НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-25-18-36-10
Известная певица Таисия Повалий уже несколько лет проживает в Москве, много гастролирует по России и участвует в различных проектах.
2024-10-26-18-01-15
Народная артистка СССР София Ротару на своей странице в соцсети опубликовала фото с кладбища. 23 октября певица посетила могилу мужа Анатолия Евдокименко, похороненного в...
2024-11-08-04-50-04---
Глава поселка Чернышевский в Мирнинском районе Якутии, Артем Ширшов, объяснил людям задержку в выплате зарплаты "запоем" бухгалтера.
2024-11-06-18-32-25
Юлия Барановская и Александр Гордон уже много лет работают вместе. Их по праву считают одними из лучших телеведущих на российском телевидении.
2024-10-28-04-10-18
Бывает, к сожалению, в жизни так, что дети решаются на самоубийство. И нередко потом к религиозным деятелям люди обращаются с вопросом о возможности отпевания таких...

Внуки разных экономик: как неравенство в стране влияет на воспитательный процесс

22 Февраля 2019 г.

Семья, детский сад, школа, институт – по традиции эта упрощённая система считается некой воспитательной цепочной для любого ребёнка, причём именно семья играет здесь самую важную роль. Родители, дедушки и бабушки заботятся о маленьких детях, стараясь привить им самые необходимые и полезные ценности. Но экономисты Фабрицио Цилиботти и Маттиас Дёпке решили добавить ещё одно звено в эту цепочку, которое лишь усилит волнение за детей и внуков: оказывается, принципы воспитания почти всегда стоят на экономической ситуации в каждой отдельно взятой стране.

rich and poor 47

Свою теорию экономисты расписали в книге «Любовь, деньги и воспитание». За первыми догадками Цилиботти и Дёпке далеко ходить не пришлось, ведь они заметили некоторые странности с воспитанием детей на собственном примере. Вспоминая, как о них заботились их родители, экономисты вдруг осознали – они сами придерживаются совершенно других принципов воспитания детей, не обращая внимания на опыт самых близких людей.

Более того, Фабрицио вместе со своей дочкой успел посетить немало стран, пока его ребёнок рос. И в каждой стране его собственные методы воспитания разнились настолько, что экономист решил найти причины столь серьёзных и необычных расхождений.

За основу понимания ситуации специалисты взяли главный вопрос экономики: почему люди совершают те или иные решения? Они исходят из своей выгоды, значит и в воспитании детей действуют те же законы. Разве что здесь выгода – это будущее счастье детей и их успешная жизнь.

К этому принципу специалисты добавили три подхода к воспитанию детей от психолога Дианы Баумринд. Авторитарные родители устанавливают жёсткий контроль и требуют полного подчинения, при разрешительном подходе родители, наоборот, позволяют ребёнку делать всё, а вот авторитетный стиль воспитания стал некой серединой – в этом случае родители влияют на ребёнка только с помощью логических доводов и рассуждений.

Взяв эти принципы на вооружение, исследователи поняли, что в основе воспитания почти всегда лежит показатель экономического неравенства в стране. Чем больше разрыв между богатыми и бедными, тем сложнее ребёнку добиться высокого успеха. Значит надо использовать в его воспитании наиболее жёсткий, авторитарный подход.

К слову, такой подход нередко можно встретить в Китае, США и России. В нашей стране проблема неравенства сегодня является одной из самых актуальных, а если сравнить современную Россию с Советским Союзом, то и вопрос воспитания становится более очевидным.

Сотрудник Института социологии РАН Лидия Окольская решила сравнить социологические опросы 1989 и 1999 годов. В обоих случаях людей расспрашивали о самых важных качествах, которые они хотели бы привить своим детям. В СССР экономического неравенства было крайне мало, вот и ответы родителей оказались более «расслабленными»: для кого-то была важна честность, для других – порядочность и любовь к дому. Эгоистичные качества для экономического успеха в советское время находились на последних позициях в родительских умах, ведь они и так знали, что их дети смогут добиться успеха. В таком случае можно дать ребятам больше свободы, а не наваливать на них бесконечные требования и ограничения.

С крушением социализма ситуация изменилась кардинально. Люди всё чаще хотели взрастить в своих детях умение добиваться своих целей, желали помочь им «занять видное положение» в обществе. С приходом капитализма и серьёзного неравенства в обществе у родителей появился страх: «А вдруг мой ребёнок не сможет добиться успеха в жизни?». Вместе с этим страхом изменились и принципы воспитания. С советского «разрешительного» они перебежали на российский «авторитарный».

В то же время, замечают экономисты, подход к воспитанию сильно зависит от того, какое место родители занимают в неравноценных слоях общества. Родители среднего класса наверняка прибегнут к авторитетной модели поведения, ведь они могут дать своему ребёнку возможности для обучения, чтобы отпустить его во взрослую жизнь подготовленным.

В бедных семьях родители считают, что они ни на что повлиять не способны, так что прибегают к более свободной модели воспитания. В итоге дети остаются сами по себе и пытаются пробиться в мир успеха без помощи своих родителей.

Авторы исследования подчёркивают, что родители не могут избавиться от экономических оков воспитания. Всё дело в банальной необходимости, ведь порой родителям просто-напросто приходиться жёстко воспитывать своих детей, чтобы силой преодолеть все экономические преграды.

  • Впрочем, назвать эту теорию абсолютной нельзя, так что всегда найдётся немало исключений в правиле. К тому же эффективность любого подхода к воспитанию будет зависеть и от таланта самих родственников ребёнка. А свой шанс на успех в будущем может получить каждый, причём у молодых сейчас появилось гораздо больше перспектив. В США, Азии и даже в России миллионеры потихоньку молодеют, забирая ветку первенства у пожилых капиталистов. Кто знает, может и ваш внук сможет оказаться на гребне технологической волны и покорить целый мир своими инновационными идеями.

  • Расскажите об этом своим друзьям!