НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Вглубь степей, долин и веков...

03 Сентября 2015 г.

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2015/3-09-putechestvie как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

Цель моего нынешнего вояжа – попытаться настоящим автостопом проехать вглубь Средней Азии, побывать на родине своих предков, посмотреть на тамошних людей, понять суетность мира. В этом наши интересы (к путешествиям, к природе, к полузаброшенным её местам, к людям из глубинки) совпали с ещё одним «бродячим путешественником» – г-жой Петрой, известной немецкой паломницей с Ольхона. На острове Петра уже в 12-й раз, минувшей зимой обитала там и писала книгу об Ольхоне. В это время я прожил у неё целый месяц. И мои рассказы о казахской степи и моей бабушке, выходце из казахстанских немцев (книга о ней вышла в Германии), настолько заинтриговали Петру, что она решила присоединиться к моему ежегодному путешествию куда-либо. Тем более что моя попутчица из Германии тоже одержима путешествиями: ежегодно она совершает вояжи по нашей и не только стране. Её взрослые дети не совсем её понимают – зачем она постоянно ездит в Сибирь? Да это и немудрено: когда вам под 70, и ваша жизнь, по крайней мере, с российской точки зрения как бы завершена, а у вас дома пять внуков, то.... Тут бы все это осудили. А там всё же немного понимают. Но родные просто не представляют, в каких иногда условиях путешествует их мама и бабушка...

Зелёная долина Ингурёк

Наш путь лежал через Алтай. А Алтай для меня – ещё одна родина. Там всегда можно «за так» или лишь за упоминание о них в любой периодике воспользоваться гостеприимством местных жителей, пожить у них в гостях, попросить совершить туры в горы. Как было Петре не показать Алтай? Это же для неё настоящий подарок!..

Квартируем мы в бывшей церкви. Еще дореволюционное здание на вид выглядит не старше, чем более современные постройки 40-летней давности. Место намоленное и создано по тем традициям и теми людьми, которых уже нет. И сам дух этого места и этого дома такой явный, что никакие перемены его не смяли. Это самый последний храм в республике Алтай из сохранившихся с той поры. Иные церкви все разрушены.

Мой гостеприимный друг Валера Кудинов по приезду накормил нас с Петрой пельменями, а на закате мы... встречали коров. Стадо голов в пятьдесят само подошло к воротам фермы и ждало зова хозяина.

Досуг наш в доме-храме был крайне неприхотлив: утренний чай, завтрак, мне – турник, совместные посиделки у дома на солнцепёке. Простое лицезрение природы – лугов и гор и самоощущение себя в этом. Здесь жизнь замирает, она становится углублённо-осмысленной: остановка и обретение покоя.

Поговорив о том о сём, вскоре собираемся на боковую – утром у нас важная и интересная поездка в долину Ингурёк.

Утро здесь чарующее: луга под тонкой кожицей росы, а солнце – просто праздник души. Чтобы попасть в долину, надо преодолеть одну реку и... 29 переездов через неё. Мостов почти нет: одни строятся, другими просто опасно пользоваться. Поэтому путь длиной в 35 км занимает у нас в кузове ГАЗ-66 не менее трёх часов.

Сама дорога сюда – отдельная эпопея. Тряска, как в бетономешалке, – камни и звук металла, который, того и гляди, сведёт с ума своим скрежетом. Как на такой дороге не разваливается машина, непонятно... Мы сидим, как зайцы в лодке деда Мазая, боясь привстать, широко расставив ноги, и даже за борт не очень жёстко держимся: иначе рывок – и руки буквально выбиваются из суставов. Но весело!

Внезапно Валера останавливается на переправе и говорит: «Чаю будете?» В других условиях мы с Петрой отказались бы, но тут надо и искупнуться, и снять стресс от дорожной тряски. Мы тут же окунаемся в горную речку, она оказывается вовсе не такой ледяной, как реки Байкала. И мы после купания, как бывалые охотники, сидим на свежем срубе мостового основания и радуемся жизни.

Петра в своё время бывала на вулканах Камчатки и Италии, в горах Тянь-Шаня и на берегах Байкала. Уговорить её сесть в кабину газика мы с Валерой так и не смогли. Равно как и ночевать в домике – только на траве. Никакие доводы о росе и дожде не помогли. Она очень любит природу. Жаль, говорит, что во всей Германии не осталось ни одного нормального живого села без всяких благ цивилизации. А вот все наши ожидания об обратном сбываются здесь, на Алтае: нам даётся право пожить в горах в затерянном во времени мире. Вот на стенах нашего уже другого, нетронутого временем и людьми жилища, – портрет Леонида Ильича Брежнева, флаги всех 16 Советских республик с вечным и незыблемым «Слава Союзу Советских Социалистических Республик!». Прямо над изголовьем моей кровати – роскошный флаг на бордовом бархате с вышивкой в палец толщиной капроновым барельефом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Всё это, ставшее сейчас перед нами с такой реальностью, каким-то немыслимым образом перекликается в наших жизнях и судьбах: Валера служил в своё время в ГДР, в Ютерборбурге, Петра родилась в городке Радебойл, а я вырос среди казахстанских немцев, которые тоже все до одного сейчас в ФРГ. Но все мы ныне в горах Алтая. Много общего и ещё больше возможностей делиться новым и помогать друг другу узнавать мир ближнего.

– Сейчас завтракаем и идём ковать коня! – говорит Валера, – потом едем на лошадях в урочище Туру. Петре это по душе: она любит животных, много возилась с ними по всем зоопаркам мира, работая когда-то там. И поныне катает детей на пони в центре Дрездена. Её стремление ухаживать за животными сбылось и здесь, на Алтае: она выкормила с рук не ходящего телёнка. Это стоило ей и мне немалых потуг: поднимать маленького бычка на ноги и кормить его из соски.

Её взрослые дети, как я уже говорил, не очень хорошо её понимают, зачем ей такой экстрим, такие дорожные трудности. Тем более, как я её предупредил, отсюда с Алтая мы едем автостопом в самую глубь Средней Азии – в Казахстан, Кыргызстан и так далее. Ну, ничего! Мы люди нетребовательные: нам – минимум комфорта и благ, максимум – людской теплоты, и мы в любых условиях, как дома. Ещё отъезжая из Иркутска, я написал своим знакомым, что меня в Куйтуне приютили (с застольем, ванной, ночлегом!) случайные попутчики-таджики. Невероятно? Но факт! Если ты открыт миру и искренне движешься навстречу людям, тебе всегда помогут. А поутру особенно было удивительно узнать, что их близкий друг и земляк на Ольхоне – также и мой друг. И именно в его домике я и живу уже третью весну абсолютно бесплатно, просто как свой. Мир полон таких тесных невидимых связей, что порой просто диву даёшься, если чуть-чуть углубиться в это.

Ручейки и коровки

Так получилось, что ручьи здесь в это лето из-за жары в массе своей пересохли. И мы с Петрой, как дети, ходили смотреть и мерить ручьи в высокогорье – за много километров вглубь тайги. Презрев комаров и возможных медведей, двигаемся короткими переходами вдоль пересохшей реки в царство тайги. По петляющей дороге, пробираясь сквозь заросли травы среди сопок с лесами, купаясь в ледяных ручьях, ты, как в детстве, вдруг становишься как бы одним целым с окружающим тебя миром. И так длится час, два, три – пока природе не надоест играть с тобой и она не отпустит тебя восвояси. С виду вроде блажь, полная бессмысленность, но радость от этого единения – огромная.

Такие простые радости здесь повсюду вдохновляют тебя: утренняя помывка в ручье, баня и носка воды в неё, колка дров и топка печи – всё это, как первооткрытие, не забывается. Как, например, посиделки и чайные церемонии за цельнодеревянным столом на массивных табуретках из бука. Но особой песней бывает вечернее возвращение домой стада коров, как полагается, «с песнями и плясками», тихо, без громкого выражения своих эмоций, они не возвращаются домой никогда...

... Когда-то здесь была маралья ферма. Но маралов давно нет, как давно нет здесь и электричества. Только коровы и кони. И люди, естественно. Валерий раньше держал и кур, и кроликов. «Сейчас, – говорит, – не морочусь». Тишина, спокойствие, безлюдье. Разве что редкие туристы приедут сюда «за туманом и за запахом тайги» – тогда да, их надо на конях возить и по окрестностям водить... При нас приехали два отца семейства со своими юными дочерьми. Отцы, дети, кони – все в горы. Прогулка на Караколы, купание и катание там на снежных горках (в июльскую-то жару) – это что-то!

В конце – всеобщий отъезд от Ингурёка на ПАЗике, когда все радостные и довольные возвращаются домой. Харизма отцов явно блекнет на фоне радости детей, обновлённых трёхдневной горной прогулкой и массой новых впечатлений: ну, например, каким образом ведётся хозяйство, и как коровы и кони сами пасутся и самостоятельно же возвращаются в стойбище. Разве для современных детей это не чудо? А ведь был случай, когда потерянный было табун лошадей вернулся в стойбище после двухлетнего отсутствия...

{gallery}TXTS/2015/3-09-putechestvie{/gallery}

Берега Балхаша

С Астаны мы с Петрой доехали до г. Балхаш на рейсовом автобусе за день. Попутчиком оказался неравнодушный 15-летний парнишка Ильяс, что ехал с недельного столичного променада домой. Мало того, что он довёз нас на такси до городского пляжа, так ещё угостил назавтра домашними снадобьями и питьевой водой.

На пляже в первый вечер мы взяли у местного рыбака пару сазанов и сварили уху. Воду для неё и чая брали прямо из озера. Правда, потом местные жители приходили посмотреть на нас как на экзотику: за пляжем день и ночь дымят разными цветами с десяток труб – металлургия Балхаша.

Тут надо заметить, что на озере нас стали посещать удивительные люди-видения (может, это после ухи и воды?). То парень, уборщик камыша, в цветном спасательном жилете, желающий уехать в Россию по программе переселения, то харизматичный мужичок-блондин с орлиным профилем, чем-то неуловимо похожий на попугая Кешу из мультика, вспоминал, как по молодости он служил на Кубе. Или две маленькие девочки-блондинки, по виду настоящие ангелы, ставшие впоследствии нашими друзьями. Обе они из многодетных семей, обе с сожалением говорили, что выросли без отцов и вскоре уедут отсюда с семьями. Нет, не в Европу, в Россию. А потом ещё две девицы-студентки побывали на нашем с Петрой стойбище и проявили какой-то нездоровый интерес к странной, по их мнению, паре путешественников. Если бы эти встречи проходили в более модном поселении, то местные красавицы ни за что бы ни снизошли до простого общения с этими, ну очень странными, на их взгляд субъектами – ну кто же живёт сутками на пляже в палатке?

Погода, надо заметить, на Балхаше была разной: один день вполне прохладный, второй – такое пекло, что никакой тенёк не спасал от раскалённого светила. Люди – тоже разные. Поразило, например, многочисленное, в добрый десяток человек, семейство казахов, тем, что, не спросив у нас согласия, стали лагерем прямо под нашим деревом. Несмотря на свою разношёрстность (мужья, жёны, бабушки, тётушки, дети, внуки), семья оставила после себя гору алкогольных бутылок и кучу разного мусора. Мы с Петрой выносили всё это за ними целое утро и задавали себе вопрос: если эти люди считают эту землю своей родиной, то в чём тогда смысл их жизни? Корчить из себя крутых? Впрочем, такого «добра» хватает в любом месте, включая и наш Байкал.

Напоследок развеселили две толстые русские тётки, совершающие, судя по всему, регулярный утренний обход «своих» пляжных владений. Они интересовались всем: какой бюджет нашей поездки, муж ли мы и жена, и есть ли у нас секс. Ну что с них взять? Обычные жертвы современных телепрограмм. Объяснять им, что людей может объединять масса других, не менее увлекательных вещей, показалось нам с Петрой излишним, и мы засобирались в дорогу...

Самаркандия

Многие твердили мне, что в Узбекистан без визы нас попросту не пустят. Но мы всё же решились и прошли его вдоль и поперёк в три присеста. В три, потому что без регистрации срок пребывания в этой стране ограничивается лишь тремя днями. Пройдя очередную «таможню», шагаем в пекло степного Узбекистана. Первый же юный таксист-узбек не знал ни слова по-русски. Для меня, если честно, это был шок – уж как-то привык, что на всём постсоветском пространстве люди худо-бедно знают наш язык. Голосуя по трассам узбекского края, был удивлён, с какой лёгкостью тут готовы подвезти. Даже бесплатно. И даже накормить при этом.

Но вот за Андижаном нас хитростью садят в такси («иначе тебе за сёдня в Ташкент не попасть»). Кое-как уговариваю таксиста везти меня туда «за так» и к вечеру мы въезжаем в столицу. Встретивший нас русский дядя Саша сумрачно расплачивается за поездку (хитрый таксист-узбек всё же сумел выцыганить с него свою таксу) и везёт нас на ночлег к своему отцу на Рисовую улицу.

Сашин отец Сергей Михайлович родился и вырос в Ташкенте. Его родители приехали сюда в 1928 году из-под Новгорода (Великие Луки) поднимать столицу Узбекской ССР, когда здесь шло установление советской власти со стройкой всего и вся. Вся его жизнь прошла на дорогах Средней Азии. Водитель-отец вырастил сына, ремонтника машин, и внук – на той же стезе. Мне было интересно наблюдать за тем, как им всем сейчас живётся в этом всё более замыкающемся в себе азиатском мире.

Следующий день начался с того, что мы долго и тщетно пытались снять деньги с моей банковской карточки. Банкоматов у них в банках нет, в гостиницах таковые имеются, но они лишь на основе карт «Виза», что не соответствовало формату моей карточки. С трудом, но деньги мы всё же сняли. В баксах. Саша поменял их на чёрном рынке по курсу вдвое большем официального.

Жизнь Александра – это бесконечный ремонт разнообразных машин. Его заработок – от 50 $ в день. И это всё, кроме старого отца и юного сына, что держит его в этой сфере и в этом городе. Дочь давно живёт в Питере. Саша скрупулёзно расспрашивает об условиях жизни и работе в разных регионах России. Говорит, что надо на будущее присматриваться, но пока его заработки здесь позволяют ему содержать две семьи – официальную и дополнительную. (Со второй семьёй я виделся лишь мельком, когда он вывозил её на недельный отдых на Иссык-Куль.)

Погостив и вдоволь отведав узбекской кухни в этой гостеприимной семье, собираемся в свой дальнейший путь: на маршрутке до города Газалкент, затем на попутке в Брич-Муллу – легендарное для узбеков место, воспетое в песнях. Поднимаясь по серпантину дороги, любуемся видами гор и рек. За всегда бирюзовой (я это специально уточнял) речкой Пскем, по обеим сторонам узкого моста полицейские кордоны с весьма вежливыми молодыми людьми в зелёных мундирах – последние на нашем пути представители этого удивительного края...

Вокруг Иссык-Куля

Прожив больше недели в Чолпон-Ате, мы решили увидеть нечто большее и организовали автотур вокруг славного Тянь-Шанского озера.

Гидом в нашем стареньком мини-автобусе «Мерседес» оказался бодрый парнишка по имени Рыспек. Он родился и вырос в Новосибирске, но потом вернулся с родителями в родные пенаты, хотя и подумывает уехать обратно в столицу Сибири на заработки. Помимо туризма он занимается, по его словам, ещё и фермерством – ему досталось три гектара земли, которые он и засевает. Водителем же у нас стал тощий улыбчивый Максым (такие вот странные имена здесь не редкость, есть свои Эрнесты и Аполлоны).

И вот мы с приличной для этих, ещё советских, автотрасс скоростью, наблюдая вдали всегда голубой Иссык-Куль, прорезаем степь по прямой и прибываем в «долину замков» – высокогорье из глинистого песчаника, где порода, высеченная на протяжении многих веков дождями и ветрами, застыла в самых необычных формах и видах. Тут тебе и Китайская стена, и Большой каньон, и разнообразные фигуры диковинных зверей. Цвета породы здесь – от коричневого до красно-бордового.

Насмотревшись вдоволь на эти причудливые изваяния, мы сразу едем на аналог Мёртвого моря – Солёное озеро. Здесь можно часами, совсем не шевелясь, торчать в воде, как поплавок. Моя простуда, привезённая ещё с Алтая, вскоре проходит, как в своё время такую же болячку с Байкала я оставил на грязях Анапы.

– Рыспековцы! Пора по коням! – командует наш шустрый Рыспек. Едем дальше. В ущелье Барскаун, очень похожем, кстати, на Алтайские горы, установлена каменная голова Гагарина. И здесь же – шикарный водопад. Посидев у него, отправляемся в ущелье красных валунов – по легенде, со слов Рыспека, девяти быков Джеты Огуз. Верить ему или нет – дело каждого. Но наш гид явно перестарался, когда повествовал о мраморных плитах местных бань времён, якобы, Александра Македонского, о грецких орехах, родина происхождения которых, конечно же, Киргизстан, а также о бесчисленных победах киргизского народа над всеми мыслимыми и немыслимыми захватчиками. Но парень он позитивный – видно, что любит и общение с туристами и своё дело, которое исполняет с восторгом.

Наконец нас завезли на «Горячий источник №1» (так гласил транспарант), после которого асфальт кончился. Здесь нас, помимо всего, ждали ещё и сборщики подати (эта беда тут всюду, как в своё время в Крыму. И мотив у берущих дань один: арендовали, обустраиваем местность). Но эта мелкая неприятность совсем не испортила общего хорошего впечатления от великолепного однодневного автотура вокруг знаменитого на весь мир Иссык-Куля. Ванны и озёра здесь – просто блеск!

Поход в степь

Идея преодолеть пешком большую часть пути от столицы Казахстана Астана до своего родного, ныне заброшенного села Островное – уже не кажется нам с г-жой Петрой такой уж бредовой. Расстояние в 35 километров через степные болотца под бодрящим дождиком – не такое большое испытание после того, как мы с ней всю казахскую степь с севера на юг проехали и два дня и три ночи прожили прямо на пляже г. Балхаш.

Потом три дня в Астане. и вот он – вояж в село бывших сосланных: забайкальцев, войнахов, немцев и многих прочих. Моя бабушка была направлена в это степное закрытое поселение по разнарядке партией в качестве медработника. Доехав с Астаны маршруткой до аула Талапкер, мы с Петрой ловим попутку и отправляемся в село Воздвиженка. Там, чуть поплутав, находим старого маминого друга Георгия Гантимурова. Георгий очень рад нашему приезду. Он стал писателем и его трактат, основанный на родовых и семейных воспоминаниях, уже находится в печати.

Погостив здесь немного, прощаемся со всеми и налегке, без рюкзаков, идём в дождливую степь. Идём почти наугад – есть же, наверное, где-нибудь дорога к дому твоей памяти? Этот нелегкий в прямом и переносном смысле для меня путь делит со мной дорогая моему сердцу Петра – хоть кто-то всерьёз разделяет со мной мои поиски смысла жизни, жажду дороги, радость от встреч и нереальный внутренний драйв от всего этого.

Пройдя под моросящим дождём по скользкой грязи несколько километров, мы выходим к мусульманскому кладбищу и уже решаем было здесь заночевать. Благо гостеприимные казахи предусмотрительно оставили здесь строительный вагончик с печкой-буржуйкой и запас воды. Но, не успев даже вскипятить чай, мы с Петрой были встревожены внезапным автомобильным сигналом – то мой бывший земляк по Островному Рудольф Карлович Шляк приехал спасать нас от дождя и слякоти. Петра с испугу у него что-то спросила по-немецки, и Карлович начал легко и непринужденно шпарить на знакомом ему с детства языке. Подъезжая к его дому, мы были уже настоящими родственниками. А рассказы его жены и моей первой учительницы – Веры Георгиевны – о её 18-ти внуках и судьбах множества ссыльных, как немцев, так и других поселенцев Островного, очень сильно заинтересовали Петру. Я вспоминал знакомые мне с детства вкус еды, запахи, звуки, слушал бесхитростные рассказы Веры Георгиевны, и... как будто не было этих 30 минувших и не всегда понятных мне самому лет – всё близко, понятно, знакомо и всё своё. И острова, и зелёная трава, и кузнечики, и такое бездонное небо – самое чистое и родное. Как в странном сне будто бреду по своему селу – не помогает, не отрезвляет, лишь наоборот – ожесточает ум...

Назавтра с утра – конечный пункт нашего путешествия в самую что ни на есть дикую степь, в бывшее село Островное, которое получило своё название от того, что реки при весенних разливах его затапливали постоянно. Сейчас там одни степные курганчики из глины, что когда-то были саманными домами. Просто кучки глины. Никакой жизни. Лишь ветер над просевшей землёй – глазу и душе зацепиться не за что. Реки – и те стали болотами – подойти к ним не удаётся. Вода приходит тихо в свой урочный час и меняет ландшафт, как и ветер эту глину и пыль... И только небо над всем этим вечное и холодное. Как и тоска... Сжавшись и полуприкрыв глаза, лежал на бывшем берегу бывшей реки детства и вдруг понял: нет в мире ничего такого, к чему б глаз мог привыкнуть раз и навсегда. Всё меняется и исчезает в итоге, постоянное – только внутри нас. Но даже и тут кое что осталось: пара усыхающих тополей в бывшем дворе моих бабушек, след от колодца, остов бывшего магазина, плотно унавоженный лошадьми... Эта оставшаяся наполовину глинобитная мазанка ужасает и одновременно греет душу: здесь когда-то была жизнь, были люди со своими решениями, поступками, надеждами...

Мы с Петрой вдоволь нафотографировали этот глинобитный блиндаж. А проходящий мимо казахский мальчик, кажется, принял нас за призраков – так странно ему показалось пребывание здесь людей. Тут еще робко теплится жизнь – кто-то живёт рядом в руинах. Но в целом – пустыня. Реальность, на глазах уходящая в песок небытия. Чтобы это понять, не надо ни пирамид, ни песков Сахары. И всё это в каких-то 35 километрах от суперсовременной столицы «нового мира». Кто скажет, что здесь было через каких-нибудь полвека спустя?

  • Расскажите об этом своим друзьям!