Учить стало некогда… |
02 Ноября 2015 г. |
Вчера, прибирая в своём шкафу, выудил на свет тоненькую канцелярскую папочку. Старенькая такая папочка, знаете, дряблые тесёмочки и надпись на корке моей рукой: «Отчёты за 1993–1994 учебный год». Удивился её худобе и немощи, раскрыл, а там три бумажки всего: отчёт об успеваемости, предварительное распределение выпускников да сведения о курсовой подготовке моих коллег. И всё! А нынче и ста машинописных листов будет мало! Я вытащил все папки с годовыми отчётами и разложил их последовательно, друг за другом на столе, получились ступеньки. Год от года ступеньки становились всё выше и выше, но после 2004-го резко подпрыгнули вверх, последняя, 2012 год, могла поспорить по толщине со словарём С. Ожегова. Засилье бумаг в нашей школе родилось с появлением компьютеров. Компьютер, наш друг и помощник, вдруг превратился в какой-то адский катализатор бюрократического рвения в выдумывании справок, отчётов, анализов, актов обследования, актов локальных и информаций разного назначения, но абсолютной срочности. Требования отчётов с тех пор сыпались и сыплются как из рога изобилия, каждый день по электронной почте, по факсу, с появлением сотовой связи – по мобильнику: «Срочно предоставить документы к 12.30. За просрочку документации несёте персональную ответственность!» Школа приходит в движение, директор вызывает завуча, завуч выдёргивает учителей с уроков, начинается беготня, перерывание бумаг, стук клавиш, подсчёты, проценты охвата чего-то там, электронка, конечно, виснет – у нас только по бумагам скорость приличная, а так 3–4 Кб в секунду, а если 10–15, то это праздник! Да что там говорить, нынче ещё не успели детишек после 1 сентября отпустить домой, ещё они прыгают и вертятся вокруг тебя, как сразу грянули два отчёта – расслабились, за работу, товарищи! Первый – срочно отчитаться к 5 сентября о мероприятиях, направленных на профилактику детского травматизма на улицах и дорогах, указать сроки, участников и ответственных! Второй – срочно к 4 сентября дать информацию о мероприятиях по пожарной безопасности в образовательном учреждении, количестве классных часов (с обязательным указанием темы), лекций, бесед, конкурсов, указать процент охвата по классам, дать краткий анализ одного из проведённых мероприятий. «Господи! – стенала завуч, – но не в первое же сентября! Мы ещё только начали!» Как-то в июне 2010-го заглянул с отчётами в районный отдел образования. В маленькой комнате за письменным столом, заставленным просто гигантскими стопами бумаг, сидела в совершенной прострации знакомая чиновница. Было тихо. Перенапряжённо гудел процессор. На рабочем столе монитора висела какая-то широченная таблица. «Ещё один отчёт?» – слабо спросила она и положила, не глядя, мою папочку на самый верх бумажной пирамиды. Та же сюрреалистическая картина встречала меня и в десятке других кабинетов, по которым я рассовывал свои «бесценные» по содержанию бумаги. «Уровень бреда» превысил мои ожидания. Помню, в 1985 году я приехал устраиваться на работу в одну из пинежских школ. Местный РОНО – это три комнатки: в первой заведующий и секретарь, во второй – три инспектора, в третьей – бухгалтер и счетовод. И всё! На огромный район с десятками школ. И справлялись. А сейчас-то. Что? Может ли этот нарастающий девятый вал бессмысленных и подчас нелепых и вредных бумаг оправдать существование этого легиона «прозаседавшихся»? О чём они думают, щурясь воспалёнными глазами в сияющие мониторы? Живёт ли в них какая-нибудь искра божья? Не знаю, не знаю... «В вашем документе не там поставлена запятая, – говорят осуждающе они, – и вы пишете «нет» вместо цифры «0», надо ноль ставить. Вы читали последнюю инструкцию? Нет?! – на лице неподдельное изумление и ужас. – Садитесь и переписывайте тогда!» Звонит однокашник из N-ского района, рассказывает: ждут областную проверку и переписывают всем коллективом школьные документы за три предыдущих года, ибо прошлые заполнения не соответствуют последним инструкциям, присланным из местного министерства образования. Ах, какие отчёты выпекаются в кабинетах в этом году! «Срочно указать количество детей, подвергшихся сексуальному насилию на территории вашего поселения». Ага, теперь школа будет ещё и выявлять потенциальных педофилов! «Дать информацию о профильной подготовке учащихся вашей школы!» Звоню и говорю: у нас основная школа и потому нет профильной подготовки, вы же сами знаете! «Не имеет значения, – возражают мне, – ваша школа указана в сводке обязательной отчётности, заполняйте таблички. Это просто: везде ставите «0»!» На пяти листах с остервенением забиваю десятки жирных нулей! Бумаги, бумаги! Мы заполняем их и днями, и порой даже ночами. Каждую неделю чиновники спускают десятки новых отчётов и нововведения – справки по содержанию прежних отчётов. Мы отчитываемся по воспитанию и образованию детей, но на само воспитание и образование вдруг стало не хватать времени. Дети даже мешают составлять отчёты, сказал кто-то. Учить стало некогда...
Тэги: |
|