворили голод и мор, и людоедство – да здравствует!».

В августе 1920 года Гребенщиковы эмигрируют. Сначала они остановились в Константинополе, потом переехали в Париж. В Париже Гребенщиков выпускает роман-эпопею «Чураевы». Роман триумфально прошествовал по Европе и Америке, что отразилось в восторженных оценках. Так, «Чураевы» специальным комитетом интеллектуальной кооперации при Лиге Наций признаны выдающимся произведением мировой литературы. В 1933 году автор был номинирован на Нобелевскую премию, но Гребенщиков отказался от этого предложения в пользу своего друга Ивана Бунина, который и стал лауреатом.

Знакомство с Н. К. Рерихом способствовало переезду Гребенщиковых в США. В штате Коннектикут, у слияния рек Хусатоника и Помперанга, купив у сына Л. Н.Толстого – Ильи земельный участок, накануне Пасхальной недели 1925 года Гребенщиков заложил Центр русской культуры, названный Чураевкой. Основанное здесь же книжное издательство «Алатас» («Белый камень») выпустило более пятидесяти книг русских писателей-эмигрантов, в том числе и самого Гребенщикова. По мнению зарубежных критиков, писательский гений Гребенщикова в полной мере проявился в эмиграции. И с этим утверждением трудно не согласиться: семитомник «Чураевы», «Гонец. Письма с Помперанга», «Моя Сибирь», «Хан-Алтай», «Егоркина жизнь», «Былина о Микуле Буяновиче» и другие книги переведены на иностранные языки и стали неотъемлемой частью мировой литературы. Чураевка, вроде небольшой алтайской деревеньки, в семидесяти километрах от Нью-Йорка, стала настоящим центром русской культуры.

Скульптор Сергей Конёнков, поэт Константин Бальмонт, социолог Питирим Сорокин, конструктор Игорь Сикорский, композитор Сергей Рахманинов, певец Фёдор Шаляпин, художники Рерихи – отец и сын... Вот далеко не полный список тех, кто побывал в гостеприимном доме Георгия Дмитриевича и Татьяны Денисовны. И каждая встреча несла радость и вновь подавала надежду возвращения на родину. Призрачную надежду, что было ясно из мимолётного диалога с Есениным ещё в Париже: «Почему вы не в России? Что, у вас голубая кровь? Ведь вы же наш брат – Ерёма!». – «Несмотря на пролетарское происхождение, – ответил Георгий Дмитриевич, – я всей душой презираю ложь и хамство, поэтому я и оказался в числе врагов народа и изгнании». И всё-таки в сердце не умирала надежда на возвращение. Служение русской культуре в изгнании – это осознанный шаг к возвращению на Алтай, где писатель мечтал «строить что-нибудь огромное из яшмы и гранита на многие века».

Наряду с творчеством Гребенщиков занимался преподаванием: он вёл курс русской литературы в Южно-Флоридском колледже и получил степень почётного доктора философии в университете Андхра (Индия). Выступал с лекциями о Сибири во многих американских вузах. На закате жизни все силы отдавал написанию повести «Егоркина жизнь», автобиографической трилогии о детстве, отрочестве и юности.

В 1956 году Георгий Дмитриевич заболел. Недуг лишил его возможности писать, и многое из задуманного не удалось осуществить. В эту тяжкую пору, как и сорок лет тому назад, огромную помощь оказала Татьяна Денисовна. Она, будучи сама больной, разбирала архив писателя, готовила к изданию неоконченную «Егоркину жизнь», вела переписку с издателями. 11 января 1964 года Георгий Дмитриевич умер. Татьяна Денисовна всего на несколько месяцев пережила мужа. Они похоронены на старом кладбище города Лейкленда во Флориде. Дом, где жили Гребенщиковы, внесён в реестр мемориальных памятников США. Посетивший этот памятный дом Валентин Распутин оставил в музейной книге запись: «Русская литература велика и обильна, но без Гребенщикова она была бы неполной».

  • Расскажите об этом своим друзьям!