НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Стильная страна

20 Октября 2015 г.

moda 60

Готовы ли вы одеваться у отечественных производителей? Что делает наше государство, чтобы поддержать дизайнеров? Кто ввел моду на футболки с изображением президента? Почему процветает одежда под брендом "Армия России"? Александр Шумский - глава российской Палаты моды, президент российской недели моды - Mercedes-Benz Fashion Week Russia - отвечает на эти и другие вопросы. Пишет "Российская Газета".

moda 26 08

Александр, наш разговор происходит накануне очередной 31-й по счету российской недели моды - она пройдет в Манеже с 21 по 25 октября. Сегодня у нас в стране к моде - повышенное внимание, причем на уровне государственной политики. Почему?

Александр Шумский: Это правда, потому что тема импортозамещения в последний год стала весьма актуальной. Для развития отрасли есть потенциал: 70-75% текстильной продукции, в том числе одежды и аксессуаров, которые продаются в России, импортные. Министерство промышленности и торговли обратило внимание на легпром после 2008 года, а в последние пару лет это внимание стало пристальным - индустрия нуждается и в развитии, и в поддержке.

Что делать, в России любят то, что делают своими руками. Наши женщины сами шьют, вышивают, делают украшения. И сейчас, даже судя по программе "Модный приговор", которая открыла рубрику, рассказывающую о том, как шить самим, интерес к этой теме еще и растет.

Александр Шумский: У нас всегда был высокий спрос на эксклюзивные вещи. Это - нормальное желание получить что-то оригинальное, отличающееся от массовых брендов. Раньше, в Советском Союзе, мотивация на то, чтобы шить самим, была продиктована пустыми полками. Сейчас она принципиально другая, потому что рынок заполнен. Есть люксовые бренды, премиальные, средние, масс-маркет... Но, тем не менее, спрос на уникальные вещи растет. Это говорит о том, что вкус у людей развивается, они ищут что-то особенное. А также о том, что не все предложения рынка их устраивают: вопросы к цене, дизайну, качеству и так далее. Появляются возможности для роста именно местных брендов. Так что у российских дизайнеров может быть будущее.

Вот как раз про российских дизайнеров и отечественные бренды мой следующий вопрос: у них есть возможности, но на массовом рынке они незаметны...

Александр Шумский: Наша легкая промышленность "в разобранном состоянии". У нас много талантливых дизайнеров, есть крупные хорошо оснащенные швейные предприятия, большие торговые сети. Если взять каждый элемент, то он может оказаться неплохим, и даже выглядеть конкурентоспособным по сравнению с сопоставимыми рынками (мы не говорим о Китае, где в легкой промышленности задействовано более 20 млн человек). У нас все элементы рынка существуют, но каждый сам по себе - проблема в том, что они не собраны воедино и плохо коммуницируют между собой.

Во всем мире уже есть понимание того, что в России существует мода. И таланты есть. Но все они находятся на уровне микропредприятий с очень маленьким оборотом. Кто-то продает 300 вещей в сезон, кто-то - 1000. Но зато таких дизайнерских микробрендов у нас тысячи. Если их совместить с сотнями таких технологичных производств, как "Сударь" или Уфимская трикотажная фабрика, и помочь им выйти в ритейл, есть шанс вырастить настоящую индустрию.

Как государство поддерживает этих дизайнеров? У них есть возможности развивать производство, налаживать связи, о которых вы говорите?

Александр Шумский: Государство в последние пару лет обратило на дизайнеров внимание. Но существующие схемы господдержки не всегда связаны напрямую с легпромом. Например, субсидирование процентной ставки по кредитам. Один мой товарищ, крупный текстильный производитель, получает от государства десятки миллионов рублей по таким программам - это реальная поддержка.

Государство помогает и индивидуальным предпринимателям...

Александр Шумский: Существует различные программы поддержки малых предприятий - на региональном, на федеральном уровнях. Есть программы дотации рабочих мест, в том числе для инвалидов. Госструктуры по работе с молодежью раздают гранты, в том числе в творческих профессиях. Такие программы существуют уже много лет, но, видимо, и этого мало: недавно объявлено о создании госкорпорации по поддержке малого и среднего бизнеса, которую возглавил Александр Браверман. Это может стать точкой входа в программы поддержки для дизайнеров и домов моды, да и для большинства швейных предприятий, которые можно отнести к среднему бизнесу.

Я знаю, что в Санкт-Петербурге одна такая точка входа уже есть - программа, направленная на поддержку молодых дизайнеров. Она работает?

Александр Шумский: Я не случайно заговорил о том, что есть федеральные и региональные программы. Примером поддержки модной индустрии может стать Санкт-Петербург. Там Комитет по развитию предпринимательства инициировал проект "Шоу-рум №35". В рамках проекта была создана pop-up площадка в "Гостином дворе" (адрес - Невский 35, отсюда и название проекта), куда Комитет пригласил молодых дизайнеров и производителей. "Шоу-рум №35" получился гибридным - там выставлены коллекции не только для профессионального рецензирования журналистами, но и для потребителей: в шоуруме проходят торговые сессии всех брендов-участников, когда покупатели могут еще и пообщаться с дизайнерами.

Проект нацелен на продвижение молодых дизайнеров, сейчас в нем участвует 30 брендов, которые были отобраны из более, чем 60 заявок. Я входил в состав комиссии, которая голосовала за участников "Шоу-рума №35". Понятно, что в конкурсе, организованном Комитетом по развитию предпринимательства, могли участвовать только те, кто зарегистрирован, хотя бы в форме ИП. По этому критерию сняли 10 домов моды, еще 10 не прошли по возрастным ограничениям, были и другие факторы. Надо сказать, что анкета Комитета на сайте была очень подробная, даже излишне. Среди тех, кто представлен на Невском 35, есть бренды верхней одежды, платьев, производители бижутерии, шапочек и даже тапочек.

Такая программа может стать эталонной. В основе проекта "Шоу-рум №35" лежит идея руководителя Комитета Эльгиза Качаева, поддержанная губернатором: превратить Санкт-Петербург в модную столицу России. И такую идею можно только поддержать, потому что Санкт-Петербург всегда отличался своим видением моды, а питерские дизайнеры узнаваемы. Сильная школа. Я сейчас повторяюсь, потому что говорю об этом уже лет десять: в российской моде Санкт-Петербург - гарантия уровня дизайнера.

Это говорит человек, который проводит российскую Неделю моды в Москве уже 15 лет.

Александр Шумский: Наша Неделя моды - мероприятие национального масштаба, поэтому нам важен доступ к федеральным и международным СМИ, спонсорским ресурсам - благодаря им проект может поддерживать российских дизайнеров. Территориальная близость к Кремлю помогает сфокусировать внимание на проблемах и успехах нашей моды. Но при этом Москва пока не может похвастаться такой программой поддержки моды, как Санкт-Петербург. Главная заслуга проекта "Шоу-рум №35" в том, что он собрал разных представителей индустрии моды воедино. Сегодня очень важно научить творческих людей работать сообща.

"Шоу-рум №35" - это часть комплексной поддержки легпрома в Санкт-Петербурге. Я не знаю, есть ли где-то еще в России такая программа: "Субсидирование части арендных платежей субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производственную деятельность в области легкой промышленности". Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга компенсирует до половины затрат на аренду производственных помещений тем, кто работает в индустрии моды на территории города. Комитет субсидирует и суммы до 350 тыс. рублей питерским компаниям, в том числе домам моды, на участие в профессиональных выставках. Малые предприятия в Питере могут получить микрокредиты до 1 млн рублей под 10% годовых (!). Учитывая текущее отношение крупных банков к кредитованию малых предприятий, я бы назвал Санкт-Петербург теплицей для выращивания новых героев моды.

А примеры такой селекции назвать можете?

Александр Шумский: В "Шоу-руме №35" есть компании, которые расцвели на этой "грядке". В Питере есть примеры швейных предприятий, построенных с нуля на правильном использовании ресурсов, которые дает город. Дает всем, замечу, поэтому особенно удивительно, что этот энтузиазм далеко не все поддерживают. На голосовании по "Шоу-руму №35" возникла дискуссия относительно творческого уровня некоторых участников конкурса. Задавались риторические вопросы типа "А где это здесь наши самые модные дизайнеры? Как это без них?". Ответ оказался простой: их нет, потому что они не подали заявку. Это как в анекдоте: чтобы выиграть в лотерею, надо купить лотерейный билет. Причем "лотерея" в Санкт-Петербурге, как ни странно, почти беспроигрышная.

Палата моды проводила исследование международных практик поддержки дизайнеров моды, и могу вам сказать: такого количества денег и ресурсов ни одно государство не дает своим компаниям-налогоплательщикам. На федеральном уровне тоже немало интересного и полезного для участников процесса. Минпромторг РФ поддерживает профессиональные ассоциации, субсидируя то же участие в выставках. Российские кожевенники были хорошо представлены на выставке Lineapelle в Италии, а компании, работающие с форменной и профессиональной одеждой - на выставке Outdoor в Германии. В прошлом году такой поддержкой воспользовались молодые дизайнерские бренды. Итог - новые контракты. Фонд развития промышленности, созданный Минпромторгом, выдает целевые займы. Две компании Смоленска и Иваново, связанные с кожевенным и текстильным производством, получили на развитие сотни миллионов рублей.

Давайте рассмотрим конкретный пример - коллекцию "Армия России", о которой так много говорили в последнее время. Как сейчас это все продается - в специальных магазинах, между прочим?

Александр Шумский: Это вопрос к директору "Военторга". Мы помогали создать дизайн-студию "Армия России" при Минобороны, порекомендовали туда хорошего мужского дизайнера Леонида Алексеева. Кстати, из Санкт-Петербурга. Он на два года переехал работать в Москву. И та коллекция "Армия России", о который вы говорите, получилась действительно модной. Настолько, что даже журнал Vogue поставил ее на свой сайт.

Дизайн-студия при Министерстве обороны? То есть российские дизайнеры будут делать одежду и для настоящей армии России?

Александр Шумский: Не совсем. Но задачу по созданию дизайн-студии поставил Министр обороны Сергей Шойгу. И настоял, чтобы в нее пригласили молодых дизайнеров. Естественно, в активе студии - преимущественно окологражданские проекты, в том числе смена логотипа, а боевая форма - это вопрос технологий в том числе, и здесь немало российских предприятий участвует в процессе. Но в данном контексте уникальность проекта в том, что наш Министр обороны поставил арт-директором молодого дизайнера, а не заслуженного генерала с художественным дипломом. И здесь речь даже не о вкусе министра, на который можно равняться, а о том, что именно такой подход создает новые тренды. Не говорю уже о другом тренде, например, на изображение Владимира Путина на футболках.

Почему не говорите? Расскажите!

Александр Шумский: Началось с идеи заместителя министра, статс-секретаря Минпромторга Виктора Евтухова (он курирует легпром), для которого дизайнеры сделали майки с изображением первого лица государства - для узкого круга, для единомышленников-соратников... Изображение было подобрано удачное, и не одно, но всем особенно понравились футболки с президентом и надписью "Армия России". В какой-то момент "Военторг" подхватил эстафету, и, получив соответствующее разрешение, произвел большой тираж, который появился в ритейле. Естественно, это изображение растиражировали по всей стране и другие производители, которые не сильно соблюдают авторские права, но зато реагируют на запрос рынка. Майки появились в продаже везде - от Москвы до Владивостока.

Это уже потом прошли громкие акции молодых модельеров в ГУМе, где продавались футболки "с президентом", молодежные объединения начали делать подобные проекты. Но это все уже было развитие тренда, который стартовал в частном кругу без какой-либо медийной и структурной поддержки. Получается, чиновники спровоцировали определенную моду, хотя, конечно же, такой задачи не стояло. Кстати, дизайн-студия Министерства обороны этот тренд поддержала и усилила, но тема явно развивалась по принципу: спрос рождает предложение. Ожидание аудитории, настроение в обществе было такое, да еще наложилось на сезонный спрос: пиратские майки появились в продаже весной два года назад. В итоге футболки "с президентом" стали в какой-то момент настоящим трендом без каких-либо трат на маркетинг.

Вам не кажется, что этот тренд вызывает ассоциации с культом личности?

Александр Шумский: Нет. Это же не раздавалось, а продавалось. В какой-то момент футболки "с президентом" в торговых точках стоили дороже маек с Суперменом - люди покупали. Это вполне рыночный тренд, который также и пошел на спад, когда предложение превысило спрос. В Нью-Йорке футболки с изображением Обамы можно купить в любом сувенирном магазине, они продаются на Амазоне, но словосочетание "культ личности" никому в голову не приходит, а тех, кто их покупает, "ватниками" не называют. Потому что это нормальное желание граждан страны самоиндентифицироваться - отсюда и популярность флага, государственной символики.

Кстати, у нас тоже продается флаг и георгиевские ленточки. И они стали обязательным аксессуаром у многих людей.

Александр Шумский: Если люди покупают, значит, это им надо. Государственная и военная символика помогает продукту стать успешным на всех рынках. И это - нормально. На любом западном рынке существует компания, и не одна, которая производит продукцию по лицензии, скажем, различных военных ведомств - ВВС, ВМФ и так далее.

Модный стиль - милитари...

Александр Шумский: Настолько модный, что даже Пентагон пару лет назад попытался встроиться в мировой патриотический тренд и санкционировал выпуск гражданской коллекции "от армии США". Но американцы поступили по-военному строго: каждая модель одежды утверждается в Пентагоне, так что коллекция "цивильной" одежды недалеко ушла от армейской. Возможно, причина такой осторожности в том, что лет пять назад Пентагон сделал попытку сблизиться с миром моды, заключив сделку с компанией Ed Нardy. Для тех, кто в теме, одно название Ed Hardy уже рисует образ ботинка - яркий, веселый, с кучей наклеек-шевронов и, может, даже со "стразиками", поэтому неудивительно, что военное ведомство США ограничилось только одной коллекцией. Надо признать, что "проба пера" нашего Министерства обороны в этой области оказалась более качественной, чем у заокеанских коллег.

Чем вы можете объяснить популярность милитари - даже крупные дома моды в последние сезоны обращаются к этому стилю...

Александр Шумский: Это похоже на коллективный ответ на бесконечные войны, которые идут в разных частях мира. Хотелось бы думать, что ответ дизайнеров бессознательный, но это не так - творческое самовыражение определяется массовым спросом: милитари хотят носить. Более того, некоторые дома моды используют спрос на агрессию и в показах. Несколько сезонов назад немецкий дизайнер Филипп Плейн шокировал публику в Милане, выпустив в показе моделей с оружием в руках (балаклавы, кстати, тоже были). На Берлинской неделе моды модный джинсовый бренд показал модель куртки с карманами для двух больших мачете за спиной. По подиуму расхаживал актер Майкл Мэдсен с настоящими мачете. Главная роль, с которой он ассоциируется, это наемный убийца из "Убить Билла". Так для кого сшили куртку - для бойцов мексиканских картелей? Агрессия продает. Этот тренд ненадолго, но его все больше и больше на подиумах. Надо сказать, наши модельеры более ответственно относятся к таким вопросам - с оружием по подиуму никто не бегает.

Оригинальная одежда продается лучше

Александр Шумский: Дизайнеры - главный элемент в развитии легкой промышленности. Потому что из маленьких домов моды, из ателье, могут вырасти большие конгломераты. Исполнители госзаказа не вырастут - это другой бизнес. А глобальные бренды - да! Оригинальная одежда продается лучше. У нас есть хорошие примеры. Французское развитие легкой промышленности, итальянцы... Missoni, например: в гараже начинали вязать свитера и продавали их в одном магазине. Armani стал сразу огромным брендом и выпустил два миллиона Armani Jeans? Нет! Он был дизайнером. И шаг за шагом вырастил свою империю. Вот это и нужно делать с нашими брендами. Нужно их отбирать, воспитывать, помогать им. Поэтому будем делать разные конкурсы, потому что мы закладываем правильную систему работы. Другое дело, что здесь самое сложное понять - на кого нужно делать ставку, а кто - пустышка.

  • Расскажите об этом своим друзьям!