НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Чхеидзе был уверен: две страны обязательно помирятся

07 Мая 2015 г.

2ros

7 мая в Тбилиси, в Дидубийском пантеоне писателей и общественных деятелей упокоится Резо Чхеидзе — классик советского кино, светлый и добрый человек. Режиссер картины «Отец солдата» скончался на 89‑м году жизни.

Для Грузии Чхеидзе был не просто великим кинематографистом, но в каком-то смысле и совестью нации. В опросе, кому грузины доверяют больше всех, проведенном несколько лет назад, он занял второе место после Католикоса-Патриарха Илии II. Предстоятеля Грузинской православной церкви считал авторитетом и сам режиссер. И очень любил цитировать: «Когда человек встает утром, до того, как поднимется солнце, он видит соседа».

Непростые отношения с главным соседом Грузии — Россией — для Чхеидзе, народного артиста СССР, были больной темой. Газете «Культура» батони Резо говорил: «Вся русская классика — от Пушкина до Пастернака — связана с Грузией. Возьмите грузинское кино: все наши выдающиеся режиссеры — вгиковцы. Одним из моих педагогов был Сергей Юткевич. У него есть книга «Контрапункт режиссера», которую он посвятил своему первому учителю по режиссуре Константину Марджанишвили. То есть Юткевича учил Марджанишвили, а потом Юткевич учил меня...»

Связь с Россией Чхеидзе не терял никогда — свое 80-летие, например, отмечал в Москве. Российскую визу ему тогда выбивал Иосиф Кобзон, звонивший для этого Сергею Лаврову. В 2009 году, когда режиссер приезжал в Москву, чтобы получить приз ММКФ «За вклад в мировой кинематограф», в Златоглавую он летел через Ереван — прямое сообщение между Россией и Грузией тогда прекратилось. Но Чхеидзе был уверен: две страны обязательно помирятся. «То, что происходит сегодня, — временное явление. Так не может быть вечно. Когда приезжаю в Россию, чувствую настрой русских, как они переживают, как ласкают нас: «Ну, как Грузия? Что изменилось?» Вот простой случай. Я озвучивал в Москве свой фильм на русский язык (речь идет о последней картине режиссера «Свеча с Гроба Господня». — «Культура»). Естественно, с русскими актерами. Так вот — ни один из них денег не взял... Ни в одной московской больнице, где я лежал, не взяли денег. Мы подходим в кассу платить, а они не берут...» — рассказывал патриарх советского кинематографа.

Свой путь в кино он начал с документальных лент, но настоящий успех пришел после картины «Лурджа Магданы» («Ослик Магданы») по хрестоматийному рассказу Екатерины Габашвили. Фильм стал первым художественным опытом не только Чхеидзе, но и его друга и соавтора — Тенгиза Абуладзе. Совместную работу двух будущих классиков на студии «Грузия-фильм» не оценили («Очередная картина, ну, там ослик — главный герой...» — иронизировал впоследствии Чхеидзе). Зато жюри Каннского кинофестиваля было другого мнения — «Лурджу Магданы» признали лучшим фильмом с вымышленным сюжетом. Так начался выход послевоенного советского кино на мировую арену. Спустя два года — в 1958‑м — «Золотую пальмовую ветвь» получит шедевр Михаила Калатозова «Летят журавли».

После «Лурджи Магданы» Чхеидзе снимет «Наш двор» с любимицей грузинской публики Сесилией Такаишвили в главной роли и начинающей актрисой Софико Чиаурели, для которой эта работа станет дебютом в кино. Затем Чхеидзе поставит еще несколько картин, пока его друг Сулико Жгенти, с которым они учились во ВГИКе, не покажет ему сценарий. «Он мне как-то говорит: «Я тут кое-что накалякал, может, прочтешь...» А у самого под мышкой какие-то бумаги, свернутые в трубочку», — вспоминал режиссер в неопубликованном интервью. Это «накаляканное» произвело на Чхеидзе такое впечатление, что он тут же решил снимать фильм.

Загвоздка была в главном герое — трагическом, но при этом вызывающем улыбку персонаже. Актеры героического амплуа не годились, комики — тоже... Выход нашелся случайно. «Зима, еду в троллейбусе по проспекту Руставели. Снег. Вдруг вижу за окном человека, который как-то необычно облокотился о перила и рассматривает витрину. Пригляделся — Серго Закариадзе. У него было такое интересное тело, пластика... И я сразу понял, кто будет играть в картине», — это из той же беседы с Чхеидзе.

Вот только находка режиссера студию «Грузия-фильм» не обрадовала. В главной роли видели какого-нибудь знаменитого красавца-киноартиста, а вовсе не великого театрального актера Закариадзе. Да и в сценарии находили «изъяны»: крестьянин-недотепа не мог олицетворять героический дух советского народа вообще и грузинского в частности. Наконец, после бескровных баталий, а главное — после смены руководства студии на роль был утвержден кандидат Чхеидзе. «Каждый актер мечтает о такой роли. Мне пришлось ждать этого счастья более 30 лет», — признался впоследствии Закариадзе.

После выхода картины Сергей Герасимов скажет о Чхеидзе: «Я еще раз убедился, что грузины рождаются с киноаппаратом в руке». Ленту признают самым пронзительным фильмом о войне. А сына Закариадзе Гурама станут именовать Годердзи — так звали в фильме солдата, на поиски которого отправляется отец. За эту роль актер получит Ленинскую премию и приз ММКФ. В кахетинском городке Гурджаани, откуда родом герой фильма, ему поставят 14-метровый памятник работы знаменитого скульптора Мераба Бердзенишвили. А когда Серго Закариадзе не станет, на прощание в его родной Театр имени Руставели вместе с толпами народа придут и военные — возложат траурный венок с надписью: «Отцу солдата от его сыновей»...

Что до Чхеидзе, то в историю грузинского кино он вошел не только как замечательный режиссер, но и как выдающийся организатор. В 1973 году он возглавил студию «Грузия-фильм». Именно во времена его директорства вышли ныне хрестоматийные «Мелодии Верийского квартала» Георгия Шенгелая, «Чудаки» и «Голубые горы, или Неправдоподобная история» старшего Шенгелая — Эльдара, знаменитые короткометражки Резо Габриадзе, «Древо желания» и «Покаяние» — два последних фильма из знаменитой трилогии Тенгиза Абуладзе... Чхеидзе руководил студией до 2006-го — то есть 33 года. Но спасти ее от развала оказалось не в его силах — при отсутствии финансирования сделать это было нереально. «Студии «Грузия-фильм», можно сказать, не существует. Там трудится, по-моему, 17 человек — вместе со сторожами. А в советское время работало две с половиной тысячи — это был целый город», — с грустью вспоминал режиссер.

Теперь вспоминать будут его самого — светло и благодарно.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!