НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Кимильтейское братство

18 Октября 2013 г.

alt

У путевого обходчика станции Кимильтей Иркутской губернии росли сыновья: Николай, Анатолий и Владимир. Отец, Дмитрий Доронин, так и думал, что пойдут братья по его стопам: они уже работали на железной дороге. Николай — кондуктором, телеграфным мастером — Анатолий, слесарем в паровозном депо — Владимир.

Время перемен не обошло зиминских железнодорожников. В один из дней 1931 года в паровозном депо появился лозунг «Крепи родную авиацию. Комсомолец — на самолёт!» Рабочие в недоумении шептались, они, как и Владимир, в глаза не видели самолёта — знали понаслышке, что машина с крыльями и летает. Паровоз — другое дело, вот, рядом. Владимир завидовал парням, которые становились машинистами. Послесарив в депо, он сам подумывал о будущих поездках в этой роли.

altДоронина неожиданно вызвали в комитет комсомола, парень вытер ветошью промасленные руки и постучал в дверь с красной табличкой. За столом сидел весь актив, а солидный мужчина сразу начал разглядывать растерявшегося Владимира. Секретарь комитета после небольшой паузы сказал: «Направляем тебя, Владимир Дмитриевич, на учёбу в Московский авиационный институт на самолётостроительный факультет. В школе ты показал знания, работал у нас неплохо, жаль расставаться, но Родина зовёт. Доверие большое — не подведи. Может, к нам ещё вернёшься опытным инженером, — секретарь повернулся к мужчине, у вас есть вопросы к нашей кандидатуре?» «Всё понятно: я уже ознакомился с личным делом», — ответил незнакомец. Секретарь протянул Владимиру путёвку на учёбу.

Дома один отец не поддержал семейной радости: всю жизнь на дороге работали, она — кормилец и надежда.

Владимиру в то время шёл 21-й год.

…Доронин в Москве растерялся, и спрашивать пришлось на каждом шагу: «Где найти МАИ?» Нашёл. Прошёл собеседование, и был зачислен в группу «С11-36», получил и направление в общежитие. Владимира разместили в комнате на двух человек, сосед сидел за столом и читал книгу. Начали знакомиться.

— Владимир я, из Кимильтея — это возле Зимы в Иркутской области.

— Знаю я Кимильтей, в Куйтуне долго жил. Сам родом из деревни Заряновка, есть такая в Приилимье. Зовут меня Михаил. Ну, здорово, земляк! — Михаил протянул руку.

Так судьба свела знаменитых в будущем земляков Янгеля и Доронина.

Авиация с головой увлекла первокурсников, но Михаила интересовали не только самолёты, он много читал у Циолковского о межпланетных полётах и верил в фантастические идеи этого учёного. Янгель всегда делился прочитанным с Владимиром. Доронину было интересно, но непонятно: воображение не рисовало картин. Ему ещё трудно было осмысливать лекции в Институте: аэродинамика — вроде доступная наука, но Владимир возвращался к нелепой мысли: «Почему летит самолёт?».

Впереди были первомайские дни, и Владимиру хотелось пройти по Красной площади со своим вузом, но Михаил предложил:

— Махнём в Калугу к Циолковскому, когда ещё такого человека придётся встретить. Это будущее Земли, это — глыба.

Ну, как откажешь другу?.

…Парни стояли у палисадника дома Циолковского, но решиться открыть калитку не могли. Он сам заметил любопытных посетителей и появился на пороге. Константин Эдуардович давно перестал удивляться непрошеным гостям, к нему зачастила молодёжь, и это радовало старика. Приезжали отовсюду, а, значит, его идеи будут жить: есть продолжатели. Он поманил парней рукой, и друзья, затаив дыхание, шагнули в дом к гению...

Возвращаясь, ехали молча, под впечатлением встречи. Они получили благословение на будущую работу от самого Циолковского. Жители Калуги всё ещё считали земляка мечтателем и чудаком.

У Владимира после встречи появился новый взгляд на учёбу, приоткрылись какие-то горизонты, и нетерпение познавать неизведанное заставляло думать и дерзать.

Через десятки лет седой генерал-майор в отставке Владимир Дмитриевич Доронин подойдёт с букетом гвоздик к своей альма-матер, к бронзовой доске на фасаде с надписью «Здесь учился главный конструктор ракетно-космических систем дважды Герой Социалистического Труда Михаил Кузьмич». Отставной генерал положит цветы на снег под доской, смахнёт неожиданную слезу, вспоминая недавно ушедшего в мир иной друга и земляка, — память вернёт в общежитскую комнату, к моменту встречи с Циолковским, а после он потихонечку пойдёт в свою небольшую московскую квартиру.

Первое изобретение

На последних курсах друзья почти не встречались: Михаил не жил в общежитии — он уже женился и учёбу совмещал с работой в конструкторском бюро «короля истребителей» Николая Николаевича Поликарпова. Он взял Янгеля, заинтересовавшись его проектом «Высотный истребитель с герметичной кабиной». Поликарпов даже взялся руководить проектом.

Земляки встречались на ходу, и Владимир по-хорошему завидовал Янгелю, знал, что это — талантище, и старался в чём-то подражать Михаилу. Он стал мечтать о собственных изобретениях.

В 1936 году Центральный совет Осоавиахима объявил конкурс на создание прибора для автоматического раскрытия купола парашюта в заданное время. Доронин увлёкся идеей. В то время в Москве уже жили его братья: их направили учиться в институт инженеров железнодорожного транспорта. Владимир решил и братьев приобщить в конструированию.

Старший брат Николай снимал комнату, у него и собирались читать специальную литературу. На аэродроме общались с лётчиками и парашютистами, а когда почувствовали, что готовы — устроили в комнате Николая слесарку, а тот, посмеиваясь, говорил: «Мы с Анатолием теперь железнодорожники с авиационным уклоном».

Два года братья трудились над созданием прибора и предъявили его государственной комиссии.

Триста работ рассматривалось на конкурсе, а лучшим прибором признали изобретение братьев Дорониных, и в СССР появился первый в мире надёжный автомат раскрытия парашюта.

Известный лётчик-испытатель и парашютист Герой Советского Союза С. Н. Анохин (он первым прыгал с автоматом Дорониных) через годы дал оценку изобретению: «Маленькая серая коробочка, в которой заключался прибор, совершила настоящую революцию в парашютном деле. С этим прибором авиационные спортсмены, воины — десантники могли прыгать с любых высот, в самых сложных погодных условиях. Что бы с ними не случилось после отделения от самолёта, парашютный прибор Дорониных ППД-1 точно, секунда в секунду, раскрывал купол, обеспечивая благополучное приземление. За многолетнюю практику не было случая, чтобы прибор отказал в работе».

Братьев отметили премиями и призами, а Владимиру вручили медаль «За трудовое отличие».

Война ставит задачи

Николай и Анатолий по окончанию института получили направления на разные предприятия, а Владимир уже работал конструктором на одном из московских заводов, но творческое содружество братьев продолжалось.

В первые дни войны Владимир пришёл в военкомат с заявлением об отправке на фронт, но ему сказали: «Ваше место — на испытательном полигоне». Доронина зачислили в лётно-испытательный отряд воздушно-десантных войск военным инженером 3-го ранга, с ним направили и братьев.

Время на долгое обдумывание исключалось, перед изобретателями сразу поставили задачи: в короткие сроки разрабатывать и испытывать спецсредства для десантирования людей и боевой техники. Всё делалось в указанные сроки: сконструирована и опробована универсальная десантная подвеска УДП-500, предназначенная для транспортировки и сбрасывания грузов весом до полутонны, модернизировали Доронины подвесную систему десантных парашютов. Но самым интересным изобретением стал беспарашютный грузовой контейнер, и давалась стопроцентная гарантия, что он доставит на землю в целости и сохранности радиостанции, боеприпасы, медикаменты в любых упаковках — даже в стеклянных колбах. Этот контейнер пригодился для снабжения партизан. Неудивительно, что Владимира Доронина наградили медалью: «Партизану Отечественной войны», хотя он и не воевал в отрядах за линией фронта.

В самом начале войны Владимиру удалось сразу решить нелёгкую задачу, когда на вооружении Красной Армии появились противотанковые ружья. Огромная честь наших войск находилась в окружении, и бойцам нечем было сражаться с танками. Для доставки ружей мягкие парашютно-десантные мешки не годились. Братья придумали универсальные ремни-крепления для сбрасывания оружия прямо в заводских упаковках.

За годы войны Доронины разработали универсальный прибор для сбрасывания и автоматической отцепки парашютов при приземлении разных средств вооружения, в том числе 45-и и 76-и мм пушек.

На параде Победы гвардии инженер-майор Владимир Доронин прошагал в рядах сводного батальона воздушно-десантных войск.

В декабре 1945 года братьям вручили Сталинскую премию.

Годы высот и скоростей

В 1957 году Дорониных постигло горе: испытывая новую высотную систему парашюта, погиб Анатолий. Владимир с Николаем продолжали работать вдвоём над созданием спасательной системы для лётного состава реактивной авиации, новых парашютных приборов для десантников, для совершения прыжков из стратосферы.

Работы братьев ценили авиаконструкторы А. А. Архангельский и С. А. Левочкин, для которых братья создавали парашютные системы.

Испытатели парашютов Герои Советского Союза Юлия Антипова, Владимир Романюк, Евгений Андреев и Пётр Долгов с восхищением говорили о надёжности и безотказности парашютных систем Дорониных.

Владимиру Дмитриевичу присудили Государственную премию СССР, и вот судьба вновь свела его с Михаилом Кузьмичём Янгелем. Доронин стал работать в одном из КБ, разрабатывающем парашютные системы для спускаемых космических аппаратов, а Янгель в своём конструкторском бюро создавал космические средства доставки и работы аппаратов на орбите.

Готовился запуск первого в мире космического корабля с человеком на борту. Космонавт должен вернуться на землю живым и здоровым. Система отработана с собаками Белкой и Стрелкой. Но здесь должно быть без риска. С группой изобретателей Доронин создаёт парашютную систему для этого полёта.

За участие в осуществлении запуска первого космического корабля с человеком на борту и удачное приземление спускаемого аппарата, в парашютной системе которого применялся прибор Доронина, он был награждён Орденом Красной Звезды.

В 1968 году конструктору присвоили звание генерал-майора и заслуженного изобретателя России.

В конце семидесятых, несмотря на преклонный возраст, Владимир Дмитриевич много трудился и вошёл в историю развития отечественного парашютостроения.

Однажды корреспондент «Недели» спросил Доронина о характере сибиряка, и генерал-майор ответил: «Характер сильный у человека сметливого и здоровьем крепкого». Это, возможно, он сам о себе и сказал.

От автора: Кимильтей — уникальное село по числу родившихся и живших здесь знаменитых людей. Это братья Доронины и знакомый вам по нашей публикации Герой Советского Союза адмирал Владимир Николаевич Алексеев. Есть в Москве землячество бывших иркутян, там и встречались Владимир Дмитриевич с Владимиром Николаевичем. Они часто общались по телефону. Мне удалось в те годы побывать в гостях на московских квартирах уроженцев Кимильтея.

Другу Владимира Дмитриевича Доронина Михаилу Кузьмичу Янгелю нынче исполнилось бы 102 года. Он умер в день своего шестидесятилетнего юбилея 42 года назад. Янгель родился 25 октября и наша газета много рассказывала о главном конструкторе ракетно-космических систем.

Вот такими были наши знаменитые земляки.

  • Расскажите об этом своим друзьям!