ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

«Кого мне играть в сегодняшнем кино? Маму киллера?»

Изменить размер шрифта

kino

Зинаиду Кириенко знают и любят десятки миллионов зрителей. Увы, последние два десятилетия блистательной актрисе не поступало ни одного предложения от режиссеров. "Видать, такие, как я, стране не нужны", - горько улыбается артистка. Ее монолог - о человеческом счастье и людском двуличие, о близких людях и несыгранных ролях. И, конечно, о любви. Пишет "Российская Газета".

Родом из детства

Мой отец окончил Тбилисское юнкерское училище, его где-то в 1919 году отправили с другими такими же мальчишками на пароходе в Англию. Он там лет восемь мыкался голодный, холодный, третьим сортом был. Потом на Родину сумел вернуться. Но надломленный, в нем жила боль. С мамой моей они были разные люди, будучи беременной, мама прочитала повесть "Аида" и влюбилась в ее главную героиню. Когда я родилась, она велела меня Аидой записать, а отец зарегистрировал Зинаидой. Объяснил, что Зинаида - это два имени Зина и Ида, поэтому меня долго Идой звали. Они расстались, когда мне было годика три. Кириенко - это фамилия отчима, отчество я его ношу. Папу моего звали Георгием, фамилия его была Широков. Его забрали в сталинское страшное время. Забрали и все... Больше я о нем ничего не знаю. Детство было относительно благополучное, мы не голодали. Ели с братом кукурузные лепешки, которые на рыбьем масле жарила нам бабушка. Хлеба месяцами в глаза не видели, хотя наша мама была директором элеватора. Вот какие люди были!

Сегодня такое, по-моему, просто немыслимо.

 kirienko

Любимая ученица

Мой Сергей Аполлинариевич Герасимов? Это рыцарь в кино. Он называл меня своей любимой ученицей. Помню, на съемках "Тихого Дона" мы жили в каких-то полуразвалинах, а Герасимов в гостинице. Пришла к нему как-то в номер, нужно было обсудить съемку, робко так, бочком, присела на диване. Смотрю на него полными восторга глазами. Герасимов стал меня расспрашивать, как я жила, что остро запомнилось из жизни. И я, сама от себя не ожидая, рассказала ему трагическую историю своего детства. Как-то приехала к маме с проверкой одна банкирша, финансовые дела проверять. Тогда слово "лесбиянка" никто не произносил вслух, мы его просто не знали... Так вот, этой бабе женщины нравились, а мама моя была очень красивая. И та гадина стала к ней приставать, но получила отпор. И, сволочь, сделала все, чтобы маму мою и отчима посадили в тюрьму. Я почти год носила ей передачки, часами стояла под воротами тюрьмы. Потом, слава богу, разобрались, и маму выпустили. Но никто даже не извинился перед ней.

Сергей Аполлинариевич очень внимательно меня выслушал, сказал, что подобных откровений у него еще не было никогда. Я расплакалась и неожиданно для себя говорю ему: "Я вас люблю". На что Герасимов сказал: "Это хорошо, деточка. Но знаешь, надо уметь себя держать в руках". И добавил, что я правильно выбрала профессию, что у меня чуткое сердце, что я могу показать чужую боль как свою. Думаю, что он мне поэтому и дал роль Натальи. Чтобы я показала трагизм ее жизни.

...Про него разное говорили. Он ведь был влюблен в Нонну Мордюкову, ездил к ее матери, просил руки и сердца Нонны. Сорокалетний мужик влюбился как мальчишка в студентку. А со мной был иным. Все съемки "Тихого Дона" он жил в отдельном доме, там жили он и Элина Быстрицкая, были у них отношения или нет, бог его знает. Я на квартире жила...

Вообще, судьбу Натальи я очень эмоционально воспринимала. Помню, спрашивала Шолохова: "Михаил Александрович, как вам удалось все реалистично описать, как Наталья шла от бабки-знахарки, оставляя после себя кровавые следы?" Я это не могла без слез читать. "Вы же не врач", - сказала я ему. Он ухмыльнулся в усы и тихо сказал: "А я писатель..." Каким Шолохов остался в памяти? Немногословный. С ухмылочкой такой. Помню, мы у него дома были три дня, и все эти дни стол не убирался, а только менялся. Не то чтобы сидели и пьянствовали, нет. Была атмосфера фантастического радушия.

Ручонки липкие

Я двадцать лет не снимаюсь в кино. Ни одного нормального предложения. Я в хорошей творческой форме. Что это? Не нужны, видно, сейчас актрисы моего масштаба. Кого мне играть в сегодняшнем кино? Маму киллера? Сегодня интересен типаж с внутренними патологиями. Не тянет зрителя на настоящие чувства, на глубокую, без деформации любовь. А как переиначивают классиков! Порой Чехов с Островским себя бы не узнали. Помню, как Евгений Матвеев рассказывал: "Ты представляешь, Зина, меня уговаривают снимать "Грозу" Островского. Привезли в такие апартаменты, стол роскошный накрыли. Рассказывают мне, какой я замечательный режиссер, прочий мед не жалеют, потом говорят: "У нас одно условие: обязательно должен быть половой акт Катерины с Борисом". Я поднялся и ушел оттуда восвояси". Я верю ему, потому что он снимал другие фильмы.

Трудно ли красивой женщине достойно прожить жизнь в кино? Нет, совсем не трудно, просто врагов наживала. Вот и все. Скажу как на духу, почему я не снималась так, как хотелось бы, как я могла. Был такой Владимир Баскаков, кинодеятель, зампред Госкино. Так вот он как-то свои липкие ручонки пытался ко мне протянуть. Я ему отпор дала тут же. У меня дома дети, муж-красавец, я даже мысли допустить не могла, чтобы кто-то до меня дотронулся. Все, с того момента карьера моя в кино на долгие годы стала закрыта. Иногда давали играть какие-то унизительные рольки, и все. Спустя много лет режиссер Станислав Ростоцкий спрашивает: "Зина, а ты не знаешь Баскакова?" Я говорю: "Знаю, эта тварь пытался ко мне приставать". Ростоцкий признался, что в актерском отделе был список актрис, на котором вверху ручонкой этого деятеля был нарисован крестик. Была в том списке и моя фамилия. Крестик тот не на бумажке был поставлен, а в какой-то степени на судьбе актерской. Спасалась только концертами и встречами со зрителями, благо народ меня всегда любил и любит. От Бреста до Чукотки узнают и принимают - дай бог каждому.

В мужа влюбилась за его глазищи

Евгений Семенович Матвеев, царство ему небесное, взял меня в свои фильмы. Его картины "Судьба" и "Любовь земная" меня, можно сказать, воскресили. Матвеев тоже был ходок еще тот. Но быстро понял, что со мной этот номер не пройдет. Потом признавался, что стал уважать меня за это. Снимали в Обнинске, прихожу в гостиницу, а дежурная мне и говорит: "Зинаида Михайловна, зайдите в люкс такой-то, вас там сюрприз ждет..." Странно, подумала я. Какой может быть сюрприз? Да еще в люксе. Я жила в обычном номере. Открываю дверь - боже, стол роскошный накрыт, сидит мой муж Валера и мальчишки наши румяные, накупанные, счастливые такие мордахи. У меня слезы из глаз брызнули. Позвали Матвеева, он увидел наше счастье и все понял в одну секунду. За что я ему безмерно благодарна. Поэтому у нас и получились с ним замечательные картины. Все было честно и чисто. По-другому я не могу... А теперь Валерия нет. Одна осталась. Представь себе, уже одиннадцатый год я одна. У меня дети взрослые, у меня внуки, у меня правнуки уже. А у меня одиночество. Где они? Они отдельно живут. У них своя жизнь. Заезжают, звонят... Вон сколько времени мы с тобой сидим, никто еще не позвонил. Хотя дети у меня хорошие и любят меня, не забывают. А мой Валера мне не снится, почему - не знаю. Он у меня красавец был, спортсмен. Бабы голову сворачивали на улице, когда он шел. Он был очень образованный, начитанный невероятно.

Дом, дети были на нем, а я популярная артистка, ездила по стране, зарабатывала деньги, все доставала в дом. Тогда глагол был главный не "купить", а "достать". Никаких ревностей в жизни не было. Валера понимал, что двигатель в доме я. Так сложилось. У нас с ним любовь случилась с первого взгляда, я его в Грозном на съемках фильма встретила. Увидела эти глазищи и влюбилась. И он так же.

Гурченко - мой антипод

Нонна Мордюкова - по жизни это героиня не моего романа. Хотя я знаю, что она очень уважала мою Наталью, у нее даже портрет мой был, сестра Нонны рассказывала недавно об этом. Мне кажется, что у Нонны была какая-то ревность ко мне. Актерская.

Она мне говорила: "Тебе не надо петь..." Хотя я всегда имела успех. Советовала мне читать монологи Натальи и все. Но я же ей никогда не могла сказать: ты то делай, а это не делай... Это черта характера... Как-то показываю я Нонне фотографию своих сыночков. Чудесная фотография - две мордашки, Максимчик маленький и подросточек Тимочка. Она говорит: "Этот точно Валерка, а этот - крестьянская морда, как у тебя..." Сказала как плюнула. Я больше никогда не испытывала к ней никаких симпатий. Я боялась ее, если честно. Знала я другие случаи, когда могла она так изничтожить человека буквально ни за что.

Людмила Гурченко? Мы с ней учились вместе и дружили по молодости. У нее были какие-то черточки, схожие с Нонной Мордюковой. Люся обожала сладкое, я его терпеть не могла. Но ради подруги мы ходили в кондитерскую при ресторане "Прага", она наестся этих пирожных, но не заплатит. Платила я... Мелочь? Не спорю. Но люди из мелочей и сотканы. Когда к нам во ВГИКе подходили ребята, она сразу отпускала "шпильку" в мой адрес. Всегда какой-то сарказм, какая-то ирония в мою сторону сквозила... Мы расстались с ней на этой почве, из-за каких-то нюансов и неискренности.

Жаль, в Бога не верю

Вообще, я могу быть бойцом, когда дело касается моих незыблемых принципов. Как мы бились за наш Театр киноактера, когда его у нас отбирали новые хозяева жизни! Сейчас думаю, какая же я была наивная и глупая, советский человек. Верила, что главные в театре - это актеры и зрители. Но победили деньги. Мы с Танькой Конюховой спали на стульях в директорском кабинете театра, Римма Маркова нам в кастрюле еду приносила. Марина Ладынина, Клара Лучко с нами тоже бились за театр. Но не победили...Что хочет артистка Кириенко? Да что толку от моих хотений? Раньше, когда спрашивали меня на эту тему, я фантазировала. Сейчас? Скажу так, роль хочется сыграть такую, где я могла бы что-то сказать и что-то сделать. Сейчас уже разуверилась, получается, что нет в России героини для меня.

Честно скажу: я завидую искренне верующим людям, им легче жить и легче умирать. Недавно прощалась с Риммой Марковой, она была моя соседка, жила в доме напротив. Ужасно было видеть ее изболевшее лицо, понимаю, почему она не хотела панихид и шумных похорон. Зачем это все? Я Римму Васильевну запомнила смеющейся в тридцать два зуба, рука с сигаретой на излете... Думаю ли я о смерти? Гоню эту мысль от себя. Люди, которые истово верят, что здесь они временно, и верят в жизнь вечную. Я не такая. Не воспитали меня так, даже священнику исповедоваться не могу. ...Когда умирают известные артисты, то по телевизору сюжеты как из пулемета сыплются. Смерть стала информационным поводом. Невольно на себя все перевожу, думаю, умру, и про меня будут говорить. Ладно бы говорить, а то еще и наврут с три короба, а ты ведь уже не ответишь...

Досье "СОЮЗА"

Зинаида Кириенко родилась в Махачкале. После окончания школы училась в железнодорожном и сельскохозяйственном техникумах. Во ВГИК поступила только со второй попытки. Снималась в картинах "Тихий Дон", "Казаки", "Повесть пламенных лет", "Судьба человека". Лауреат государственной премии СССР, народная артистка России.

  • Расскажите об этом своим друзьям!