НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

"Награждают непричастных и наказывают невиновных"

17 Марта 2014 г.

child-0067

Близится пора школьных выпускных экзаменов, а это значит, что скоро у составителей рейтингов образовательных учреждений появится свежая пища для размышлений. Однако не все представители сферы образования довольны механизмами, с помощью которых формируются "таблицы ранжирования". В Общественной палате прошли слушания по проблемам оценки качества образования в России, которые показали всю неоднородность настроений в преподавательской среде.

"При любом составлении рейтинга нужно обсуждать его предназначение и границы использования результатов: когда это корректно, а когда — нет", — говорит президент Евразийской ассоциации оценки качества образования Виктор Болотов. С его точки зрения, рейтинги, которые составляются на основе результатов ЕГЭ и ГИА (итоговые аттестации в 11-м и 9-м классе соответственно), — бессмысленны. И более того, по итогам этих рейтингов, по его словам, "награждают непричастных и наказывают невиновных". "Что такое 95 баллов и выше? Это заслуга образовательного учреждения или семьи, репетиторов и личных усилий ребенка, который работал на эти высокие результаты? Что такое низкие 40 баллов в школе, которая находится в районе с плохой социальной ситуацией, где семьи имеют плохой социальный статус? И вообще, 40 баллов там — это хорошо или плохо?", — задал присутствующим вопрос Виктор Болотов, после чего заявил, что составление рейтингов без учета контекстных показателей, лишь по итогам ГИА и ЕГЭ, вредит системе образования.

Еще у эксперта претензии и к школьным рейтингам, опирающимся не только на итоговые аттестации, но и на результаты, демонстрируемые учениками на Олимпиадах. Для примера он смоделировал ситуацию, когда в регионах, получивших наименьшее представительство в подобных рейтингах, чиновники стремятся ситуацию исправить всеми правдами и неправдами. Причем делается это в два счета: отчисляются все "слабые" ученики, а статусные школы объединяются в одно учреждение. По словам Виктора Болотова, в России проводится уже более полутора сотен оценок качества образования, однако значительная часть из них "не выдерживает никакой критики".

О проблемах оценки школьного образования в регионах рассказала ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Татьяна Мерцалова. "Фактически все, что появляется сейчас, идет от центра в периферию. Появляющиеся нормативные документы, изменения в законодательстве готовятся на федеральном уровне, но при этом требования, сформулированные в них, адресуются регионам, субъектам. Все принципы оценки качества образования подготовлены снизу, экспертным сообществом, профессионалами, которые с этой технологией работают, но они также консолидированы в центре и "спущены" в регионы с рекомендациями "повысить качество рейтингов". Но не факт, что одни и те же требования могут быть одинаково хорошо реализованы в разных субъектах", — сказала она. — Регулирующие механизмы – это важно, но ситуация в регионах очень разная. Важно, чтобы рейтинги были на региональном и местном уровне, но при этом нужно выстроить механизмы и найти третью силу, которая могла бы помочь регионам в реализации этих требований, поскольку вся нагрузка сейчас сваливается на них".

Татьяна Мерцалова подчеркнула, что в своей работе регулярно сталкивается с тем, что в каких-то регионах сильный ведомственный центр оценки качества образования, где-то сильные общественные советы, где-то очень четко работает система ведомственных рейтингов". Кроме того, по ее словам, в нормативных документах часто сливаются результаты двух разных рейтингов — ведомственных и независимых, что само по себе нехорошо. Дабы повысить "культуру рейтингования" эксперт предложила обучать управленцев всех уровней — от региональных чиновников до директоров школ – продуктивно использовать результаты мониторингов, а также создать площадку для обсуждения инициатив, идущих "снизу".

Руководитель Центра мониторинга оценки качества образования Томской области Борис Илюхин в свою очередь указал на большой разрыв между органами управления и профессиональным сообществом. Именно поэтому, считает специалист, актуальной стала возможность саморегулирования в отрасли. "Мне, как простому родителю, нет времени разбираться в хитросплетениях научных выводов, мне очень важен результат. Мне также важно, чтобы результат был достоверным. И если мы говорим о необходимости участия профессионального сообщества в этой ситуации, то надо говорить о необходимости саморегулирования", — пояснил он.

"Основной приоритет в нашей системе образования — результаты ГИА и ЕГЭ, а также некая идеологическая "пришлепка" в виде никому непонятных государственных стандартов. С точки зрения школьных учителей, это и непонятно, и абсолютно нереализуемо, особенно в той классно-урочной системе, в которой мы живем. Тотальный административный контроль руководства, выражающийся в вале ненужной отчетности, в которой задыхаются учителя и администрации школ. Они рабы системы, винтики, ни за что они не отвечают и ничего не могут изменить в системе. Шаг вправо, шаг влево — расстрел. Рейтинги — это очень сильное манипулятивное средство для управления общественным сознанием. В этих условиях любая рейтинговая система, какой бы приглаженной она не была, — нужна лишь для того, чтобы поддержать тех, кто угоден и ликвидировать тех, кто неугоден", — отметил представитель Академии социального управления Дмитрий Иванов. Он добавил, что "сравнивать любое движение можно только с самим собой", а потому проведение в школе собственного, внутреннего рейтингования скажется на ее деятельности гораздо эффективнее, чем общие мониторинги.

По мнению директора столичной гимназии №45 Михаила Шнейдера, главный критерий качества работы школы — это доля детей, добившихся индивидуального прогресса в определенный период. Такой механизм уже давно активно используется, к примеру, в Великобритании. "Учитывая, что мы заполняем огромное количество всяческих баз, у нас это тоже можно было бы ввести как критерий. А почему ЕГЭ и ГИА используется как один из основных критериев для рейтинга? Тут-то все понятно — легко считается и меньше поводов для спекуляций", — заключил он.

Возможно, ряд вопросов поможет решить "проект принципов рейтингования в образовании Российской федерации для организаций дошкольного, полного, общего и дополнительного образования", разработка которого ведется в настоящее время. Как заметила исполнительный директор Центра Наталья Тюрина, этот проект создаст "единую методологическую рамку, основу для развития культурного рейтингования".

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Тэги: