НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Внукам — «об этом»: можно ли и без ханжества, и без разврата? Можно!

29 Декабря 2019 г.

Вопрос о сексуальном просвещении в школе пребывает в нашей стране в «подвешенном состоянии». Разговоры идут десятки лет, конкретного решения так и не принято, и об этом уже как-то постепенно стали забывать: в конце концов, люди как-то сами учатся любви и плотской, и неплотской.

Внукам — «об этом»: можно ли и без ханжества, и без разврата? Можно!

Но время от времени вопрос «всплывает». Так, на днях министр просвещения РФ Ольга Васильева на вопрос РБК ответила: «Я бы хотела родителей призвать к очень простой вещи: разговаривайте со своими детьми о сексуальной культуре. Разговаривайте соизмеримо возрасту и изменившейся возрастной ситуации в том числе». Вести такие разговоры, по словам министра, нужно «вдумчиво и планомерно», и «с любовью к семье».

Васильева добавила, что с трудом может себе представить, как она отдала бы своего ребенка в школу «и там бы просила учительницу говорить о сексуальном воспитании». Она также напомнила, что в старших классах подросткам рассказывают о ВИЧ, но это не связано напрямую с сексуальной культурой.

В то же время, известные педагоги и сексологи не согласны с тем, что науку страсти нежной надлежит оставить исключительно в родительском ведении.

Заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ Александр Асмолов напоминает, что даже в поздние советские годы в школе был предмет «Этика и психология семейной жизни». В котором, правда, секса как такового не было, но «в старших классах дети так или иначе с знакомились с основами семейной жизни и понимания людьми друг друга».

«Как только ту или иную тему мы делаем „табу“, так включается психологический феномен запретного плода, который всегда сладок, — подчеркнул эксперт. — Поэтому вопросы „половой социализации“ невероятно важны. И ключевой вопрос: кто является источником информации?»

Просто сказать «Пусть все решает семья», по мнению психолога, было бы неверно. «Проблемы воспитания и понимания, связанные с такой великой вещью человечества, как любовь, должны освещаться в разных курсах, — заметил Асмолов. — Безусловно, от родителей уникально много зависит. Но нельзя перекладывать освещение серьезнейших вопросов только на родителей. Это серьезный риск. И нужен родительский всеобуч, как тактично рассказать об этом ребенку».

Как сообщил директор Центра образования № 109 Евгений Ямбург, в его знаменитой школе соответствующий курс ведется. «Есть замечательный Институт акушерства и гинекологии, его подготовленные специалисты блистательно лекции читают у нас, отдельно мальчикам и девочкам. Умеют в доступной форме подросткам это передать, не вызывая ни жлобства, ни сарказма. И доверительно, и ребята говорят спасибо».

«Поскольку мы имеем дело с довольно ранними сексуальными дебютами, с большой угрозой СПИДа, конечно, этим должны заниматься профессионалы. Не каждый учитель это может, — отметил Ямбург. — Но и многие наши родители сами не очень готовы этим заниматься. Это нельзя пускать на самотек».

По поводу тупиковой ситуации с сексуальным просвещением в России Евгений Ямбург заметил: «С одной стороны, это наше вопиющее ханжество до сих пор. А с другой стороны, когда у нас стали в голом виде заимствовать западный опыт, это было сделано достаточно „топорно“. В начале 1990-х годов перевели голландский учебник, название которого вызвало шок: „Твой друг — презерватив“. Это был такой взрыв! Так тоже нельзя — ну, а дальше сами понимаете, что началось. Жить в мифах нельзя, надо прямо и честно смотреть на вещи и на вызовы времени отвечать».

«На мой взгляд, эта сказка про белого бычка крутится у нас в стране уже ровно 23 года, — заметил доктор медицинских наук, профессор, президент Национального института сексологии Лев Щеглов. — В 1996 году еще был объявлен тендер на программу сексуального просвещения. Но потом было сказано: „Чуть-чуть подождем!“. И вот — 23 года ждут».

По мнению Льва Щеглова, просвещение в любой сфере, а тем более — в столь важной, всегда лучше, чем невежество. Эксперт напомнил, что в тех странах, где есть сексуальное просвещение, гораздо ниже статистка сексуальных преступлений, насилия, незапланированных беременностей, абортов и заболеваний, передающихся половым путем. Это факты, зафиксированные Всемирной организацией здравоохранения, но везде есть люди, желающие факты игнорировать.

«Да, в идеале этим могли бы заниматься родители, — подчеркнул Щеглов. — Но разве министру неведомо, что добрая половина родителей сама невежественна в этом вопросе, а 20-30% семей „зажаты“, и дети никогда не пойдут с мамой и папой на эти разговоры. Можно вспомнить процент матерей-одиночек, которые могут максимум поговорить об этом с дочкой, но вряд ли с сыном! А сколько семей неблагополучных, алкоголизированных, состоящих на психиатрическом и наркологическом учетах».

Профессор Щеглов категорически отверг страхи, что уроки сексуального просвещения станут в некотором роде «приглашением попробовать», и что сексологи, мол, призывают смириться с подростковым сексом. «Никто из профессионалов этого не утверждает, — подчеркнул эксперт. — Если меня будут обучать правилам семейной жизни, предохранению от болезней, рассказывать, что такое мальчик и что такое девочка, этим меня не приглашают к добрачному сексу. Работая с десятками тысяч людей, я знаю, что среди нормальных людей есть запрос на то, чтобы просвещение было и в этой сфере. А вот воспитание — это уже дело родителей».

Курс сексуального просвещения, по мнению Щеглова, в идеале должен быть продолжительным и начинаться с младших классов. «Речь о том, от чего обычный обыватель не может отстроиться. Ему кажется, что сексуальное просвещение — это рисование на доске половых органов, рассказ, как рождаются дети, — отметил эксперт. — Это так, но сначала это разговоры о семье, о ролях в семье, о родителях и детях. Об анатомии и психологии, о чувстве любви, ответственности, в том числе юридической. А потом уже, годам к 15, непосредственно и о безопасном сексе, избегании нежелательной беременности, профилактике абортов и т. д».

Минимальный же курс вполне можно было бы организовать в течение нескольких недель. Преподавать данный предмет должны не учителя (но и не родители), а школьные психологи. Уровень современного города позволяет собрать их на соответствующие семинары, что не потребует больших усилий и затрат.

  • А что думает наш пожилой читатель? Есть ли позиция по этому вопросу в семьях, где растут ваши внуки?

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!