Нонна Мордюкова: выразительница загадочной русской души |
Марина Довгер, sobesednik.ru |
06 Июля 2022 г. |
Нонну Мордюкову включали в десятку лучших актрис мирового кино XX века. Сыграв непростые роли в фильмах «Молодая гвардия», «Председатель», «Комиссар», «Родня», она увековечила на экране образ сильной русской женщины, которая коня на скаку остановит, затянет в свою орбиту, накормит и утопит в материнском тепле. Актриса определила сущность, стиль и облик советского времени. Недаром в её настоящем имени присутствует дух революционной эпохи: девочку, рождённую в ноябре 1925-го, назвали Ноябрина. Такова Нонна и была – плоть от плоти русского народа, выражавшая его загадочную душу. Учиться на Любовь ОрловуНонне Викторовне блестяще удавались пронзительные образы женщин войны и послевоенных лет. Скажете, величайший талант? Безусловно. Но питало этот талант знание провинциальной народной жизни – артистка сама через всё это прошла. Голодала, полола картошку, доила козу, как старшая в многодетной семье, заботилась о младших, пока мама с утра до ночи работала в колхозе. Во время войны жила в оккупации, повидала много горя людского, ухаживала за больными и умирающими, до конца жизни не могла забыть расстрелянных детей. Отец ушёл добровольцем на фронт и вернулся без ноги. Пережитое в собственной биографии навсегда настроило ей камертон в профессии, актриса точно попадала в свои роли и никогда не фальшивила. В 1945 году Ноябрина пришла поступать во ВГИК, чтобы «учиться на Любовь Орлову». Мастера сразу обратили внимание на статную кубанскую красавицу. «Они меня подняли на смех в комиссии и не дали читать монолог Фамусова, – вспоминала сама актриса. – Видят, что я приезжая, и говорят: девушка, вы не читайте, а лучше расскажите что-нибудь из жизни». После экзамена абитуриентка вышла в растерянности: «Какие враги Советского Союза собрались! Смеются!» Её будущая однокурсница Клара Лучко успокоила девушку: «Чего ты нервничаешь? Тебя первым номером примут!» И действительно, Нонна произвела фурор. Сидящий в комиссии Александр Довженко воскликнул: «Её профиль я видел на скифских вазах». В тот год вместе с Мордюковой на актёрский курс поступил Вячеслав Тихонов. Ей 19, а ему 17. Как вспоминала Нонна Викторовна: «Набрали нас полный институт голодранцев. У кого пальто из солдатской шинели, у кого телогрейка». Скромному Тихонову сразу приглянулась шумная весёлая однокурсница, и он стал за ней ухаживать. Так начался их студенческий роман. Пирожные за Сталинскую премиюУже на втором курсе режиссёр Сергей Герасимов позвал талантливую казачку сниматься в его новой картине по «Молодой гвардии» Александра Фадеева. Роль Ульяны Громовой принесла дебютантке Сталинскую премию I степени. Но высшей похвалы Нонна удостоилась от автора романа. Однажды Фадеев заглянул на съёмки. Увидев, как актриса работает в кадре, Фадеев сказал Герасимову: «Серёжа, что ж ты раньше меня с Мордюковой не познакомил? Я бы лучше и полнее написал этот образ!»
Тихонов в этом фильме сыграл второстепенную роль. На премьере начинающие артисты растерялись под градом оваций. «Как будто грузовик кастрюль вывалили на нашу голову, – рассказывала Нонна Викторовна про свой первый триумф. – Я испугалась и не могла поверить, что это нам аплодируют». В то время студенты снимались бесплатно, а после получения премии им внезапно выдали зарплату за 7 месяцев. Лауреаты тут же пошли это дело отмечать в кафе и съели ведро пирожных, как шутила Мордюкова, приезжала скорая помощь, делали промывание желудка. «Хороший ты мужик, но не орёл»После съёмок «Молодой гвардии» разгорелись нешуточные страсти. Признанный мэтр Сергей Герасимов попытался отбить у Тихонова его возлюбленную. Он приезжал за девушкой на автомобиле, угощал дефицитным шоколадом, хотел даже развестись с женой. Мордюкова его не любила, но какое-то время принимала ухаживания из страха, что влиятельный режиссёр закроет ей дорогу в кино. Так, кстати, в итоге и произошло. После отказа Герасимову восемь лет Нонна нигде не снималась. Когда он взялся экранизировать «Тихий Дон», на главную роль в отместку утвердил Быстрицкую и больно уязвил актрису: «Я ж казачка, я бы сыграла лучше». Скучный ШтирлицНонну Мордюкову и Вячеслава Тихонова называли самой красивой парой советского кино. В кино и в жизни это были два абсолютно разных темперамента. Бурная страстная натура Мордюковой, как речка Уруп из её детства – быстрая, горная, шумная или даже бурлящая лава. А рядом – аристократический мраморно-холодный князь Андрей, он же нордический Штирлиц, которого раздражали кубанские песни и большие компании. После 13 лет брака Нонна ушла к другому: «Слава – зануда. Одно слово в неделю. Мне с ним скучно». В своей жизни Мордюкова пережила много романов. Как вспоминает Никита Михалков, «когда она появлялась в компании, мужики падали штабелями». В неё был влюблён Василий Шукшин, а Юрий Каморный, который был младше актрисы на 20 лет, выстрелил себе в руку, доказывая свою любовь. По словам младших сестёр Мордюковой, до конца своих дней она считала расставание с первым мужем фатальной ошибкой. В интервью на вопросы о личной жизни роковая красавица мрачно отшучивалась: «Мой суженый, видимо, погиб на фронте». Трудные сцены снимали по пятницамОдной из самых сложных ролей в фильмографии стала роль матери дезертира в ленте «Трясина» Григория Чухрая. Об этой работе впоследствии Мордюкова скажет: «Есть такие роли, которые просто жрут нервы, как тигр сырое мясо – без соли и закуски». Сцены, где требовалось существовать на пределе, Нонна Викторовна просила снимать по пятницам. Однажды не успели все доснять, технические сотрудники отработали смену и разошлись до понедельника. Артистка же побоялась выйти из образа и растерять эмоциональный накал, поэтому два дня продержала себя в состоянии сумасшествия.
После этой картины Мордюкова попросила Виктора Мережко написать для неё комедию. Так появился сценарий фильма «Родня». Прочитав текст, Нонна Викторовна сразу загорелась сниматься. Это будет народный хит и звёздная роль, а значит, нужен лучший режиссёр. На закрытии Московского кинофестиваля Мордюкова вручила сценарий Никите Михалкову. На титульном листе было напечатано: «Главная роль написана на народную артистку СССР Нонну Мордюкову». У Никиты Сергеевича не было единого шанса отказаться. Под напором и талантом кубанской казачки сдавались все крепости и бастионы. Образы, которые создавала Нонна Мордюкова, всегда находили отклик у зрителей. Ее роли не были проходными и незапоминающимися. Казалось, что она не играла на экране, а просто жила. И способна была войти в каждый дом, где ее приняли ли бы за свою, за родную.
На нашем сайте читайте также:
|
|