Непревзойденная королева эпизода |
Использованы материалы biography-life.ru |
01 Сентября 2021 г. |
Одно только имя Фаины Раневской уже вызывает улыбку. Задорная и скандальная, обаятельная и острая на язык, она оставила после себя множество небольших, но незабываемых ролей и огромное количество метких крылатых фраз. В 2021 году исполнилось 125 лет со дня рождения королевы эпизода. НачалоГастроли столичной труппы в провинциальном Таганроге – большое событие. Показывали «Вишневый сад» Чехова. После положенных долгих аплодисментов зрители лениво поднялись со своих кресел и двинулись к выходу. И только девочка лет четырнадцати, не шелохнувшись, сидела на своем месте, словно приклеенная. На ее вдохновленном лице застыло выражение безграничного счастья. «Фаня, Фаня, где ты?!» – недовольно позвала мать. Словно вернувшись из небытия, девочка медленно, как ей казалось, грациозно поднялась с кресла и поплыла на зов матери. Так, как еще несколько минут назад двигалась по сцене главная героиня пьесы Раневская. Фаня чувствовала, что ее жизнь уже не будет прежней: в ней появилось то настоящее, ради чего стоит дышать. Отныне она будет служить Театру. В память об этом душевном потрясении через много лет девочка возьмет псевдоним – фамилию героини Чехова. Будущая Фаина Раневская – при рождении Фанни Гиршевна Фельдман появилась на свет 27 августа 1896 года. Ее родителей, Гирша Хаимовича и Милку Рафаиловну Фельдман, в Таганроге знали и уважали. Семья была весьма состоятельной. На их дом на Николаевской улице показывали пальцем: «Вот так хоромы!». Кроме фабрики красок, мельницы и магазина стройматериалов, в собственности Фельдманов числился пароход «Святой Николай». Отец был серьезным и очень занятым человеком, мать – отличной хозяйкой. Вот только на детей времени у нее почти не было: четверо сыновей и обе дочери были на попечении гувернанток. Впечатлительной с детства Фанни Фельдман не хватало материнской ласки. Страдала она и оттого, что считалась в семье гадким утенком: девочка родилась на редкость некрасивой.
Фаина Раневская получила классическое для девушки дореволюционной России домашнее образование. Дополнительно занималась в частной театральной студии. Отец воспринял ее увлечение как блажь: таланта актрисы в младшей дочери он не видел. Робкая и застенчивая, девочка к тому же часто заикалась. Однако любовь к театральным подмосткам заставила 19-летнюю Фаину впервые в жизни проявить твердость и даже непокорность. Словно чеховская героиня, Фаина бредила столицей, жизнью московской богемы. Отец пришел от ее идеи в ярость, и тогда на собственные средства Раневская купила билет на поезд – в один конец. На вокзале тайком от отца мать успела сунуть дочери несколько смятых купюр. Увы, столица не ждала Фаину с распростертыми объятиями, а приговор комиссии в театральном вузе был ужасен: «Некрасивая и неспособная». Но пути назад не было, и девушка устроилась в Малаховский дачный театр. Фаина сняла комнатку на Большой Никитской, куда частенько заглядывали ее новые знакомые: Марина Цветаева, Анна Ахматова, Макс Волошин, Осип Мандельштам, Владимир Маяковский. Осенью 1915 года Раневская подписала на актёрской бирже контракт на работу в керченской труппе мадам Лавровской. Актриса приглашалась «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом». Но работа не задалась: к новой труппе публика не проявила большого интереса. Мать тайком от отца посылала Фаине деньги. А потом грянула революция, и вся семья Фельдман на собственном пароходе «Святой Николай» покинула Россию. Навсегда. Больше своих близких Фаина не видела никогда.
Нет средств, нет крыши над головой. Как выжить в такой обстановке? Раневская смирила гордость и обратилась к старинному другу отца, столичному еврею-ростовщику, за финансовой помощью. Но тот отказал: «Дать дочери Фельдмана мало я не могу, много у меня уже нет...». Униженная, Фаина больше никогда и ни у кого ничего не просила. В этот сложный период руку помощи замерзающей и буквально умирающей от голода девушке протянула ее педагог, актриса Павла Вульф. Актриса долгое время жила в ее квартире, и они стали настоящими подругами. В быту Фаине существовать всегда было трудно. Она не умела считать деньги и экономить, хотя была непритязательна в своих требованиях: скромно питалась, занашивала платья до дыр и всю жизнь спала на узкой тахте. Говорят, единственной слабостью Раневской были ароматные ванны, отдыхая в которых она непременно пила чай из любимой фарфоровой чашки. Актриса еле сводила концы с концами, но нанимала домработниц: готовить и убирать она так и не научилась. «Помощницы» постоянно ее обкрадывали, а Фаина Георгиевна делала вид, что не замечает этого и относилась к ситуации философски. «Ну вот, пальто украли, я зря купила к нему новые сапоги...» Если Раневская получала большой гонорар, могла тут же раздать его друзьям, которые просили в долг. Дарить подарки знакомым и даже малознакомым людям было любимым хобби актрисы. Но как бы ни было трудно, своему актерскому предназначению Раневская ни разу не изменила. Долгое время она не могла найти «свою» сцену. «Я переспала со многими театрами, но так и не получила удовольствия», – скажет Фаина годы спустя. Камерный театр, Центральный театр Красной армии, Театр драмы им. Пушкина, Театр Моссовета. В последнем актриса прослужила почти 30 лет. «…и другие»Дебют Раневской в кино состоялся в 38 лет. Она сыграла госпожу Луазо в немом фильме Михаила Ромма «Пышка». На съемках экономили на всем, в том числе на отоплении: в промерзших павильонах актеры еле двигались от холода. После такого дебюта Фаина Георгиевна дала себе слово, что больше никогда не будет сниматься, но, к счастью, слова не сдержала. Хотя в кино играла не так часто, как в театре, говоря, что «деньги съедены, а позор остался». В истории отечественного кинематографа навсегда остались её роли в чеховских экранизациях – «Человек в футляре» и «Свадьба». В фильмографии Раневской около тридцати ролей, среди них ни одной главной. Но зрителям запомнился каждый эпизод с участием актрисы. Однажды уже пожилая Раневская прогуливалась по бульвару со знакомым молодым человеком. Остановилась, чтобы закурить папиросу. Рядом оказалась тумба с афишей нового фильма. Юноша спросил: – Фаина Георгиевна, вас все любят и уважают. Вы снялись в популярных фильмах. Почему же на афише никогда не печатают ваше имя? – Отчего же, дорогуша? На каждой афише упоминается обо мне. Вот, видите, написано: «и другие».
В чувстве юмора, порой переходившем в самоиронию, а иногда – в злословие, Фаине Георгиевне отказать было сложно. Многие ее фразы переродились в цитаты и анекдоты и до сих пор живут своей, отдельной жизнью. Фаина Раневская никогда не была замужем, но часто влюблялась – иногда в самых неожиданных персонажей. Любовью всей жизни Фаины Раневской стал известный актер Василий Качалов. В своем дневнике Раневская напишет: «В своей жизни я любила только двоих. Первым был Качалов. Второго не помню...» Последние годыФаина Раневская стала лауреатом Сталинских премий, удостоилась множества орденов и наград. Ах, если бы они могли согреть холодными ночами или поддержать разговор!.. «Будь он проклят, этот талант, сделавший меня одинокой», – писала она. Судьба отмерила актрисе долгую жизнь: 87 лет. Она пережила всех своих друзей и в последние годы очень страдала от одиночества. Незадолго до смерти с горьким сарказмом написала: «Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения». Единственным существом, скрасившим в старости её одиночество, был пёс по кличке Мальчик – подобранная ею на улице дворняжка. Скончалась Фаина Раневская от инфаркта в 1984 году. Еще о великой артистке на нашем портале:
|
|