Султаны, гаремы, интриги, дворцы: история Османской империи |
По инф. polit.ru |
19 Декабря 2022 г. |
Восток – дело тонкое, и его история интересует многих. Например, великая Османская империя. Почему она исчезла, просуществовав шесть веков? Какие султаны здесь правили и какие интриги плелись в их гаремах? Откуда отправлялся знаменитый Восточный экспресс, курсировавший между Константинополем и Парижем? Обо всем этом можно узнать из книги Аси Гимборг «Великолепный век османского искусства. Дворцы, мечети, гаремы и ночной Босфор». Ниже предлагаем прочитать небольшой фрагмент. Османские барокко и рококоС начала XVIII века османы теряют былую мощь. Султаны перестали вести захватнические войны и присоединять новые территории — вместо этого они начинают интересоваться искусством и сажают цветы. Этот период вошел в историю под поэтичным названием «эпоха тюльпанов», потому что османских аристократов охватила настоящая тюльпаномания. Возрастает влияние европейской культуры на османское искусство. На смену классической османской архитектуре приходит османское барокко — сочетание традиционной для османов планировки и восточного колорита с показной роскошью европейского дворцового стиля. В это время в Стамбуле появляются мечети, в оформлении которых хорошо заметны черты европейского барокко и рококо. Самыми яркими примерами могут служить две постройки — мечеть Нуруосмание (Свет Османов) и мечеть Лалели (мечеть Тюльпанов). Мечеть НуруосманиеМечеть Нуруосмание (1748–1755) расположена на возвышенном месте — к ней ведет лестница — и окружена полукруглым двором по типу европейских зданий. Мечеть Нуруосмание (Свет Османов). 1748–1755. Стамбул Мечеть Нуруосмание. Внутренний интерьер Это единственный в османской архитектуре пример подобного двора. Большой купол, который венчает центральное пространство, опирается на арки. Окна круглые или в форме трилистника, что также указывает на западное влияние. Пилястры, карнизы, гирлянды и раковины выполнены в стилистике барокко и рококо. В декоративных элементах над входами в здание вместо традиционных восточных орнаментов использована отделка в барочном стиле. В этой мечети нет фонтана для омовений. Мечеть Свет Османов — невероятно красивое сооружение, однако ее редко включают в туристические маршруты. И совершенно напрасно — удивительное сочетание европейских и османских форм и элементов делает это строение настоящим сокровищем не только исламской, но и мировой архитектуры. Мечеть ЛалелиМечеть Лалели (1759–1763) дошла до нас в измененном виде: в конце XVIII века она дважды пострадала при пожарах, а часть комплекса была снесена уже в XX веке, когда город перестраивался. Оформленная в барочном стиле мечеть отделана изнутри мрамором, яшмой и ониксом, благодаря чему смотрится очень празднично и нарядно. Как видите, кризис в стране отнюдь не повод экономить на красоте. Мечеть Лалели. Мехмет Тахир-ага. 1759–1763. Стамбул Мечеть Лалели. Внутреннее убранство купола, арок и окон «Ампир» в османской архитектуреВ первой трети XIX века стиль ампир начинает входить в моду не только в европейских странах, но и в Османской империи, причем в османском искусстве переплетаются все три роскошных европейских направления — барокко, рококо и ампир. Примером их гармоничного синтеза являются мечети Нусретие (Победная, 1823–1826) и Ортакёй (1853–1854). Обе — творение рук принадлежавших армянской династии Бальянов архитекторов, которые получили образование в Европе. И неудивительно, что именно в их постройках так отчетливо угадывается связь с западной архитектурной стилистикой. Мечеть Ортакёй находится на берегу Босфора. Это место византийцы когда-то называли «ключом от Босфора». Огромные окна запускают во внутреннее пространство солнечный свет, а в ночное время в них отражается водная гладь пролива. Стены и купол выложены розовой плиткой, на потолке — декор из лепнины. В прежние времена молитвенный зал освещали масляные лампады, а сейчас с потолка на длинных тросах спускаются многоярусные хрустальные люстры. Мечеть Ортакёй. Никогос Бальян. 1853–1854. Стамбул Мечеть Нусретие. Киркор Бальян. 1823–1826. Стамбул Османские дворцыПравившие во второй половине XIX века султаны все больше разворачивались в сторону Европы и старались реформировать жизнь и культуру османского общества по европейским стандартам. Они активно поддерживали искусство, следили за новыми западными трендами, постепенно становясь все более европеизированными. Разумеется, помимо культовых сооружений, в Османской империи появлялось немало гражданских построек, в чем также четко прослеживалось усиление западного влияния. Например, дворец Топкапы, возведенный в XV веке для султана Мехмеда II Завоевателя и вплоть до середины XIX века служивший главной резиденцией османских султанов, постоянно достраивался (почти каждый султан что-нибудь добавлял или менял в облике дворца), однако последним сооружением на территории Топкапы стал павильон Меджидие Кёшкю, созданный полностью в европейском стиле по заказу султана Абдул-Меджида I. Но даже этого султану, поклоннику всего нового и современного, оказалось мало — он распорядился возвести на берегу Босфора в европейской части города новую резиденцию, роскошный дворец Долмабахче́ (1853–1855), ставший самым известным образцом французского барокко в Османской империи. Европа одержала, скажем так, культурную победу над османским миром. Давайте поближе познакомимся с этими изумительными по красоте дворцами. Дворец Топкапы. XV в. Стамбул Панорама дворца Топкапы Дворец Топкапы: резиденция османских султанов с XV по XIX векВ истории Османской империи было три столицы и три султанских дворца, построенных по классическим османским канонам. Султанский дворец Бея в Бурсе был заброшен после того, как османы захватили Константинополь, и впоследствии разрушен землетрясением. Тогда же статус главной резиденции потерял и дворец в старой османской столице Эдирне, который стал использоваться в основном для охоты, развлечений, в качестве военного штаба или для ссылки неугодных. В 1745 году в Эдирне произошел пожар, через шесть лет — землетрясение, а во второй половине XIX века, во время Русско-турецкой войны, сооружение было уничтожено взрывом. Топкапы в Стамбуле — это единственный дошедший до нас дворец, начало постройки которого относится к классическому периоду развития османской архитектуры. Топкапы включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. «Топкапы» переводится с турецкого языка как «пушечные ворота» — в те времена каждый выезд султана из резиденции и каждое его возвращение сопровождались пушечным залпом. Возведение началось в 1460 году. Локацию выбрали неслучайно: дворец построен на живописном мысе, который отделяет бухту Золотой Рог от Мраморного моря, — приблизительно на том же месте прежде располагался византийский акрополь. Первое здание Топкапы было построено при Мехмеде II Завоевателе, а последнее — при Абдул-Меджиде I. За четыре столетия дворец превратился в огромный комплекс со множеством помещений, павильонов, пристроек, двориков, террас и садов. Именно здесь в основном проходила жизнь султана и его семьи. Этот дворец был свидетелем взлетов и падений, предательств и страшных трагедий. В стенах Топкапы принимались судьбоносные решения и устраивались грандиозные торжества, там учились и молились, верили и любили, жили и умирали. Практически каждый султан старался что-нибудь достроить или перестроить в своей резиденции. Иногда инициаторами изменений выступали даже их жены: так, по просьбе Хюррем-султан на территории Топкапы был возведен гарем — любимая жена Сулеймана Великолепного страстно желала быть как можно ближе к мужу. Дворец Топкапы. Внутренняя отделка изникскими изразцами Султан Мехмед II. Паоло Джовио. Гравер Тобиас Стиммер. Из книги Vitae illustrum virorum. 1575 Топкапы совершенно не похож на помпезные европейские дворцы в стиле барокко. Отличительной чертой султанского дворца в Османской империи было то, что на его территории проживало очень много людей (до 4000 человек), поэтому там располагались и отдельно стоящие павильоны, и огромные залы для церемоний, а также сокровищницы, кухни, жилые помещения для охраны, школа, библиотека, мечеть, личные покои султана и членов его семьи и т. д. Дворцовый комплекс образован четырьмя переходящими друг в друга дворами: первый двор, где сейчас размещаются билетные кассы, был местом сбора янычар перед отправлением в военные походы. Здесь же располагались помещения, в которых жили палачи. В первом дворе совершались казни, а головы казненных вывешивали над главными воротами, которые называются воротами Повелителя. На территории первого двора стоит церковь Святой Ирины — памятник византийской архитектуры VI века. Церковь Святой Ирины. 548. Стамбул Во второй двор ведут массивные ворота Приветствия. Люди могли войти сюда только спешившись, однако на султана и его мать это правило не распространялось. Во втором дворе проживал обслуживающий персонал и располагались административные помещения, там же находилась сокровищница империи и башня Правосудия, которая была видна из любой точки города и служила символом справедливости султана. Зал заседаний правительства — Диван — также размещался во втором дворе. Здесь стены облицованы изникскими изразцами, а потолок украшен золотыми арабесками. Султан не присутствовал на заседаниях лично, но мог наблюдать за их ходом из затемненной ложи. До XIX века во втором дворе принимали иностранных послов. В наши дни рядом с Диваном расположена Оружейная палата, где представлено турецкое и европейское оружие самых разных эпох. Особенно интересным экспонатом считается массивное ружье из золота — подарок английской королевы. Дворец Топкапы. Вход в зал заседаний Дивана Посол Корнелис Калкоен на аудиенции у султана Ахмеда III. Жан Батист Ванмур. Холст, масло. 121 × 90 см. Ок. 1727–1730 Пройдя через ворота Счастья, которые прежде охранялись евнухами или рабами, мы попадаем в третий двор, где располагались зал аудиенций, школа и библиотека, мечеть, зал реликвий и гарем. Перед входом в зал аудиенций построен небольшой, но очень шумный фонтан для защиты от любопытных ушей. Султан восседал на украшенном драгоценными камнями и орнаментами троне, а посетители могли разместиться на полу на подушках. Неподалеку находится библиотека Ахмеда III, где хранятся портреты султанов и богатейшая коллекция уникальных книг. Рядом стоит павильон с мусульманскими реликвиями — советую вам обязательно туда заглянуть. Но самое популярное место в третьем дворе — это сокровищница, в которой собрано невероятное количество всевозможных вещей: предметы из драгоценных металлов и самоцветов, ордена, ювелирные изделия, костюмы. Четвертый двор — самая приватная часть дворца Топкапы, там располагались личные покои султана и членов его семьи. В этом месте, среди великолепных террас и садов, султан отдыхал и уединялся, а теперь здесь после продолжительной и увлекательной экскурсии отдыхают туристы. С этой точки открывается поистине божественный вид на Босфор и Мраморное море! Четвертый двор дворца Топкапы Интерьеры дворца Топкапы На территории дворца представлены постройки разных времен и эпох — начиная от самых первых павильонов, возведенных персидскими мастерами для Мехмеда II Завоевателя, и классических османских сооружений эпохи Сулеймана Великолепного, при котором творил архитектор Синан, до образцов османского барокко времен Абдул-Меджида I, когда Стамбул застраивала династия Бальянов. В дворцовых интерьерах преобладают расписные фаянсовые облицовки, в обстановке — минимум мебели. В середине XIX века Топкапы выглядел мрачным и устаревшим в сравнении с роскошными дворцами европейских монархов, поэтому султан Абдул-Меджид I решил построить на берегу Босфора новый дворец — Долмабахче. Удивительно, но сейчас в стенах византийской церкви Святой Ирины, расположенной на территории первого двора Топкапы, часто устраивают концерты — в храме прекрасная акустика. Это ярко иллюстрирует отношение осман к культуре завоеванных народов. Последовательное наслоение, эклектика, невообразимый микс искусства и истории в сочетании с обязательным уважением к чужим традициям — в этом весь Топкапы, и даже больше — в этом весь Стамбул. Книгу искусствоведа Аси Гимборг «Великолепный век османского искусства. Дворцы, мечети, гаремы и ночной Босфор» представляет издательство «Манн, Иванов и Фербер». Эта книга — настоящее погружение в мир загадочного и чарующего Востока. Искусствовед и специалист по османскому искусству Ася Гимборг рассказывает о возникновении, становлении и падении Османской империи, вводит нас в мир хитросплетений и интриг гарема, знакомит с султанами и их любимыми наложницами. Вместе с автором мы заглянем в самые интересные (и даже секретные) уголки Османской империи, посетим великолепные дворцы, мечети, соборы и музеи. Обсудим историю османской архитектуры и особенности интерьеров. Поговорим о тайнах гаремной жизни и секретном коде османских орнаментов. Узнаем, что связывает с Константинополем Марию Антуанетту, какие отголоски великих османов можно найти в произведениях современного искусства, откуда отправлялся легендарный Восточный экспресс, кто такие шехзаде и почему они жили в клетках, как написать портрет султана, если попасть к нему на аудиенцию. На нашем сайте читайте также:
|
|