ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Король русского мюзикла

По инф. интернет-сайтов   
16 Августа 2020 г.
Изменить размер шрифта

7 августа 2020 года отпраздновал свое 75-летие Александр Журбин – советский и российский композитор, автор первой рок-оперы в Советском Союзе. Кроме этого, на счету композитора много серьезных сочинений, более двухсот песен, полсотни мюзиклов, балеты и музыка ко многим фильмам. Самые известные из них – «Эскадрон гусар летучих», «Солнце в авоське», «Московская сага», «Женатый холостяк».

Король русского мюзикла

Начало

Александр Журбин появился на свет в 1945 году в Ташкенте в семье инженеров. Отец – Борис Маркович Гандельсман, мать – Ада Александровна Литвак-Журбина. Фамилию отца Александр носил до 27 лет, а потом стал Журбиным.

Мама будущего композитора была одаренной, хорошо пела и решила отдать сына в музыкальную школу. Маленькому Саше было восемь. По собственному признанию композитора, это уже довольно много, своего сына он отдал учиться музыке в четырехлетнем возрасте.

Талант к сочинительству у юного музыканта проявился практически сразу: мальчик играл на виолончели, фортепьяно и сочинял музыку, исписывая целые нотные тетради. И даже в возрасте примерно десяти лет создал свою первую оперу.

После музыкальной школы Александр окончил Ташкентскую консерваторию. А в 1966 году в Ташкенте случилось страшное землетрясение, после которого вся семья переехала в Москву. И уже в столице Александр поступил на композиторский факультет в институт имени Гнесиных. После его окончания защитил диссертацию в Ленинградской консерватории.

Наш ответ Бродвею

Первую в советском союзе рок-оперу Журбин написал в 1975 году, когда жил в Ленинграде.

История создания «Орфея и Эвридики» началась с того момента, как начинающий композитор Александр Борисович Журбин услышал на пластинке рок-оперу американского композитора Ллойда Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Необычное соседство современной музыки и крупных форм классики, вечных тем жизни (любовь и всепобеждающая сила искусства) и современных интонаций, ритмов джаза, рока, эстрадной песни и танцевальных сцен заинтересовало молодого композитора. Он буквально влюбился в это произведение.

В 1974 году вместе собрались драматург Юрий Димитрин, руководитель ансамбля «Поющие гитары» Анатолий Васильев и композитор Александр Журбин, и решили написать свою рок-оперу.

Тему нужно было выбирать вдумчиво и осторожно, учитывая жесточайшую цензуру. Вот так и появилась идея взять древнегреческое произведение, где не было ничего сомнительного: ни алкоголя, ни наркотиков, ни секса.

Роль Орфея досталась молодому Альберту Асадуллину, который тогда был архитектором, пел в самодеятельности и пришел пробоваться на роль второго плана. Но услышав голос никому не известного певца, авторы оперы решили, что идеальный Орфей найден. Первой Эвридикой была солистка группы «Поющие гитары» Ирина Понаровская.

А роль Харона исполнил Богдан Вивчаровский. Он единственный артист России, получивший в 2001 году звание заслуженного артиста за работу в рок-опере. Играя роль Харона с самого начала (более 30 лет), Вивчаровский тоже занесён в Книгу рекордов Гиннесса.

Даже сами авторы оперы не были уверены, что постановку разрешат или не закроют сразу после премьеры. Но на художественном совете за новое произведение заступился очень влиятельный и знаменитый композитор Андрей Павлович Петров. Он сказал, что эта опера – наш достойный ответ Западу на их недавнее произведение в таком же жанре «Иисус Хритос – суперзвезда». И этот аргумент подействовал на комиссию.

К слову, для «конспирации» авторы решили назвать свое произведение зонг-оперой. Слово «рок» звучало слишком по-западному и вызывало негативные эмоции у руководства Министерства культуры СССР. А зонги ассоциировались с театром драматурга из ГДР, антифашиста Бертольда Брехта. У него вставные песни-зонги играли роль авторского комментария к действию (от нем. der Song – «эстрадная песенка»).

Премьера первой советской рок-оперы состоялась в Ленинграде 25 июля 1975 года. Постановку ждал просто огромный, ошеломляющий успех. Такого не ожидал никто. Опера непрерывно исполнялась в Ленинграде десять лет (1975–1985), кроме того, исполнительская труппа с аншлагом гастролировала по СССР.

Двойной альбом с записью этой оперы был продан тиражом более миллиона экземпляров.

В 2003 году опера вошла в книгу рекордов Гиннесса как мюзикл, максимальное количество раз сыгранный одним коллективом (на момент регистрации рекорда спектакль исполнялся 2350-й раз!).

Постановка «Орфей и Эвридика» популярна и сейчас, ее продолжают ставить в разных театрах и собирают полные залы.

Нью-Йорк

В 1990 году Александр Журбин вместе с семьей переехал в Америку. В 1992 году создал свой русско-американский театр «Блуждающие звезды», за шесть лет существования которого было поставлено девять спектаклей. В 1991 году прошел первый мюзикл Журбина в США по Бабелю – его показывали в самом большом театре Филадельфии, и мюзикл получил грандиозный успех. Журбин – единственный российский композитор, чей мюзикл ставили в таком крупном американском театре.

С 1999 года ежегодно проходит Нью-Йоркский фестиваль российских фильмов, организованный Александром Журбиным с целью поддержки российского кинематографа и развития российско-американских культурных связей. Но, по собственному признанию, полностью американским композитором Журбин так и не стал. Основная его публика осталась в России. Поэтому в 2001 году он вернулся на родину, сейчас живет и работает на два дома: в Москве и в Нью-Йорке – и имеет двойное гражданство.

Помимо сочинения музыки у Александра Борисовича есть и другие увлечения. Он не только член Союза композиторов, но и Союзов писателей, и журналистов. Его статьи публикуют в «Известиях», «Литературной газете», «Общей газете», в «Новом русском слове» (Нью-Йорк) и других изданиях. Он написал девять книг, последнюю из них в 2020 году.

Семья

Первой женой Журбина была композитор Лора Квинт. Супруги поженились в 1971 году и развелись через несколько лет. Лора Квинт родила сына Филиппа, который учился в Нью-Йорке, стал скрипачом и актером.

Во втором браке Александр Борисович обрел свое счастье. Его супруга – Ирина Львовна Гинзбург, дочь известного писателя и переводчика Льва Гинзбурга. Ирина Львовна – одаренный человек: поэт, переводчик. По словам композитора, много песен они написали вместе. Сын Журбина от этого брака Лев Гинзбург – композитор, альтист, автор музыки к фильмам, руководитель нью-йоркского ансамбля.

И снова юбилей

Журбин продолжает активно работать в театре и кино. Московские журналисты назвали композитора королем русского мюзикла, но на самом деле его творчество очень разнообразно. Он одинаково успешно пишет как легкую, так и серьезную музыку. У него много сочинений в академическом жанре: тринадцать опер, шесть симфоний, концерты для разных инструментов, сонаты.

Журбин ведет на радио «Маяк» еженедельную программу «Звуки мюзикла». За эту программу Александр Борисович был удостоен национальной премии «Радиомания-2006».

В 2003 году Журбину присвоено звание заслуженного деятеля искусств РФ. Он лауреат нескольких международных и всесоюзных премий. В 2005 году Журбин отпраздновал 60-летие двухнедельным фестивалем в Москве под названием «Пять юбилеев Александра Журбина».

В 2010 году фестиваль под названием «Александр Журбин: Музыка. Театр. Кино» был посвящён 65-летию композитора и продолжался пять недель. В том же году указом президента РФ Александр Журбин был награждён орденом Почёта.

К этому юбилею Александр Борисович снова готовит фестиваль, уже пятый по счету, который пройдет с сентября по февраль. Там будут представлены новые сочинения композитора.

  • Расскажите об этом своим друзьям!