НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Эльдар Рязанов и другие старики-разбойники

18 Декабря 2015 г.

Пышно хоронить наших киноклассиков мы умеем, а с уважением относиться к их творчеству так и не научились...

Недавно на 89-м году жизни от нас ушел выдающийся кинорежиссер, любимец нескольких поколений зрителей Эльдар Рязанов. Природа щедро отмерила ему таланта, здоровья, витальной энергии. В самый канун своего 80-летия Эльдар Александрович один за другим поставил два больших, сложных фильма — «Андерсен. Жизнь без любви», ставший, я считаю, еще одним его шедевром, и «Карнавальная ночь — 2», которая вышла на телеэкраны ровно 50 лет спустя после первой «Карнавальной ночи», что само по себе достойно быть увековеченным в Книге рекордов Гиннесса. А дальше в творческой судьбе режиссера наступила тишина...

Рязанов ждал звонков от продюсеров, чиновников Минкультуры, руководителей Фонда кино. Тем более что у Эльдара Александровича на столе лежал новый сценарий, с которым он был готов хоть завтра запуститься в производство. Но звонков не последовало. А ему самому в его возрасте и статусе ходить с протянутой рукой по офисам чиновников и банкиров было, разумеется, не с руки. Когда страна праздновала 85-летие Рязанова, его пригласили на Первый канал. И он с нескрываемой горечью, переходящей в ярость, говорил о том, что руководители нашего кино вычеркнули его имя из всех списков. И все, что он может сделать в этой ситуации, — это ответить им тем же: вычеркнуть их из своего сердца.

Последние годы жизни кроме неизбежных физических болячек были, конечно, отравлены у Эльдара Александровича еще и тяжелыми душевными переживаниями. Его отторгли от кино, от дела всей его жизни, хотя он еще чувствовал в себе немалый творческий потенциал. Об этой ситуации, кстати, он в свое время в присущей ему комедийной манере снял пророческий, как выяснилось, фильм «Старики-разбойники». Там тоже полные сил пенсионеры маялись, не зная, куда приложить свои мозги и руки. Вот в таком положении одинокого «старика-разбойника» оказался на старости лет и сам режиссер.

Впрочем, почему одинокого? Разве не схожие испытания выпали на долю другого нашего классика, к счастью, ныне здравствующего — Марлена Хуциева? Еще в 2003 году он запустился с фильмом «Невечерняя», рассказывающем о встречах двух гениев русской и мировой литературы — Льва Толстого и Антона Чехова. Когда режиссер снял и смонтировал примерно 80% материала, деньги закончились. Для того чтобы завершить фильм, нужно было еще примерно 1,5 млн долларов. Сущие крохи по сравнению с 50-миллионными бюджетами иных наших не самых удачных и насквозь убыточных фильмов. Но эти крохи режиссер так и не смог выпросить у Минкультуры.

В итоге картина остановилась на долгие годы. Я видел отснятый материал — он близок к гениальному. И это не только мое мнение, а всех, кто смог увидеть незаконченный фильм мастера. На фестивалях и спецпоказах его посмотрели уже тысячи людей. Среди зрителей не оказалось только тех, от кого зависит распределение бюджетных денег. К счастью для Хуциева, нашелся меценат, который благодаря прессе узнал об этой позорной ситуации и недавно выделил 90-летнему режиссеру недостающую сумму. И если позволит здоровье, Марлен Мартынович в скором времени закончит фильм. Но надо ли было целое десятилетие, по сути, издеваться над великим кинорежиссером? Неуже-ли своими фильмами «Два Федора», «Весна на Заречной улице», «Мне двадцать лет», «Был месяц май», «Июльский дождь», которые в свое время так трудно прорывались через цензурные рогатки, Хуциев не заслужил нашей признательности и благодарной любви? Не заслужил права закончить новый фильм?

А в какую унизительную ситуацию попал — уже посмертно — отважный фронтовик и прекрасный режиссер Петр Тодоровский, которого коллеги называли не иначе как «солнце нашего кино». Скромнейшего Петра Ефимовича похоронили с подобающими почестями, но вслед за тем чиновники Минкультуры вернули вдове классика Мире Тодоровской последний сценарий ее покойного мужа «Встречи на Эльбе» с издевательской формулировкой: дескать, «не соответствует исторической правде». И это было сказано о сценарии, который Петр Ефимович, по сути, списал со своей собственной судьбы, когда в 1945-м был комендантом небольшого немецкого городка близ Берлина...

Поняв свою оплошность, чиновники стали изобретать другие, более изощренные формы борьбы с беззащитным классиком и его вдовой. В итоге этих издевательств Мира Григорьевна продала свою квартиру и сняла фильм на собственные деньги. Он был показан на фестивале в Выборге, на него взволнованно откликнулась пресса. Но никому из руководителей нашего кино не пришла в голову мысль хотя бы задним числом извиниться перед вдовой и поддержать фильм в прокате. Они сделали вид, что такого фильма просто нет. Боюсь, в этой ситуации принципиально важная для нашего кино картина, рассказывающая об общей борьбе американского и русского народов против нацизма, едва родившись, канет в черную дыру забвения.

Я рассказал лишь о трех вопиющих случаях неуважительного, если не пренебрежительного отношения к мастерам нашего кино. На самом деле это не случаи — это система! Уже более 10 лет не снимает кино выдающийся кинорежиссер Вадим Абдрашитов — тот самый, что подарил нам «Парад планет», «Плюмбум», «Время танцора». Мастер уникального комедийного дарования Владимир Меньшов после того, как из-за нехватки денег был остановлен его фильм «Большой вальс», целиком переключился на актерскую деятельность. Аниматор Гарри Бардин, обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля и пятикратный лауреат «Ники», отчаявшись получить поддержку от Министерства культуры, свои последние фильмы снимает на народные деньги. С большим трудом пробивает новые проекты создатель «Ассы» Сергей Соловьев — его фильмы «Метафизика любви» о взаимоотношениях Тургенева и Полины Виардо и экранизация чеховского «Иванова» уже никогда не будут реализованы...

На все мои инвективы чиновники могут возразить: наша индустрия нуждается в обновлении крови, надо давать дорогу молодым, а ветераны свое уже сняли и могут терпеливо постоять в сторонке. А что касается Рязанова, то он, дескать, вообще в последние годы уже трудно ходил, плохо видел — о каком кино может идти речь?

Знаете, я совсем не против молодежи. И вместе со всеми радуюсь, что в лучшие годы примерно треть фильмов делают у нас дебютанты. Но я знаю и то, что свои самые великие фильмы — «Тристана», «Скромное обаяние буржуазии», «Этот смутный объект желания» — Луис Бунюэль снял после 70 лет. А знаменитый португальский режиссер Мануэл де Оливейра, умерший в возрасте 106 лет, снимал кино буквально до своего смертного часа. Свою «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах он получил в 100 лет. А затем сделал еще три картины...

А что касается слабого здоровья Рязанова, то я в этой связи только напомню, что свой последний фильм великий итальянский режиссер Антониони задумал: в инвалидной коляске. После перенесенного инсульта он был наполовину парализован, не мог говорить. Но хотел достойно завершить свой путь. И тогда, преклоняясь перед вкладом мастера в европейское кино, перед его несокрушимой волей, которая не была парализована болезнью, ему помог снять фильм «За облаками» его коллега и последователь, немецкий режиссер Вим Вендерс. По-моему, это прекрасный пример того, как и нам следовало бы относиться к своим национальным гениям.

По инф. trud.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!