Морская душа Леонида Соболева |
03 Октября 2014 г. |
Чёрными дьяволами называли гитлеровцы русских моряков, о которых писал наш земляк, писатель Леонид Соболев. Он родился в Иркутске в июле 1898 г. До 1910 года жил на своей малой родине, а позже стал кадетом Петербургского корпуса, затем окончил морское училище и проходил службу в звании рядового артиллериста, потом, в более зрелом возрасте, служил на штурманских должностях. Но закалялся юноша на Балтийском флоте. Артиллерист с «Андрея Первозванного» В историческом морском Моонзундском сражении Соболев получил боевое крещение. Русской эскадрой командовал адмирал Александр Колчак. Благодаря таланту флотоводца немецкий кайзеровский флот был разбит. Будущий писатель-маринист находился на броненосце «Андрей Первозванный». Флагманом русского флота командовал контр-адмирал Всеволод Фёдорович Руднев – герой боя при Чемульпо, в то время в 1904 году капитан I ранга, командир легендарного крейсера «Варяг». На броненосце хранили традиции прославленных русских моряков, и это стало хорошей школой для юного артиллериста. В марте восемнадцатого года корабль стал единицей Красного флота, а Леонид Соболев – штурманом броненосца. В августе 1919 года «Андрей Первозванный» стоял, прижатый к стенке Кронштадской гавани блокадой Антанты и по условиям Брестского мира. В тревогах проходили матросские будни, в голоде и нужде бились на Балтике победители Моозундского сражения, деля хлеб на осьмушки, считая поштучно снаряды и мечтая о мировой революции. В ночь на 18 августа Соболев заступил на вахту, когда в гавань ворвались английские торпедные катера, в то время ещё не виденные балтийскими матросами. Грохнул взрыв, и закачалась палуба броненосца, но он выдержал страшный торпедный удар, не раскололся, а только стал оседать. Не растерялся вахтенный офицер. Атаку отбили с потерями для врага, не дали кораблю затонуть... Историческая справка Писательством Соболев занялся в конце двадцатых годов. С 1934 года – бессменный председатель правления Союза писателей России, Герой Соцтруда. За сборник рассказов «Морская душа» в 1943 году удостоился Государственной награды, премии СССР. Именем Соболева названо океанографическое исследовательское судно. Соболев всегда хранил в памяти годы боевой молодости и, став зрелым писателем, сумел создать образы своих товарищей. В 1932 году появились первые главы романа о флоте тех лет «Капитальный ремонт», который он дописал только в 1962 году. В то время у него уже неоднократно переиздавались сборники «Морская душа», «Зелёный луг», «Свет победы». В шутку Соболев любил говорить: «Ведь я пишу не один: у меня «соавтор» – флот!». После создания первых глав «Капитального ремонта» иркутянин прочно вошёл в русскую литературу. Подарил стране корабль... Рассказы Соболева с первых дней войны с ходу пошли в бой. Первая новелла из «Морской души» называлась «Ночь летнего солнцестояния», о первом дне войны для моряков тральщика, охранявшего морскую границу. Книгу завершил июлем сорок второго, после падения Севастополя. Рассказы и очерки Соболева печатали газеты «Красный флот», «Комсомольская правда», «Правда», журнал «Новый мир». Он успевал побывать на всех фронтах Великой Отечественной: участвовал в обороне Одессы, выезжал в зимнее Подмосковье и два месяца сорок второго провёл в сражающемся Севастополе. В полном составе цикл новелл «Морская душа» вышел в октябрьском номере журнала «Новый мир». И вот беспрецедентный случай в газетной практике, через месяц газета «Правда», по специальному указанию ЦК КПСС перепечатывает всю «Морскую душу» с сообщением Совинформбюро о начале Сталинградского наступления. Верховный главнокомандующий решил, что «залп» «Морской души» перекликается с артиллерийскими залпами начавшегося наступления. 20 марта 1943 года в Сочи Соболев просматривал фронтовые блокноты и готовился к новой работе – он решил писать повесть о моряках-катерниках, когда по радио из Москвы стали передавать сообщение о присуждении ему Государственной премии за книгу «Морская душа». Соболев отложил все дела и побежал на почту и дал телеграмму Сталину: «В течение всей войны маленькие сторожевые катера Черноморского флота героически несут повседневную службу. Каждый лишний катер – лишний удар по врагу. Поэтому всю присужденную мне премию вношу на постройку ещё одного такого катера. Прошу вашего разрешения назвать его «Морская душа» и зачислить в 4-й дивизион сторожевых катеров Черноморского флота». Сталин ответил писателю 28 марта. В ответной телеграмме были слова благодарности и согласия. Так Соболев стал «отцом» дивизиона капитан-лейтенанта Николая Сипягина, который высаживал отряд десантников морской пехоты майора Цезаря Куникова в район Станички близ Новоросийска, захвативший плацдарм, который стал называться Малой землёй. Сипягин после операции продолжал поддерживать десантников катерами своего дивизиона, обеспечивая подкреплением и боеприпасами. Двадцать девятого марта Соболеву пришла телеграмма от флотского командования: «Личный состав катера «Морская душа» оправдает традиции русских моряков и с честью будет носить военно-морской флаг, умножая славу Черноморского флота. Личный состав военно-морской базы гордится, что вы, Леонид Сергеевич, нашли морскую душу среди 4-го дивизиона СК». Как Соболев не заметил Брежнева... Десант Цезаря Куникова завоевал плацдарм 4 февраля, а 12 февраля Куников погиб, и ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. На военно-морскую базу в Геленджик срочно отправился автор «Морской души». Соболев пришёл морем из Туапсе на тральщике «Гарпух» 17 февраля. В этот день новоиспечённый начальник политотдела 18 армии полковник Леонид Брежнев из Геленджика на сейнере «Рица» отправлялся на Малую землю с очередным отрядом десантников. Караван набирался приличный. Судов у стенки Осводовской пристани было много. В общей толпе Соболев не встретился с будущим хозяином страны, маршалом Советского Союза. Да он и не мог знать, что через 35 лет выяснится, кто сыграл главную роль в победе за Кавказ! В этот день Соболев разыскал катерников и десантников, которые были с отрядом Куникова. Соболева уже много лет не было в живых, когда в 1979 году вышло произведение Леонида Брежнева «Малая земля», изданное фантастическим тиражом – четыре миллиона пятьсот тысяч экземпляров. Эту книгу настоятельно рекомендовали проштудировать во всех производственных коллективах и учебных заведениях огромного Союза. По ней писали сочинения на выпускных и вступительных экзаменах. Вернёмся к повести «Зелёный луг». В одном из героев моряков-черноморцев, «чёрных дьяволов», прослеживается характер нашего земляка из села Ключи Казачинско-Ленского района, Героя Советского Союза Матвея Подымахина. Он в феврале 1943 года, когда уже десантники Куникова удерживали Малую землю, командовал звеном торпедных катеров. В те дни катер Подымахина провёл восемнадцать боёв с торпедными катерами гитлеровцев и вышел победителем. В решающей битве за Новороссийск катер сибиряка прорвался к порту и торпедировал мол. Это была неожиданная для фашистов атака, позволившая подойти десантным кораблям. На второй день боёв Подымахин вновь прорвался в порт и высадил группу связи. По сей день торпедный катер Подымахина – на пьедестале на набережной Новороссийска. Встречи в кают-компании Моряк Соболев, по возможности, никогда не отказывался от встреч с флотскими экипажами. По возвращении в 1968 году из Вьетнама, где шла война, он на несколько дней остановился по просьбе моряков во Владивостоке. Кроме депутатских дел, читательских вечеров посетил все корабли, над которыми шефствовала Иркутская область. Встретился Соболев и с экипажем сторожевого корабля «Иркутский комсомолец», которым командовал Владимир Иванович Мыпов. Символическое для всех поколений моряков высказывание Соболева на «Иркутском комсомольце» выгравировали на доске и прикрепили на входе в кают-компанию: «Корабль – и дом твой, и крепость, и университет, и приют сотен товарищей, твоих соратников. Ни одно флотское сердце никогда не сможет забыть родной корабль». Позднее Владимир Иванович Мыпов поделился со мной мыслью, что после встречи с русским писателем изменились отношения в экипаже, все как-то стали ближе друг к другу, появилось взаимопонимание, а это сильно влияет на боеготовность любого корабля. Нет уже «Иркутского комсомольца», но моряки, служившие на нём, продолжают встречаться. Все знают не только о своих командирах, но для экипажа образ Мыпова остаётся легендой. Этот человек спасал в Тихом океане много раз свой корабль и людей на нём – наших ребят, которые помнят страшные штормы и непредвиденные ситуации. Поэтому моряк Соболев сразу уловил в Мыпове тот характер, о котором писал в своих произведениях. Писатель Соболев никогда не забывал своих иркутских собратьев по перу. С чистым сердцем он открывал дорогу талантам в большую литературу и всегда внимательно следил, о чём и как пишут сибиряки. В 1965 году по его настоятельной инициативе в Чите состоялась писательская региональная конференция, которая открыла целую плеяду интересных молодых литераторов из Иркутска: Александра Вампилова, Валентина Распутина, Вячеслава Шугаева и Геннадия Машкина. Последний так и сказал: «Мы – могучая стенка». Они были похожи друг на друга, как братья, но самобытные и разные. После конференции Машкина приняли в Союз писателей благодаря только одной повести, опубликованной в журнале «Юность», – «Синее море, белый пароход». Геннадий Машкин, по профессии геолог, с улыбкой вспоминал: «Поверил тогда в меня Леонид Сергеевич и стал крёстным отцом, видимо, как говорят, моряк моряка видит издалека, но думаю, что ему не только заголовок понравился». P. S. Соболев ушёл в последнее плавание 17 февраля 1971 года. Он так и бороздит в нашей памяти по морям со своими вечными моряками на большом океанском корабле «Леонид Соболев». Кстати, в той большой стране, называвшейся СССР, писатель избирался депутатом Верховного Совета СССР четырёх созывов, был членом Президиума ЦК КПСС 8-го созыва. От автора: рассказ о Соболеве я начал собирать с ныне ушедшим доктором исторических наук Ильёй Иннокентьевичем Кузнецовым и закончил уже без него...
Тэги: |
|