Письмо «на деревню дедушке» |
Е. КОРЗУН, кинооператор, заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии |
28 Августа 2023 г. |
Размышления ветерана кинодокументалистики над судьбой документального кино у нас в стране. До развала СССР «от Москвы до самых до окраин» работало 11 студий кинохроники, их главной задачей было создание кинолетописи страны. Взять хотя бы нашу Восточно-Сибирскую студию, которая за 58 лет создала уникальный архив – 2784 бесценных киножурналов «Восточная Сибирь». Огромное количество документальных материалов в форме короткометражных, полнометражных фильмов и спецвыпусков вошло в золотой кинофонд страны. В связи с революцией 1992 года нашу студию и десять таких же по всей России стали осознанно уничтожать, а в Ростове-на-Дону, говорят, даже умудрились сжечь исходные материалы всей фильмотеки. Если такое произошло, то думаю, что это надо рассматривать как преступление перед нацией. Посмотришь, как ценят археологи, найдя древнюю берестяную грамоту, несущую подчас исторические известия из глубины веков, которые иногда меняют взгляд на прошедшую эпоху, и невозможно представить, чтобы этот клочок бересты кто-то мог бросить в огонь. Вдруг стали не нужны не только киностудии, но и целые отрасли народного хозяйства. Говорили, что они неконкурентоспособны. Не знаю, как заводы, из которых сделали торговые павильоны (эти утраченные промышленные отрасли непременно будут возрождать, да и уже возрождают), а наша студия была даже очень конкурентоспособна. Посудите сами: призы и дипломы многих всесоюзных кинофестивалей, «Серебряный Тур» из Италии, «Серебряный Дракон» и «Бронзовый Дракон» из Кракова, «Золотой Голубь» из Лейпцига – главного кинофестиваля документального кино Европы… Наши кинематографисты достойно выглядели там, куда и поныне съезжается побороться за культурную честь своих держав вся Европа; сибиряки там были не последними. Те, кто уничтожал хроникальные студии, ошибочно полагали, что достаточно и телевидения. Такой подход – вопиющая некомпетентность или осознанное преступление. Телевидение занимается своим нужным делом – новостной информацией. Правда, там вместо хроникального материала большую часть времени на экране пялится корреспондент – журналист с микрофоном в руках и с незакрывающимся ртом, он говорит, говорит и говорит… Смотрите, дескать, на мое лицо и то, что за моей спиной, если увидите. Вот эти лица, а не хронику они оставят потомкам. Слова летят, как пули из автомата Калашникова. На пятую минуту этого трескучего вещания забываешь, что было сказано на первой. Хроникальные студии, наработавшие высокую кинокультуру, уничтожили (наше студийное здание отобрали и заселили чиновниками от госкомимущества, кстати сказать, построенное на деньги Госкино), развалили российскую государственную документалистику. Во время преобразования помещения нашей студии под чиновничьи нужды кинотехнику выбросили через выбитые окна, мебель вынесли на помойку – бери кто хочет, мультстанок сдали на металлолом, а выручку пропили. Творцов с богом выпроводили на улицу искать свой хлеб, без всякого пособия перед увольнением. Они безмолвно, словно нищие, разбрелись по миру, кто куда, кому-то пришлось навсегда расстаться со своей профессией. Помню, что оператор высшей категории, имевший диплом ВГИКа, Геннадий Ландин сторожил в областном яхтклубе. Возникает вопрос: кому выгодно, чтобы не создавалась изобразительная память отечества? Вот уже тридцать пять лет кинолетопись Ангаро-Ленского региона не ведется системно. А когда-то киножурнал выпускался строго каждую неделю – четыре выпуска в месяц, с соблюдением географии Восточной Сибири. В нем помещались сюжеты, снятые в Бурятии, Якутии, забайкальской Читинской области, Туве, Хакасии и Красноярском крае. Теперь, по устоявшейся российской традиции, надо бы приниматься за ее возрождение, но что-то особых потуг к этому не видно. Хочется мужам от руководства напомнить, что один из лучших своих фильмов – «Обыкновенный фашизм» Михаил Ромм создал благодаря уникальной кинолетописи, созданной документалистами времени Великой Отечественной войны. Без нее такого фильма сделать было бы невозможно. Самое интересное – остались отделения Союза кинематографистов! Союз есть, а студий нет. Смешно сказать, но эти самые студии родили и пополняли ряды союза. Не было бы их, ни о каком Союзе кино в регионах страны речи быть не могло. Мало того, у нас в Иркутске открыли филиал ВГИКа. Учить профессии – дело хорошее, но что же получается? Возникает озабоченность, что молодые дарования скоро выйдут с дипломами на трудовую тропу, а может, и вышли уже, которая должна привести их на киностудию, а ее нет… Она забита чиновниками от госимущества, два этажа чиновников. Где же им приложить свои профессиональные способности? У нас правая рука делает одно, а левая – совершенно противоположное. Зачем открыли учебное заведение, не имея базы применения творческих рук? Это же создает напряженность в обществе. Это то же самое, что учить летать на самолетах, которых нет, и их не собираются выпускать… Времена радикально изменились. Наступила эпоха, когда люди берутся за дела, в которых мало что понимают. «Кино» снимают все – редакторы, бухгалтеры, домохозяйки или просто прохожие – все, кто имеет смартфон. У всех получается хорошо или очень хорошо, или даже замечательно! Может быть, сейчас, как никогда, нужен, необходим документальный экран на каком-то телеканале, имеющий четкую державную позицию, чтобы Никита Михалков со своим «Бесогоном» не был один в России. Документалисты поддержали бы его устремления в борьбе с бесами пятой колонны и ворьем, показали нынешнюю Россию и ее людей. Тоска от того, что этому, похоже, кроме Н. Михалкова, никто, пожалуй, действенно не противостоит. Наша пятая колонна спокойно, без препятствий, так сказать, под флагом толерантности и демократических свобод осуществляет программу, выдвинутую еще Даллесом в 1948 году. Говорят, это фальшивка. Такого самая демократичная страна в мире задумать не может. Но эта «фальшивка» исполняется с точностью и блеском, шляпу можно снять! Взгляните: это исполняется как пятилетний план советских времен! «Окончится война с Россией, и мы бросим все, что имеем – все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей… Мы найдем своих единомышленников в самой России… Литература, театр, кино – все будет изображать и прославлять низменные чувства. Мы будем всячески поддерживать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякой безнравственности… Мы будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать духовные ценности. Мы будем бороться за людей с детских и юношеских лет…» Не хотелось, чтобы была осуществлена задуманная Даллесом программа. Хотя его самого давно нет, но мечты живы, о них нам все время напоминают и в наше время. Вот прислушайтесь: «Экономически (!) целесообразно проживание на территории России пятнадцати миллионов человек. Из них 2 млн (!) планируется оставить для обслуживания Транссибирской магистрали – кратчайшего пути в Европу. Остальные будут обслуживать химические, металлургические производства и ядерные могильники». Мадлен Олбрайт, экс-госсекретарь администрации США. Вот такую жизнь готовят нам, потомкам Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Федора Ушакова, Александра Пушкина, Льва Толстова, Антона Чехова, Императора Александра III, Михаила Булгакова, Сергея Королева, Юрия Гагарина, ничуть не стесняя себя в «демократических» желаниях… Очевидно, что именно сегодня «в условиях нарастающей информационной войны, фальсификаций даже недавних исторических событий у государства не будет другого надежного средства сохранения исторической правды и информационной защищенности, кроме кинолетописи». Поэтому документалисты должны включиться в подготовку конкретных мероприятий по возрождению сибирского кино. Настало время восстановления утраченных базовых кинохроникальных киностудий. Я говорил, что кинолетопись мы не снимаем уже тридцать пять лет, а она необходима для осмысления истории государства, наглядного сохранения образа жизни эпохи, в которой мы живем, увековечивания героев нашего времени, а также фиксации наших промахов и возможных недостатков, чтобы дважды не наступать на те же грабли. Я посмотрел федеральный закон «О государственной поддержке производства кинолетописи» и внесении поправки в статью № 6 Федерального закона от 3 апреля 2023 г. № 105 за подписью президента России В. В. Путина. Эта поправка гарантирует полное финансирование игрового и неигрового кинематографа, но о базовых государственных студиях речи нет. Не будет студий – не будет никакой летописи. Кинолетопись – дело державное, и заботиться о ней должно государство. Сейчас кинематографисты подают заявки, экспертный совет отбирает наилучшие и их финансирует, но в этом нет никакой системы, этакий организованный хаос – кому дали, а кто пролетел. Кинолетопись не может быть коммерческим или конкурсным делом. Конкурсы хороши, когда речь идет о женской красоте. Только постоянное финансирование государственных хроникальных киностудий возродят работу над кинолетописью. Продуманный и скоординированный план будет более объективным и полезным для государства. Зря, на мой взгляд, упразднили Госкино. Кинематограф – это целая производственная отрасль, огромное хозяйство, а его «пристегнули» к министерству культуры. Так уже было до пятидесятых годов прошлого столетия, и нечего хорошего из этого не получилось. Летописные материалы могли бы снимать кинематографисты, работающие от Кавказа до Тихого океана, что они и делали с блеском на протяжении десятилетий, да еще поставляли сюжеты на союзный экран в Москву для киножурнала «Новости дня». (Ваш покорный слуга с кинокамерой «Конвас» прошел и проехал на оленях, ледоколах, собаках, вертолетах, да и пешком от Певека до Мурманска, исколесил Таймыр, Якутию, снимал на Индигирке и Колыме, пересек Сибирь по Енисею и по Лене, бывал на архипелаге «Северная Земля», «Медвежьи острова», неоднократно на острове Диксон в Карском море и у черта на рогах.) Что касается показа кинолетописи на ТВ – это не блатное, а государственное дело, и все должно быть основательно, по закону и государственной надобности. Есть каналы, которые финансируются государством, их можно обязать законом знакомить население страны с жизнью регионов, используя кинолетопись. Кинолетопись – реальность нашей сегодняшней жизни и люди, живущие в этой реальности. Потомки должны знать, как мы жили, о чем думали и мечтали. Мало кто знает операторов, снявших Циолковского, Льва Толстого, Николая II, маршала Блюхера, комдива Второй конной армии Миронова, убитого большевиками… Они нам оставили время и его дыхание, через столетие передали нам. А мы передадим другим поколениям Шостаковича, Рихтера, Смоктуновского, Жукова, Кожедуба, гениального Всеволода Боброва, Курчатова, Ландау, Гагарина и наших земляков – Белобородова, Астафьева, Вампилова, Распутина, народного артиста России Венгера. У нас нет никакого времени – уже треть XXI века мы не ведем кинолетопись великой державы. Это же преступление перед отчизной и последующими поколениями. Работа документалистов поможет нам выиграть информационную войну своей правдой.
|
|