Гаджетомания: как вернуть внукам интерес к реальной жизни? |
Дмитрий КИСЕЛЁВ |
10 Сентября 2022 г. |
Первого сентября в школы России пошло более семнадцати миллионов школьников, из них два миллиона малышей. Бантики, прически, нарядная форма, рюкзачки за спиной. Взволнованные, слегка испуганные, они идут в классы, начинают знакомиться с одноклассниками, с первой учительницей… Мое школьное детство осталось в далеком прошлом, но я до сих пор помню и это волнение, и ту робость, и те первые знакомства. Вот еще вчера – свобода, с утра до позднего вечера – игры на улице, рыбалка, походы в лес, вместо обеда – ломоть хлеба, присыпанный сахаром, тайком уведенный у мамы из-под рук и съеденный на бегу. Родители допоздна не могли загнать нас домой. А вот сегодня, умытые и причесанные, непривычно нарядные, мы, волнуясь, стоим на общешкольной линейке, а потом заходим в классы, еще пронзительно пахнущие свежей масляной краской, садимся за парты, входим в новую жизнь, пока еще такую непонятную, но волнующую и интересную… Да, в то время у нас еще не было ни планшетов, ни телефонов, ни ноутбуков, и писали мы в первые дни карандашами и только через некоторое время перьевыми ручками и чернильницы-«непроливайки» носили с собой… Но от этого наша жизнь не переставала быть насыщенной и интересной! Всё было по-другому, не изменилось лишь одно – вот это первое волнение при встрече со школой и главная ее задача – не просто дать знания, но и научить основам жизни в коллективе, научить дружить и быть ответственным за свои поступки. Сдается, что в нынешние компьютерные времена эта задача весьма усложнилась, а главным учителем и наставником становится интернет. Ну, где соревноваться учителю с цветными яркими картинками на экране смартфона! На днях наблюдал картинку в нашем дворе: две бабушки о чем-то оживленно беседуют, сидя на лавочке, умильно поглядывая на играющих недалеко от них троих ребятишек лет шести-семи. Лежа на травке, они, не глядя друг на друга, увлеченно тычут пальчиками в экраны смартфонов, лишь изредка перекидываясь парой слов. Они не шалят, не кричат, не бегают, не дерутся. Тишина, покой. Ну, что еще надо счастливым бабушкам! Им хорошо – никто не докучает, не лезет с вопросами, не просит внимания, и в тоже время под присмотром! Но эту идиллическую картинку напрочь разбивает мысль, что дети-то не ЖИВУТ! Они почти не двигаются, не общаются друг с другом, не носятся по площадке, не гоняют мяч, расходуя положенный в этом возрасте запас энергии, не интересуются миром вокруг них. Все их внимание сосредоточено на том, что мелькает на цветных экранах гаджетов. Они целиком поглощены созданным кем-то неправдоподобно ярким миром, с выдуманными героями, динозавриками и приключениями. И этот искусственный мир далеко не всегда учит доброте и справедливости… Ни в коем случае не собираюсь критиковать все эти электронные устройства и интернет! Но при этом нельзя, думается, забывать, что чем полезнее и функциональнее вещь, тем больше у нее побочных эффектов. И уже сейчас специалисты-психологи всерьез обеспокоены массовой зависимостью детей от планшетов, телефонов, компьютеров. Эдакой гаджетоманией. И не от того ли у нас уже сейчас едва ли не 70 процентов детей к десятому классу страдают дефектами зрения?! Не так давно ученые Америки, Великобритании, Китая и России провели эксперимент – попытались ограничить время пользования гаджетами от 8 до 24 часов. И выяснилось, что подавляющее большинство ребят не смогли провести это время без своих электронных «друзей». Более того, у них наблюдались тревожные симптомы: растерянность, депрессия, агрессия. Некоторые испытывали состояние, подобное ломке. Китайские врачи приравняли зависимость от современных устройств к клиническому расстройству личности. Но родители, порой сами того не желая, увлекают ребенка в виртуальный мир, покупая ему разные новомодные электронные игрушки. По принципу – пусть будет как у всех! Они не стремятся увеличивать круг интересов ребенка, редко подталкивают его к творческим занятиям, а главное, не учат видеть реальный мир! Многие предпочитают видеть своего ребенка удобным, тихим, не отвлекающим взрослых от их дел. В итоге вырастает гражданин, для которого виртуальный мир едва ли не важнее реального. С каждым годом количество молодых людей, которые часами, сутками сидят перед мониторами или не выпускают из рук мобильники, растет все больше и больше. Дети перестают учиться, забывают поесть и поспать. И это вызывает тревогу и у учителей, и у врачей. Во время соцопроса на эту тему, проведенного несколько лет назад в России, 80 процентов респондентов высказались за категорический запрет гаджетов в учебных заведениях. Сегодня сделан, как мне кажется, только первый шаг – запретили ученикам пользоваться смартфонами во время уроков. А может, стоит ограничить пользование ими и в неурочное время? Не знаю, но уверен, что искать баланс между новыми технологиями и здоровьем детей наверняка придется. Если мы хотим вырастить здоровое психически и физически поколение… Еще на эту немаловажную тему:
|
|