ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

Время без героев?

Изменить размер шрифта

alt

В пресс-центре ИА "Росбалт" состоялось очередное заседание экспертного клуба, посвященное поиску ответа на вопрос, кого сейчас можно назвать героем нашего времени. Конечно, к XXI веку россияне зачерствели еще не полностью, поэтому по-прежнему жертвуют здоровьем и жизнью ради других людей. Но такой героизм не находит отклика в сердцах широких слоев общества. Попытки власти сформировать представление о том, каким должен быть "настоящий герой", не увенчались успехом. Ведущий заседания культуролог Андрей Столяров полагает, что власть и не пыталась достичь такой цели, а социолог Мария Мацкевич отмечает, что усилия предпринимались, но они пропали втуне.

По словам Андрея Столярова, есть три группы героев: герои контркультуры, официальной культуры и реальности. Все они должны присутствовать в любом обществе, "чтобы сохранялось динамическое единство". Однако, по мнению эксперта, один из таких типажей в современной России отсутствует, что говорит "об экзистенциальном кризисе власти".

В советский период официальными героями были, например, Стаханов или Чкалов. Проблемы в полной мере проявились уже в период позднего СССР. "Тогда власть прилагала гигантские усилия, чтобы создать героев нашего времени, например, из строителей БАМа. И ничего не получилось, — вспоминает Андрей Столяров. — Сейчас даже не пытаются. Социальная среда остается резко асимметричной".

Политический психолог Александр Конфисахор тоже вспоминает советские времена: "В 50-60-е годы шел спор, кто герои — физики или лирики. Но страна завидовала персонажу Баталова из фильма "9 дней одного года". В 60-80-е героями времени стали космонавты, военные. В 90-е — триада "бандиты, банкиры, проститутки".

По мнению Конфисахора, чтобы понять, кто является образцом для подражания сегодня, надо сделать две вещи. Во-первых, посмотреть телевизор. Правда, телегерои носят в большей степени негативный и разрушительный характер. Второй, более объективный, с его точки зрения, показатель "героев здесь и сейчас" — это конкурс в высшие учебные заведения.

"На какие специальности 100 человек на место? В академию госслужбы. Плюс творческие специальности — этих певичек как собак нерезаных. Юристов все-таки "прижали" — официантом с таким дипломом как-то не очень корректно работать. А вот тех, кто техническими специальностями хочет овладеть, естественные науки изучать, мало. Они не являются героями нашего времени", — отметил Александр Конфисахор.

Старший научный сотрудник Социологического института РАН Мария Мацкевич обращает особое внимание на концентрированность общества на гедонизме. По ее мнению, ориентиром сейчас является человек успешный, а бизнесмены и чиновники — это лишь воплощение тех людей, которые в наше время имеют возможность хорошо жить.

"Ориентир на образец, не включающий в себя никаких принципов, никаких ценностей. Мой тезис в том, что сегодняшнее время — это время без героя. Более того, героизм даже подозрителен. В начале лета был случай, когда молодой человек спас двух тонувших девушек. Норода было много, но никто не бросился их спасать. А он сам не умел плавать, но решил это сделать и погиб. В результате ему не только не было отдано никаких почестей — чиновники стали говорить, что он то ли какой-то нелегальный мигрант, то ли кавказец. Самое просто объяснение, что человек просто пожертвовал собой, помог человеку в беде, просто им в голову не пришло", — полагает Мацкевич.

По мнению социолога, власть честно старается внедрять в головы согражданам принципы участия и помощи ближнему. Она привела в пример программу "Настоящий герой", которая выходила в эфир во время губернатора Валентины Матвиенко. "Но после эфира ее участники, которые совершили безусловно хорошие поступки, не стали известными. Эта программа ни для кого, кроме ее участников, смысла не имела. После того, как этих людей восславили на официальном канале, школьники и студенты не стали им подражать", — вспоминает она.

Другие эксперты "Росбалта" точку зрения о "безгеройности времени" отвергли. Кандидат психологических наук Татьяна Чеснокова назвала даже персоналии блогеров, которые выступают за пропаганду заповедников или организуют волонтеров на уборку мусора.

"У нас острый дефицит доброты и доброжелательности, но добро должно быть деятельным. Еще одни показатель — деньги не должны являться главной ценностью", — так описала свое видение Татьяна Чеснокова.

По поводу того, можно ли считать героями известных блогеров, тратящих время на некий гражданский активизм, разгорелась дискуссия. Александр Конфисахор весьма жестко отозвался о людях, которые направляют свои силы и время не на профессию. Впрочем, его формула героя профессиональных навыков напрямую не касается. Для Конфисахора герой — это "человек, готовый пожертвовать своим благополучием, здоровьем и жизнью ради высших ценностей".

Конечно, эксперты не могли не обратиться к западному опыту. Оказалось, что он россиянам все же не по душе. Мария Мацкевич вспомнила фразу героя кинофильма "Обыкновенное чудо": "Каждый день к 9 утра я должен идти в мой магистрат. Я не скажу, что это подвиг, но вообще что-то героическое в этом есть".

"Для западных стран главным героем является человек нормальный, живущий достойно. Это не герой с точки зрения чего-то выдающегося, это человек типический. Но попытки нашего общества двигаться в эту сторону встречают довольно сильное сопротивление. Наши люди говорят: "Ну это же скучно", — пояснила она.

Вот и получается, что, с одной стороны, россияне не склонны к подвигу и стремятся к жизни чиновников и бизнесменов, которая кажется им сытой и беспроблемной. С другой — каждодневная упорная работа, которая является обратной стороной размеренного западного мира, многим россиянам тоже не по нутру. И в такой незолотой середине пребывают все сферы российской действительности. Неудивительно, что удвоение ВВП благодаря росту производительности труда в России так и не случилось.

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!