НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Казак системы Станиславского

17 Апреля 2015 г.

14 апреля исполняется сто лет со дня рождения Петра Глебова. «Культура» вспомнила выдающегося актера с историком кино Сергеем КАПТЕРЕВЫМ.

культура: Петр Глебов сыграл в 45 картинах, но остался актером одной роли. Справедливо ли распорядилась судьба?

Каптерев: Не нам судить. Но в истории отечественного кино есть лишь один народный герой, выдерживающий сравнение с герасимовским Мелеховым — сыгранный Борисом Бабочкиным Чапаев. «Тихий Дон» железно, а отнюдь не сентиментально рифмуется с шедевром братьев Васильевых.

культура: Оба актера воплотили монументальные образы народных героев. А начинали в комическом амплуа — Бабочкин работал в ленинградском Театре сатиры, Глебов поступил в Оперно-драматическую студию Станиславского в 1935 году.

Каптерев: Константин Сергеевич и Глебовы были соседями по дачам, и старший брат Петра уже работал в студии. Но мастер выделял его из числа учеников — ценил типаж, легкость, азарт, внутреннюю свободу и что-то еще, о чем мы знаем до обидного мало. Глебов участвовал в последних постановках Станиславского — пел, показывал пантомимы, акробатические номера. Готовился к первой премьере в Оперно-драматическом театре, открывшемся лишь в 48-м — через десять лет после смерти художественного руководителя студии. В 1941 году Петр ушел добровольцем на фронт, был зачислен в зенитные войска, защищал Москву и вернулся на подмостки другим человеком. Но уроки Станиславского, конечно, не забыл. Студиец — особенный, лабораторный вид актера. Он участвует в эксперименте, который режиссер ставит прежде всего над собой, и — в случае успеха — вырастает в равноправного сотрудника, единомышленника. Герасимов, будучи не только постановщиком, но и прекрасным, штучным актером, разглядел в Глебове этот потенциал.

культура: Сделал ставку на человека из массовки. Рисковал?

Каптерев: И не разочаровался. Он был восхищен погружением Петра Петровича в образ Мелехова. Правда, с оговоркой: «Глебов — актер третьего дубля».

Вообще, Сергей Аполлинариевич был режиссером эпического склада. В 48-м экранизировал «Молодую гвардию» на руинах Краснодона. А спустя восемь лет решился на съемки полноцветной киноверсии романа, успевшего завоевать международное признание. Перенести на экран подвиг воспетых Фадеевым молодогвардейцев было мемориальной творческой задачей. Иное дело — противоречивый мятежный герой Шолохова, активно участвовавшего в съемках. К тому же Мелехова успел сыграть гениальный Андрей Абрикосов в фильме Ольги Преображенской и Ивана Правова 30-го года.

культура: Утвержденный на роль Глебов пришел к мэтру за советом и услышал: «Просто читай роман».

Каптерев: Герасимов видел перед собой ту же цель — сохранить шолоховский дух, избежать схематизма, максимально приблизиться к сложившемуся у поклонников книги образу. Нащупать компромисс между авторским видением и читательским восприятием. Ему нужен был малоизвестный, органичный в ансамбле актер, способный вытянуть три серии. Познакомившись на пробах, Герасимов пригласил Глебова покататься по Москве. Три часа колесили в авто, распевали на два голоса казачьи песни. Режиссер понял, что нашел не лицедея, а родственную душу.

культура: Глебов догадывался, что роль Мелехова сделает ему имя?

Каптерев: Несомненно. Преодолевая недостаток кинематографического опыта, героически выкладывался на площадке. Его успех признали коллеги и сам Абрикосов — они подружились. Впрочем, у Глебова не было врагов — никто не слышал о нем дурного слова, а родные, близкие и даже соседи обожали Петра Петровича. Щедрый, открытый, он был душой компании, любил охоту, исполнял романсы под гитару. О благородном происхождении не болтал, но характер не спрячешь. Поступая к Станиславскому, в графе «происхождение» написал: «Из дворян».

культура: Но все-таки переживал, что и после «Тихого Дона» карьера не складывалась. В 1960-м пришлось уйти из театра Станиславского, с кино тоже не везло...

Каптерев: Исключения — Половцев в «Поднятой целине» Александра Иванова, летчик в «Балтийском небе» Владимира Венгерова (обе картины — 60-го года) и гениальные пробы на роль Емельяна Пугачева для одноименной ленты Алексея Салтыкова (1978).

культура: Есть ощущение, что зрители отказывались видеть в Глебове кого-то, кроме Мелехова.

Каптерев: Так же, как и в случае с Чапаевым — Бабочкиным. Хотя между картинами Герасимова и братьев Васильевых дистанция огромного размера, они образуют единое силовое поле. «Чапаева» предполагали снимать как плакат. Но и фильм, и образ оказались гораздо масштабнее исходного замысла — белые, красные предстали равновеликими участниками монументальной исторической драмы.

«Тихий Дон», как любая великая книга, отражает прошлое ретроспективно и амбивалентно — Шолохов с Герасимовым выносят на передний план казачий быт, любовные перипетии, но большая история не уступает позиций, навязывает героям свою роковую волю. Народная драма превращается в национальную трагедию разрушающегося на глазах Русского мира. Величие Глебова в том, что он показал, как разлом эпох проходит сквозь душу простого человека. Расщепляя, но не уничтожая ее до конца.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!