НА КАЛЕНДАРЕ

Ничего не изображал, а просто существовал: Борислав Брондуков

Николай Ирин, portal-kultura.ru   
09 Марта 2023 г.

Посмертная судьба замечательного артиста Борислава Брондукова, в сущности, незавидна: в прессе бесконечно мусолят его эпизодические появления в роли алкоголиков, недотеп, прохиндеев. И даже когда эти экранные мгновения нетривиальны и глубоки, их «по инерции» интерпретируют снисходительно и поверхностно.

Никогда не лицедействовал, ничего не изображал, просто существовал: Борислав Брондуков

  • Фото с сайта 1tv.com

Борислав Брондуков не был прирожденным комиком. В знаменитой картине режиссера Леонида Осыки «Каменный крест» (1968) и в еще более значительной ленте Николая Мащенко «Комиссары» (1969) он похож скорее на Тосиро Мифунэ, нежели на Чарли Чаплина, с которым его время от времени зачем-то сопоставляют.

Десять лет Брондуков снимался на киевской студии им. Довженко (и совсем немного — на Одесской), играл там роли широчайшего жанрового спектра, в том числе Николая II в фильме «Семья Коцюбинских» (1970) режиссера Тимофея Левчука. Основная проблема была в том, что уровень кинопродукции украинских «фирм» высоким качеством, как правило, не отличался. Руководство УССР десятилетиями честолюбиво боролось за всесоюзное первенство лишь на ниве футбола: киевскому «Динамо» предоставляли и квартиры, и ресурсы, и сердечное внимание, а в сфере тонких материй, включая киноискусство, давала о себе знать канонизация самостийности вкупе с местечковостью, что за редчайшими исключениями художественных открытий не обеспечивало.

Если в поразительной ленте Мащенко комиссары Гражданской все-таки озабочены проблемами «общего дома», страстно рассуждают в категориях «нашей России», цитируют как своих, родных Лермонтова и Льва Толстого, то в большинстве других работ превалировала этнографическая обособленность. Многие республиканские деятели уже вовсю культивировали отдельность от русской культуры.

Когда Брондуков все-таки проскользнул на центральные студии страны, его специфические внешность, говор и внутренний мир стали в основном использовать в однообразном, конвейерном ключе. Постепенно сложился своего рода канон — артист стал заложником собственных удачных открытий.

Последние и вправду были значительными, а осуществил их Борислав Николаевич при помощи и под руководством двух великих режиссеров — Виталия Мельникова и Георгия Данелии. В 1972-м сыграл учетчика колхоза Ракова в фильме «Здравствуй и прощай» по сценарию Виктора Мережко. По исполнению эта картина безупречна, и Брондуков идеально вписывается в компанию таких корифеев, как Олег Ефремов, Михаил Кононов, Виктор Павлов и Александр Демьяненко. Мельников всегда умел культивировать обертона «застенчивость», «нежность», «деликатность», «сердечность», поэтому актер, который прежде даже на бытовом материале тяготел к психотипу «опасный самурай», обрел в образе социально активного Ракова некоего нового себя, появился «человек сердца». Особое обаяние и дополнительный объем его внутреннему миру придавала тембрально красивая (хотя и с провинциальным, украинским «акцентом») речь.

Своеобразный голос артиста столь заметно выдавал его потаенную сердечность, что вступал в противоречие с самурайскими внешностью и энергетикой. Неслучайно добрый друг Борислава Николаевича режиссер Леонид Осыка роль вора из «Каменного креста» переозвучил с помощью другого актера.

Благодаря умению причудливо интонировать Брондуков превратился в гения речевого жеста. В картине «Здравствуй и прощай» имеется целая россыпь показательных фразочек: «Глупых вопросов не задаю», «Товарищ Буров, растущую урбанизацию милицией не остановишь», «Да, попрошу учесть счастье женщины!» На незаурядном литературном материале Виктора Мережко постановщик превратил колхозного учетчика в этакого социально активного уникума, который стремится обеспечить личным счастьем и приезжего брата, и покинутую непутевым мужем героиню Людмилы Зайцевой.

В «Афоне» (1975) с актером работал такой же, как Мельников, зоркий, но гораздо более жесткий в своих оценках Данелия. Поначалу фильм должны были снимать на студии им. Довженко, а роль легкомысленного и при этом расчетливо-циничного сантехника предназначалась Брондукову. Но сценарий ушел на «Мосфильм», а бывшему киевлянину достался образ собутыльника Афони грузчика Федула. «Гони рубль, родственник!», «Не люблю я таких людей, непунктуальных», — в вечно поддатом и будто бы расхлябанном поденщике режиссер углядел черты самурая, внешне простоватого, но на деле жесткого, абсолютно неутомимого и непримиримого. Федул выступает как бы в качестве Тени улыбчивого, расслабленного Афони. Брондуков словно доигрывает те характеристики, которые заглавный герой прячет даже от самого себя, показывает экзистенциальную опасность милого, обаятельного персонажа Куравлева. Подобные метафоры даже в среде киноманов сегодня мало кто считывает, образ пьянчуги-грузчика воспринимается как параллельная основной линии сюжета лобовая сатира.

Никогда не лицедействовал, ничего не изображал, просто существовал: Борислав Брондуков

  • Фото с сайта: aelita544.ru

Ленинградец Мельников и москвич Данелия, определив масштаб творческой личности и задав направление движения, пунктирно отобразили во взаимодействии с Брондуковым две противоположные категории — светлое и темное. Впоследствии эпигоны принялись эксплуатировать лишь внешние характеристики сыгранных актером ролей: деревенский учетчик-альтруист Раков у этих «продолжателей» трансформировался в простоватого до неприличия, «типового» селянина, грузчик-выпивоха Федулов — в агрессивно пьющего «среднестатистического» пролетария.

Начиная со второй половины 70-х кинематографисты в массе своей не желали всерьез разбираться с народными типами и характерами, их теперь окарикатуривали, а Брондуков с его природной мягкостью, работоспособностью, техникой и специфической фактурой оказался, увы, удобным подручным материалом для спекулянтов. Актер сопротивлялся, а иногда, сотрудничая на площадке с настоящими мастерами, добивался совершенно уникального качества.

Друживший с ним Виктор Мережко убедил постановщика картины «Вас ожидает гражданка Никанорова» Леонида Марягина отдать роль лирического героя-любовника именно Брондукову. Этот фильм воспринимается как некий антропологический триллер: зритель переживает, постоянно сомневается в том, что внешне спокойный, отнюдь не молодцеватый колхозный ветеринар Павел Иванович Дежкин способен влюбить в себя, а главное, удержать такую энергичную, красивую бой-бабу, как Катя Никанорова в исполнении Натальи Гундаревой. Благодаря участию в картине их обоих получилось кино, исполненное редких жанровых свойств.

Работа Борислава Брондукова поразительна. Он словно тащит нас, зрителей, к вожделенной цели, через все стадии свойственного его персонажу сомнения: о, нет, по-настоящему любить, добиваться счастья этот мужичок явно не готов; нет, нет и нет, неинтересный, бесперспективный...

«Посидите с нами, а?» — заигрывают с Паливанычем одинокие женщины. «Я это не умею», — слышится в ответ. «Ни кожи, ни рожи», — убеждает нас в наших законных сомнениях Катя. И все-таки внимание зрителя ни на секунду не ослабевает, ибо в Дежкине все равно «что-то этакое есть». Постепенно Брондуков добавляет очевидности свойствам героя: ветеринар прямодушен, иногда прямо-таки светел; да-да, он добросердечен и красив; и, наконец, ну что ж, в такого, наверное, влюбиться можно, более того — не влюбиться нельзя; Катя, догони его и не отпускай...

Это была одна из немногих главных ролей Борислава Николаевича. Вероятно, вторая столь же значимая (едва ли не самая любимая им в кино) — механика Лыкина в ленте «Смотри в оба!» (1981) режиссера Эльдора Уразбаева по сценарию Александра Бородянского. Мелкий мошенник ненароком попадает в круговерть Гражданской войны и неожиданно для самого себя дорастает до настоящего героя. «Избегнуть, ускользнуть, выкрутиться» — фирменный стиль тех, кого в проблемные годы позднего СССР Брондуков играл часто. Лыкин тоже вертится, как уж на сковороде, но постепенно сценарист и сам исполнитель открывают в персонаже совсем иную, подлинную глубину.

«Интересно, зачем на свете народ живет?!» — совершенно в духе Андрея Платонова интересуется вчерашний ловкач, подсознательно переходя в режим «самопожертвование»... «А кто он был?» — спрашивают о погибшем герое. «Лыкин? Товарищ», — лаконично отвечает его собрат по борьбе.

В ту пору актер с новым пониманием жизни и основ профессии был готов вернуться к «безалкогольному» материалу его первых лет съемок в кино, но... ударил один инсульт, потом второй, третий...

Провидение даровало ему потрясающую жену Катю и двоих сыновей. В труднейшие, последние годы супруга буквально носила его на руках по дому и на прогулки. Судьба также подарила артисту искренние симпатии со стороны десятков миллионов зрителей и много-много ролей. Среди 136 фильмов, в которых он, по приблизительным подсчетам, сыграл, есть такие, как «Табор уходит в небо», «Вдовы», «Женитьба», «Суета сует», «Гараж», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Дульсинея Тобосская», «Зеленый фургон», «Мы из джаза», «Батальоны просят огня». В «Осеннем марафоне» Брондуков установил, пожалуй, мировой рекорд: за 40 секунд экранного времени создал потрясающе убедительный и в то же время образцово комичный образ.

«Он никогда не лицедействовал, ничего не изображал, просто существовал. У него был свой мир, обозначенный его юмором, его оценками», — говорил о нем Виталий Мельников.

«Тревога в глазах, напускная хмурость, детскость и чистота», — перечислил свойства его натуры Александр Панкратов-Черный.

«Был одновременно маленьким и большим человеком. У него же самый драматичный, самый значимый монолог в «Гараже»!» — отметил обычно скупой на похвалы Валентин Гафт.

Его Буча из фильма «Табор уходит в небо» скромничает: «Мордой не вышел для дел благородных».

Вышел, еще как вышел.

***

Бориславу Брондукову удалось обрести всенародную любовь. А это, согласитесь, было не так-то просто сделать, ведь предлагалось артисту очень много эпизодических ролей. Как тут можно запомниться публике? Только силой своего таланта, который позволял из несколькоминутной или нескольксекундной роли создать, как говорится, конфетку. Борислав Брондуков был убедительным, настоящим и органичным в любом эпизоде. Великого артиста давно уже нет, но есть и живут мастерски созданные им персонажи. Они навсегда поселились в сердцах благодарных кинозрителей.

На нашем сайте читайте также:

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!