НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Наталья Селезнева: «Сбежала бы в Муром, да Ширвиндт не позволил»

22 Июня 2015 г.

selesneva

Студентка Лида из «Операции «Ы»...», жена Шурика Зина в «Иване Васильевиче...», пани Катарина в «Кабачке «13 стульев»... Трех ролей было бы достаточно, чтобы всю жизнь почивать на лаврах. А у актрисы Театра Сатиры Натальи Селезневой и сегодня все расписано по минутам. В преддверии юбилея — дел просто невпроворот. Но для «Культуры» время нашлось, правда, разговор получился не очень праздничный.

Селезнева: Знаете, что меня сегодня тревожит?.. Понимаю, многое делается — реставрируются музеи, восстанавливаются памятники истории и архитектуры, и не только в Москве. Но ведь культура страны тесно связана с ее историей. А сейчас кто из 20–30-летних перечислит подряд российских императоров, пусть даже с ошибками? Молодежь впадает в ступор от простейшего школьного вопроса: «В каком году и при каком царе было отменено крепостное право?» Образованный, культурный, казалось бы, человек очень посредственно знаком с Достоевским... Есть, конечно, те, кто много знает, всем интересуется. Но это единицы.

Культура: Вы преподаете?

Селезнева: Меня много раз приглашали. Но, наверное, я слишком ответственно к этому отношусь. Боюсь, что из-за съемок и театра придется отменять уроки. А это неправильно. Потом, у меня всю жизнь преподает муж, и я вижу всю степень его серьеза, сколько он дает студентам. Таких профессионалов почти не осталось. Уходящая натура... Я тут посмотрела потрясающий фильм о Бродском. Как же тонко, умно, чутко он сделан! Подумала: какая в этом человеке масса интеллекта, таланта. А многие проходят мимо. Обидно! Да, самое трудное — напоить осла, который не испытывает жажды. Гаджики, или как их там называют, заменили печатное слово. А ведь культуре нужно учиться на Пушкине.

Знаю, Пушкин — Ваше все. А когда возникло это увлечение?

Селезнева: Лет в пять. Мама тогда впервые прочитала мне «Сказку о рыбаке и рыбке». И читала до тех пор, пока я не выучила ее наизусть. На Пушкине я себя воспитала, он стал любимейшим поэтом. А «Сказка...» — синонимом абсолютной мудрости. Часто вспоминаю старуху у разбитого корыта. Благодаря Пушкину маленький человек уже может понять, как опасно желать большего, чем у тебя есть. Как важно вовремя остановиться.

Говоря современным языком, лучшее — враг хорошего. К сожалению, в советской школе нередко отбивали интерес к классике...

Селезнева: Мне повезло — семья была, если так можно сказать, литературная. Я просыпалась, собиралась в школу, и тетка (ее семья жила в одной квартире с нами), заплетая мне косички, читала Лермонтова. Так было изо дня в день — под плетение кос непременно декламировался Михаил Юрьевич. Обожаю его! Понимаю всю гениальность, трагизм личности... К слову, тетка окончила текстильный институт, но по-настоящему жила литературой. Помню, как они с мамой, завтракая, разговаривали о Вронском; о том, почему у Толстого так «совпало», что и Вронский был Алексеем, и Каренин... Они разбирали «Войну и мир», «Анну Каренину», «Севастопольские рассказы». А у меня складывалось впечатление, что Вронский, Каренин, Анна — живые люди, и моя семья с ними знакома. Иногда я даже задавалась вопросом, а где, собственно, Грушенька или Катерина Ивановна, о которых дома судачили, как о соседях. Да и драматизм личной жизни Достоевского обсуждался со всей серьезностью... Но все-таки Пушкин для меня — номер один. С ним иду по жизни. Не было случая, чтобы приехала в Ленинград — Петербург и не зашла на Мойку, 12, не пообщалась с заведующей Галиной Михайловной Седовой, с литературоведами. Когда хочу использовать цитату Пушкина, соответствующую некоему моменту, просто звоню в музей и прошу помочь. Горжусь, что там признали меня своей.

2015-й — Год литературы. Почти половина прошла. Вы почувствовали что-то особое?

Селезнева: Честно говоря, с этого хотела начать. Где? В каких узких кругах что происходит? Может, в Литературном институте или в библиотеках проводятся тематические вечера? Я не заметила.

Хотя День Пушкина был заявлен в музеях Гоголя, Есенина, Цветаевой и даже Высоцкого.

Селезнева: Не знаю... По-моему, с размахом отмечалось только 200-летие Александра Сергеевича. Другое дело — Высоцкий. Его поклонники каждый год организовывают концерты. Все-таки он очень много дал своему времени и тем поколениям, которые слышали его. Когда он ушел, все поняли, что это выдающееся явление. Я снималась с ним, знала его. И счастлива, что так отмечаются дни памяти.

Как сегодня детей увлечь чтением, если родители обустраивают детскую комнату без единой книжной полки, проводят выходные в торгово-развлекательных центрах, а в ресторане, чтобы самим спокойно отдохнуть, вручают двухлетнему малышу айпад? Вопрос, читают ли в этих семьях Пушкина на ночь, риторический...

Селезнева: Вот и у меня младший внук, которому нет четырех лет, уже вовсю шурует в компьютере! Просит деда прочитать, что написано, а потом соображает, куда тыкнуть пальчиком, чтобы на экране возникла та или иная картинка. Совсем отнять у ребенка электронные игры, наверное, нельзя. Но надо строго дозировать. Ответственность у тех, кто воспитывает и учит детей, должна быть повышенная. К счастью, есть хорошая тенденция — мои подруги, проводящие время с внуками, или мамы, родившие в осознанном возрасте, начинают читать хорошую литературу уже двух-трехлетним детям.

Вы были очень популярны, когда родился Ваш Егор, снимались, гастролировали. Муж Владимир Андреев тоже много работал. Сын оставался с бабушкой...

Селезнева: Да, и мама великолепно выбирала для Егора те направления, которые его развивали. Над кроватью, к примеру, повесила географическую карту мира, и сын с детства знал океаны, моря, материки. Стал дипломатом, но сейчас много времени уделяет этнографии, защитил диссертацию по истории. Мама сыграла большую роль в его воспитании. Но и почва, надо признать, была благодатная — Егор рос любознательным, хотел учиться.

На сайте Театра Сатиры худрук Александр Ширвиндт вопиет: «Где вы, сегодняшние Гоголи, Салтыковы-Щедрины, Сухово-Кобылины, Горины?..»

Селезнева: Конечно, ставить нечего. Дошли уже до такого абсурда, что чеховских и гоголевских персонажей на сцене раздевают, делают из них каких-то монстров. Не надо поправлять великих. Внесите свое, но не искажайте, не опошляйте.

Понравилось ли что-нибудь из последних театральных премьер?

Селезнева: Была потрясена «Евгением Онегиным» Туминаса. Шла с замиранием сердца, боялась многого не понять. Но все поняла. Приняла. И душой, и сердцем. Такой восторг — передать не могу! Очень благодарна Римасу. Мне у него и «Маскарад» нравится. К слову, о дефиците пьес. Пушкин, Лермонтов — хорошо. Но есть еще Горький, например. Всего можно ставить. В свое время я играла Надежду Коломийцеву в спектакле Папанова «Последние». Пьеса 1908 года, но актуальна и сегодня. Мне кажется, Горький задвинут несправедливо. Надеюсь, временно. Пьесы-то великие. И «На дне», и «Васса Железнова» — на фоне драматических, а подчас и трагических историй бизнес-леди ХХI века эта пьеса звучит очень современно.

Есть мнение, что с уходом Папанова и Миронова Театр Сатиры, как бы помягче сказать... потерял слишком много.

Селезнева: Может, все-таки с уходом Плучека?.. Вот мы говорили о литературе. Знаете, сколько нам дал Валентин Николаевич, безумно любивший поэзию — русскую и советскую, знавший наизусть, от корки до корки, Маяковского, читавший нам Пастернака и Мандельштама? Он для нас, своих артистов, устраивал литературные вечера, представляете? Моему поколению в этом смысле очень повезло — Плучек щедро делился своими знаниями и создавал культуру внутри нас.

Понятно, почему он так не любил «Кабачок «13 стульев».

Селезнева: Конечно, у него был другой вкус, иной интеллект. Хотя в пору тотального дефицита он все-таки смирился с существованием «Кабачка» и с удовольствием пользовался нашими возможностями для удовлетворения своих нужд. Точнее, жены...

Вы активны в профессии, интересуетесь творчеством коллег. Но, оказывается, в Вашей жизни есть и общественная деятельность — Вы помогаете детям Донбасса.

Селезнева: Я общественный помощник Павла Астахова. Делаю, что могу. Перечислять не буду — считаю это дурным тоном. Просто больно видеть обездоленных детей, мирное население, страдающее от того, что мерзавцы не могут между собой договориться — я имею в виду Америку, Европу.

И в комиссии по помилованию работаете?

Селезнева: Да, уже 12 лет. Поначалу было тяжело. Но, как говорил Достоевский, подлец-человек ко всему привыкает.

То есть, если бы после тяжелой операции, которую пришлось перенести, Вы не вернулись в профессию, без работы не остались бы?

Селезнева: Думаю, моей судьбой руководит Всевышний. И полагаюсь на Его волю. Не думала, как стану жить, если голос не вернется. Надо было восстановиться — и точка! Ольга Александровна Аросева ждала в антрепризном спектакле, это накладывало на меня большую ответственность.

Юбилеи, как правило, побуждают к воспоминаниям, к предварительному подведению итогов. Жалеете о чем-то?

Селезнева: Жалею, что наша семья не спортивная. Надо было заниматься. Ради здоровья. А у нас не было ни лыж, ни бассейнов, ни катков. Так, играл сын в футбол, катался на велосипеде. Но и это сошло на нет, когда поступил в институт. Теперь сказывается, конечно...

Начать бегать или плавать никогда не поздно. Если речь о физкультуре ради здоровья.

Селезнева: Не-е, теперь уже нереально.

У Вас есть дача, Вы, кажется, ее очень любите...

Селезнева: Не очень. Мне больше нравится лежать на кровати с хорошей книгой.

Можно поставить шезлонг на лужайке и читать. Все лучше, чем в центре города.

Селезнева: Так и делаю, когда выбираюсь. У меня и там много книг, и в Москве. Вот смотрю на них и думаю, куда бы втиснуть еще один шкаф. Это ж целая проблема. Книги покупаются, дарятся. А ставить уже некуда. Любимая мемуарная литература, к которой постоянно возвращаюсь, как к Библии, лежит на полу. Ну, не дело же?

Ваши друзья и коллеги отмечают в Вас особый дар дружить, быть нужной в трудную минуту...

Селезнева: Никакой это не дар! Живу как живу. По-другому не умею. Сравнить не с чем. Если кому-то нужно ребенка в больницу устроить — это же святое, как я могу отказать?

Часто Вы сами предлагаете помощь, даже когда не просят. Другу Гафту одежду покупаете. А он в благодарность сочиняет эпиграммы о рубашках...

Селезнева: Ну, одежду я покупаю на его деньги. Это ж не значит, что Гафт нищий, не дай Бог... Просто могу с ним поехать, посоветовать. Для меня — удовольствие. Или, допустим, мой гример, с которой мы пришли в театр в один день и уже почти полвека вместе. У нее плохо с почками, я понимаю, что в своем лечении она идет по неверному пути, ей становится все хуже и хуже. А у меня друг — гениальный профессор Дмитрий Пушкарь, лучший уролог страны. И что, я не помогу?.. У родителей было много друзей, мама — безумно отзывчивая. Одна ее подруга даже жила у нас год или два, когда были проблемы. Жить для себя — патологический эгоизм. Неинтересно!

Одиночество не переносите?

Селезнева: Мой знак — Близнецы, а они нуждаются в постоянном общении.

Вот и юбилейный вечер в театре устраиваете, а не сбегаете, как многие сегодня, куда-нибудь за границу...

Селезнева: Ширвиндт и директор театра Агаев не позволили — я тоже сбежала бы. В Муром. Очень люблю его. Там живут старенькие родители моей подруги, Влад Заманский. Там икона Божией Матери «Скоропослушница»... Помню, было очень плохо с работой, «Мосфильм» стоял практически пустой. Поехала — попросила Богоматерь помочь. Что Вы думаете? Не успела в Москву вернуться — позвонили и предложили сняться в картине «С точки зрения ангела». С Валентиной Талызиной и Риммой Марковой. Вот и сейчас поехала бы — погуляла по городу, подышала прекрасным воздухом...

Опять же о работе замолвили бы словечко?

Селезнева: Нет-нет! Скоро должны выйти две картины с моим участием, в одной играю с Михаилом Светиным, в другой — с Дмитрием Астраханом. В театре, правда, ничего не репетирую. Но, если честно, меня это не очень волнует.

Неужели? Мне казалось, Вы, как и Ваша героиня, «вся в кино, в искусстве»?

Селезнева: В жизни я не Зина. Никогда особо не переживала. Были концерты, телевидение. Предлагают антрепризы. Сейчас главное — душевные силы и здоровье.

На внуков хватает?

Селезнева: Вижу их, только когда вместе собираемся. Посидеть, покормить супчиком, уложить спать — это не получается. Не домашняя я бабушка. Мне проще материально помочь.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!