НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

"Собачий рай" - воспоминание о пятидесятых

18 Июня 2014 г.

kino

На экраны выходит "Собачий рай" - фильм из других времен. Из тех, на которые пришлось детство одного из создателей картины драматурга Александра Адабашьяна. А вот режиссер фильма Анна Чернакова в то время еще не родилась. Ее первый фильм "Вишневый сад" был снят в 1993 году (и был недавно показан широкой публике на фестивале "Российской газеты" "Дубль дв@" в 2014-м). А до того она окончила Мухинское училище и училась у Марлена Хуциева во ВГИКе, потом несколько лет работала в Канаде и Европе. Она имеет возможность видеть свою родину извне и изнутри одновременно, и этот объемный взгляд чувствуется и в ее кино и в этой нашей беседе.

 

 

Я еще не знал про ваш дебютный фильм "Вишневый сад", но, посмотрев "Собачий рай", понял, что ваш любимый автор - Чехов.

 

Анна Чернакова: Да, конечно, но это не попытка сознательно работать в "чеховском ключе". Просто мне интересны взаимоотношения людей, их сложность: на поверхности кажется, что они одни, в каждом последующем слове - уже другие. "Вишневый сад" снимался в начале 90-х - время, когда рушилась почва под ногами. Хотелось найти материал, который вернул бы, хоть на время, эту почву. Помог разобраться с тем, что происходило вокруг. Мне показалось, что это мог сделать именно Чехов. Во ВГИКе режиссерским анализом текста с нами занимался Анатолий Васильев. Занимались Мольером, Чеховым, Достоевским, Платоном. Так что многие инструменты, которые я использую, успешно или нет, идут от тех занятий.

 

Ничего этого я не знал. А имя Чехова всплыло оттого, что фильм рафинированно интеллигентен. Это выражается не в постоянном умствовании, а в способе людей общаться, в атмосфере корректности и интереса друг к другу.

 

Анна Чернакова: Это в данном случае недостаток, наверное. Я не уверена, что у нас осталось много зрителей, готовых к восприятию разговора такого уровня и в таких интонациях. Чтобы пробиться к тому, что сейчас происходит, нужно, наверное, говорить более грубо и беспощадно. Хотя вот такой факт: мы в порядке пробы показывали "Собачий рай" школьникам в разных городах. Так вот, 12-14-летние ребята удивительно тонко и точно воспринимали картину. Во многом точнее и непосредственнее, чем взрослые, у которых уже сформированы штампы, представления о том, каким должно быть современное кино. Были показы и в колониях - и для взрослых преступников, и для несовершеннолетних. Представляете, вот такую нюансированную историю о детстве, о 50-х годах, о чистых, наивных даже взаимоотношениях - показывают в колонии, где подростки сидят за грабежи, изнасилования и убийства. Но и там, оказывается, есть и потребность в таком уровне разговора, и способность воспринимать его. Очень интересно было наблюдать за тем, как там смотрели картину и что потом говорили... И все-таки мне бы теперь хотелось попробовать себя в другом, необычном материале - в жесткой жанровой истории, например.

 

Все равно вы будете ощущать человека многослойным. И будете задавать зрителю интеллектуальную загадку - как я понял, это ваша органика.

 

Анна Чернакова: По поводу моего фильма "Смерть в пенсне, или Наш Чехов" один ваш коллега сказал, что я существую вне хронотопа. Это было как клеймо.

 

А мне это нравится: в современном российском кино быть "белой вороной", по-моему, почетно... Как сложилось ваше сотрудничество с Александром Адабашьяном?

 

Анна Чернакова: Мы начали работать вместе на фильме "Смерть в пенсне...". Мы очень разные, принадлежим к различным поколениям, у нас много несовпадений, но много общих черт биографии: он заканчивал Строгановское, я - Мухинское, и по первому образованию оба художники. И нам интересно одно и то же. Хотя, конечно, мы в работе много спорим - это нормально. Сценарий "Собачьего рая" был напечатан лет пять назад в журнале "Искусство кино" под названием "Проезд Серова". Писался он для другого режиссера, потом еще несколько человек пытались найти финансирование, но не сложилось. Мне сценарий всегда очень нравился, я считала, что это драматургия высочайшего уровня. Поэтому, как только сценарий "освободился", я попросила у Александра Артемовича разрешения его снять. В результате удалось и найти замечательного продюсера - Юрия Сапронова, и получить поддержку Фонда кино.

 

Изобразительное решение фильма необычно: вы там только траву не покрасили. Почему избран такой условный ход?

 

Анна Чернакова: Но ведь в финале собака совершает служебное преступление - такую историю нельзя рассказывать как бытовую и снимать реалистически. Для меня это история о детстве и о том, какими дети видят взрослых, понимая про них нечто такое, о чем взрослые и не догадываются. О другом возрасте, другом ощущении, воздухе - другом мире... И мне нужен был полный контроль над тем, что в кадре, - а для этого надо строить павильон. Бюджет маленький, производственных сложностей много, и мы придумывали, как соединить два павильона, чтобы пространство казалось большим. И много смотрели живопись 50-х годов: Лактионов, Яблонская, Решетников... И художники придумали павильон прекрасно! Его даже спустя три месяца после съемок продюсеры не решались сломать! Это было совершенно живое пространство.

 

Да, как в детстве: мой двор - мой мир. А все, что за пределами двора - чужое и непонятное, его в фильме почти нет. Интересное музыкальное сопровождение: вы нашли не затертые, но точные песни того времени.

 

Анна Чернакова: Собрать исторический материал мне помог критик Александр Шпагин (его актерский дебют был в моем "Вишневом саде"). Мне было важно, чтобы все, работавшие на картине, погрузились в ту атмосферу - ведь были другие взаимоотношения, другие глаза у людей. Наши репетиции начинались с того, что мы пели песни того времени - для разгона. В гримерке, в костюмерной крутились записи радиопрограмм 50-х - театральных, новостных, детских... А композитора я пригласила из другого мира: англичанин Гэвин Брайэрс, с которым я сделала уже четыре картины.

 

Ведущие роли в фильме играют дети. Как вы нашли ваших ребятишек?

 

Анна Чернакова: Был долгий кастинг, но даже за три недели до съемок у меня еще не было главных героев! В результате в роли девочки Тани снялась одиннадцатилетняя Аня Корнева. У нее есть брат-близняшка, и я их впервые увидела в коридоре студии, где они пытались обмануть автомат, продающий сникерсы. Аня мне понравилась, но показалась слишком маленькой. Она стеснялась, а потом постепенно раскрывалась, и каждый день с ней было все интересней. У нее потрясающая органика, и всё на коротком замыкании: что она чувствует - мгновенно отражается на лице. Она получила уже три приза за лучшую женскую роль, победив взрослых актрис! С мальчиком, чья семья вернулась из магаданской ссылки, было сложнее. Репетировали несколько ребят, в итоге мы утвердили Аниного ровесника Сашу Кудрявцева. Но у него совсем другая природа, и работать с ним пришлось иначе, чем с Аней. Они мгновенно подружились, ещё на репетициях. Потом поссорились. Потом опять подружились. В свободное от дублей и репетиций время они исчезали в декорации, у них там шла своя тайная жизнь. А мы, благодаря прикрепленным к ним микрофонам, иногда слышали их замечательные диалоги. Жаль, что было невозможно использовать их в фильме!

 

Многое в картине напоминает стилистику фильмов 50-х - они тоже сняты в павильоне, и в них другой стиль актерской игры.

 

Анна Чернакова: Мы этого хотели. Поскольку я в то время не жила, мое представление о нем складывалось по кино, литературе, живописи. Радиопостановки, голос Бабановой - в этом для меня ощущение времени. Я много смотрела фильмов начала 50-х - там другой тонус! Как ни странно это звучит сейчас, людям было знакомо ощущение счастья: они верили, что жизнь становится лучше. Так и было: отстраивали города, ежегодно снижали цены. Послевоенное ощущение счастья. Потом оно исчезло совсем.

 

Где ваш дом сейчас?

 

Анна Чернакова: Конечно, в России. Я уехала в 1994 году и более десяти лет работала заграницей. Киноиндустрии у нас тогда не было, Госкино испытывало финансовый кризис, денег не было, в общем, пришлось. Работала на французском и английском, даже запретила себе писать по-русски. Мне надо было довести языки до той степени свободы, чтобы я могла там заниматься профессией. Даже стихи писала по-английски и по-французски. Но потом потихонечку все стало нормализоваться, вернулось ощущение, что в России можно и нужно снимать серьезное кино.

 

"Собачий рай" выходит в прокат. Какому зрителю вы адресуете свой фильм?

 

Анна Чернакова: Я хотела снять кино, которое будет интересно и школьникам, и их родителям, и чтобы для каждого возраста в нем была своя история. То есть, это классическое, хорошо забытое кино для семейного просмотра. Для детей это история о дружбе, о собаке, о расставании, о странных взрослых. Для взрослых это история о детстве, воспоминание о том, как тогда воспринимался мир. Еще это воспоминание о том времени, о пятидесятых годах, когда не запирались двери, когда соседи по двору знали друг друга по именам. И, как сказал один наш тринадцатилетний зритель, "у людей было во что верить".

alt

  • Расскажите об этом своим друзьям!