НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
2024-10-31-01-50-58
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...

На задворках закона

19 Апреля 2012 г.

alt

Выходит пьяный из ресторана. Садится в такси:
– Поехали!
– Куда? – спрашивает таксист.
– Ну, я-то знаю куда! А тебе зачем?

Управление страной всё чаще напоминает этот анекдот. Проводятся реформы, принимаются и меняются законы, о которых сообщают:

 

– Обсуждены и одобрены подавляющим большинством населения! На самом деле они воспринимаются этим большинством как снег на голову. Хорошо, если без сосулек...

Так был принят Закон о монетизации льгот (122-ФЗ). Таким же образом преобразован «Закон о статусе военнослужащих», который сохранил прежний номер – 76-ФЗ от 27.5.1998 г., но оброс таким количеством изменений и поправок, что любой здравомыслящий человек задаёт вопрос: «Не проще ли написать новый закон, чем разбираться более чем в 200(!) поправках, обозначенных в законе?» Такому же издевательству был подвергнут Закон «О ветеранах» (5-ФЗ от 15.12.1994 г.) и многие другие важные законодательные акты, которые воспринимаются теперь либо с недоумением, либо с возмущением.

Кстати, о «всенародном обсуждении». Когда считают, что, поместив проект закона в Интернет, передали его на суд народа, это не совсем так. Интернет не охватывает всё население. Им пользуются преимущественно молодые люди и люди среднего возраста. Не каждый пользователь Интернета интересуется законотворчеством, ограничиваясь играми, рекламой и развлечениями. Пенсионное законодательство вызывает интерес, когда пенсия как неизбежность надвигается на человека. Более широкий информационный охват дают пока публикации в распространённых и доступных газетах. Не только потому, что не потеряла изначальный смысл пословица «Что написано пером, не вырубишь топором», но и потому, что газета, опубликовав законопроект, как правило, предлагает читателям дать ему оценку, сформулировать своё отношение к нему. Газета может, а в некоторых случаях даже обязана сообщить читателям те ограничения, за которые выходить нельзя, чтобы не вступить в противоречие с другими законами государств (прежде всего, с Конституцией страны) и с международными соглашениями, являющимися частью правовой системы России.

Законодатели трудятся без каникул

Добротно построенное здание какое-то время в ремонте не нуждается. Законы, увы, к такой категории рукотворных объектов не относятся. Не вся кухня, где делаются законы, бывает на виду, но практически не встречается законов, которые со временем не потребовали бы изменений и дополнений. Почему? Значит «брак» был допущен изначально, или, по второму варианту, – кто-то посчитал, что закон даёт гражданам больше прав и свобод, чем они того заслуживают. Вот это второе и происходит чаще всего. И тогда начинается поиск того, что можно урезать, убрать, причём сделать это или «по просьбе трудящихся», или по результатам многочисленных обращений, жалоб, предложений. «Глас народа» – лучшее оправдание даже для неблаговидных действий власти. Остаётся только подобрать подходящую команду «реформаторов» типа Починка, Зурабова, Сердюкова или Чубайса. Они приходят на какой-то объект, руководствуясь полученной установкой от первых лиц государства или «Вашингтонского обкома» – это не так уж важно, и начинают действовать, меньше всего заботясь об интересах страны. Для них главное время от времени получать одобрение «сверху» – «всё нормально, так и задумывалось!»

Не будем отвлекаться от означенного направления – обсудить пенсионную систему как часть материального обеспечения военнослужащих. Оценка этого направления в сжатой форме дана в 2003 году (журнал «Право в Вооружённых Силах», № 9, с. 5): «...Происходит латентное (т. е. скрытое) сокращение объёма прав и льгот военнослужащих, имеющих существенное значение для их благосостояния, путём их отмены, приостановления либо ограничения пределов их действия, усложнения процедуры их реализации». Каждый военнослужащий и военный пенсионер может привести множество примеров, подтверждающих, что эта тенденция не просто существует, но действует в нарастающих размерах, в том числе, когда творятся новые законы или делаются поправки к имеющимся.

Президент Д. Медведев определил отношение к нормам права в России как правовой нигилизм и призвал бороться с этим злом. Бороться – это мы умеем, правда, без надежды на успех. Воровство, казнокрадство, все разновидности мошенничества слабо реагируют на борьбу с ними, и правовой нигилизм не спешит сдавать свои позиции.

Не вдаваясь в подробности, перечислим те ущемления прав военных пенсионеров, которые были допущены до принятия Закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» от 21.11.2011 г.

Начнём с многострадального продовольственного пайка, стоимость которого по чьему-то «недосмотру» была включена в расчёт пенсий. Как он мешал законодателям! Особенно когда его первоначально обозначенная стоимость (608 рублей 33 копейки в месяц) вдруг начала расти (инфляция, понимаете ли!) и по официальным данным Росстата в 2005 году составляла в Прибайкалье 3645 рублей 44 копейки в месяц. Общая задолженность перед военными пенсионерами на август 2006 года, по признанию бывшего министра финансов А. Кудрина в беседе с В. Путиным, достигла 59 млрд рублей («Комсомольская Правда» 1.08.2006 г.). Долг был признан. Думаете, его вернули? Конечно, нет! А ведь долг, несмотря на неуклюжую попытку упрятать стоимость продпайка (те же 608 рублей 33 копейки) в оклад по воинскому званию, продолжает нарастать! Бессовестно украденные у военных пенсионеров деньги можно, конечно, потратить на очередную избирательную кампанию. Сколько стоит утраченное доверие и уважение к власти, никто не считал и считать не будет.

Законом 122-ФЗ статус военных пенсионеров был снижен с федерального до регионального. Военный пенсионер из пенсионера Российской Федерации превратился в пенсионера Иркутской области. «Пенсионер Иркутской области» звучит менее престижно чем «пенсионер России». Но дело не в этом. Позвольте напомнить, что, принимая присягу, нынешние пенсионеры клялись служить Советскому Союзу или России, а не отдельной их области, и в послужном их списке нет приказов о переводе в войска какого-то региона. Вместе с наименованием ушла часть льгот военных пенсионеров.

Законом 122-ФЗ был отправлен в небытие Закон № 1799-1 от 24.10. 1999 г. «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР». Этот закон требовал от государства проводить индексацию денег, находящихся в распоряжении граждан, для сохранения их покупательной способности. Мы обсуждали названный правовой беспредел («Приангарье», 20.07.2010 г. «Вам льготу – извольте»), но к тому времени «поезд ушёл», а п. 3 ст. 11 Закона «О ветеранах», запрещающий отменять льготы без равноценной замены, тоже оказался «утратившим силу» – по тому же Закону 122-ФЗ. Трудно дать достойную оценку такого законотворчества, оставаясь в рамках нормативной лексики!

Несколько лет назад военкоматы прекратили выдачу пенсионерам и членам их семей воинских перевозочных документов (ВИД). Документы, регулирующие процесс перевозок за счёт Министерства обороны, остались в неприкосновенности. Пенсионеру «дана возможность» получить деньги на проезд до поездки, на что у него всегда не остаётся времени. Деньги в этом случае выделяются в счёт будущей пенсии. Второй вариант – получить компенсацию после поездки, а деньги на проезд извлечь из своей «заначки» (если она есть) или искать нужную сумму где угодно и у кого угодно. Сумма – это иногда несколько десятков тысяч рублей. Такая вот забота о военных пенсионерах!

«Заначка» для поездки в санаторий по мнению чиновников должна была образоваться за счёт денег, выделяемых па санаторно-курортное лечение: ежегодно выплачивалось 600 рублей на самого пенсионера и 300 рублей на члена семьи. Эти суммы ни разу не индексировались, превратились в насмешку над льготой и с 1.01.2012 г. были отменены совсем.

В 1995–1998 гг. рос долг перед военными пенсионерами: военнослужащим на 25% увеличили должностные оклады, а о пенсионерах забыли. Пенсионеры стали обращаться в суды, иски удовлетворялись. Круговая оборона Министерства обороны была прорвана. Надо было признать долг и расплатиться. Президент В. Путин издал Указ от 18.10.2007 г. № 1373-е, где было предписано пересчитать накопившийся долг, исходя из окладов на 1.01.2008 г. Так как оклады были выше, чем в 1995–1998 гг., все, кто не обращался в суды, получили компенсацию примерно в два раза больше. Пенсионеры обратились в Страсбургский суд по правам человека, усмотрев в действиях президента дискриминацию по признаку социальной активности.

Во всём мире признаётся право наследования. Такое право зафиксировано в п. 4 ст. 35 Конституции РФ. В ст. 1183 Гражданского кодекса РФ сказано: «Право на получение подлежащих выплате наследователю, но не полученных при жизни сумм... принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи...» Типичный случай, сложившийся во многих семьях военных пенсионеров: не дожил пенсионер до того времени, когда военное ведомство созрело, чтобы выплатить ему долг. Так отдайте эти деньги вдове! В Иркутске проблему решили в два этапа. К мировому судье собрали исковые заявления вдов. Затем пригласили истиц, и всем сразу... отказали. Не знаю, воспользовались ли вдовы очевидным правом па обжалование этого незаконного решения.

Вам, наверное, известно, что люди, допущенные к работе с секретными сведениями, получают за это доплату к заработной плате или денежному содержанию (для военнослужащих). После ухода с такой работы (или службы) человек лишается доплаты, зато приобретает, хотя и временно запрет на выезд за рубеж. Где логика? Очевидно, доплату на какое-то время надо сохранять.

В субъектах Федерации регулярно (обычно раз в квартал) определяется величина прожиточного минимума по категориям граждан: трудоспособное население, пенсионеры, дети. Переход трудоспособного человека в категорию пенсионеров осуществляется одномоментно – вместе с увольнением с последнего места работы. Конечно, величина прожиточного минимума напрямую не отражается на размере пенсии, по используется для бюджетных расчётов и должна хотя бы приблизительно отражать жизненные потребности пенсионера. Ст. 25 Всеобщей декларации прав человека требует обеспечения надлежащего жизненного уровня и перечисляет некоторые факторы, которые его снижают: болезни, инвалидность, наступление старости. Разве не это сопровождает человека преклонных лет? В Иркутской области прожиточный минимум пенсионера установлен на 1749 рублей (на 27%) ниже, чем у трудоспособного человека. Почему этот факт находится вне поля зрения уполномоченного по правам человека?

Не уверен, что читатели внимательно прочли публикацию «Пенсии подрастут» И. Ружииковой («Байкальские вести», 26.01.2012 г.). В ней рассказано, что для неработающих пенсионеров, получателей трудовой пенсии по старости и по инвалидности в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, в том числе в Иркутской области, применяется упрощенная система компенсации расходов на проезд к месту отдыха и обратно. Не надо предъявлять путёвку, достаточно написать заявление и приложить проездные документы. Как привычна была такая система, дополненная выдачей ВПД для тех, кто проходил военную службу, и как оказалась бы востребованной для пожилых пенсионеров Министерства обороны в условиях упадка санаторно-курортного лечения в военных санаториях (см. «Мои года», 24.09.2011 г., «Лечение с приключениями») и невозможности активного лечения в преклонном возрасте. Не секрет, что часто возникает ситуация: надо, может быть в последний раз, встретиться с близким человеком, а это проблематично при нынешних транспортных расходах. Надо признать факт: гражданская пенсионная система по части предоставления льгот опередила военную.

С чьей-то подачи постоянно всплывает идея: ограничить льготникам месячный лимит бесплатных поездок на общественном транспорте. Пожалуй, внедрение электронных проездных карточек для пенсионеров логично вписывается в эту идею. Представьте, что вы вошли в салон и приложили свою электронную карточку к считывающему устройству, а на экране вместо привычного «Проходите!» всплывает, извините, фига – лимит кончился. С кондуктором или водителем спорить бесполезно. Не он ограничил ваше право на бесплатный проезд. Как всегда, ввести ограничение просто, а отменить трудно, а то и невозможно.

Последнее из того, что мне известно, – это способ урезания льготы, применяемый к льготникам, живущим в одной квартире с родственниками или посторонними людьми. Какой-то потреблённый ресурс (например, расход электроэнергии) делится на число проживающих – определяется доля, приходящаяся на одного человека, в том числе на льготника, и эта доля оплачивается с установленной скидкой. Подвох уловили?

Не претендую на то, чтобы приведённый перечень ущемления прав льготников считать исчерпанным. Просто с ними приходилось сталкиваться. Река времени доставила нас к тому рубежу, на котором Министерство обороны посчитало, что прежний закон о пенсионном обеспечении военнослужащих от 12.2.1993 г. № 4468-1, неоднократно подвергнутый правке, устарел, пора сочинять новый. Тем более что многие ограничения сняты, руки развязаны. А главное, что по прежнему закону пришлось бы пенсионерам платить вдвое большую пенсию. Это как-то не

по-путински...

Дождались? Не спешите радоваться

Оценки новому закону даны многочисленные. К сожалению, в них мало позитива. Если то, что написано здесь, считать вступлением, то эйфории, естественно, также не наблюдается.

Беседа с адмиралом Владимиром Комоедовым в газете «Советская Россия» была напечатана 7.7.2011 г., когда можно было считать, что шло обсуждение проекта закона, предложенного правительством России. Забегая вперёд, можно сказать, что замечания, сделанные адмиралом, учтены не были. Проект стал законом, благо процедура принятия законов в Госдуме была поставлена на поток.

Основные итоги вмешательства нового закона в прежний закон о пенсионном обеспечении военнослужащих свёлся к снижению максимальной надбавки за выслугу лет с 70% до 40% и введению коэффициента ограничения ОДС (оклада денежного содержания), равного 0,54. Адмирал Владимир Комоедов иначе как понижающим коэффициентом его не называет. Название должно соответствовать сути. Остальные новации упомянем ниже.

В рабовладельческом обществе был придуман приём: отобрать у раба всё, а потом дать что-нибудь, и он будет преисполнен благодарности к дающему. Большинство военных пенсионеров начинало осваивать грамоту по советскому букварю, где в самом начале запоминалась фраза: «Мы не рабы. Рабы не мы». Она несла не только обучающую нагрузку, но и закладывала в сознание человека гордость за свободу и человеческое достоинство. В полном объёме принцип «отними всё, дай что-нибудь» теперь не применяется: слишком грубо. Но если в течение нескольких лет не индексировались пенсии, если вместо реального повышения материального обеспечения военных пенсионеров власть лишь обещала через большой промежуток времени резко увеличить выплаты, поднять уровень военных пенсий до пенсий госслужащих, если недовольство пенсионеров вынудило ввести ежемесячную доплату всем военным пенсионерам в 1000 рублей («президентская тысяча»), то чем в сущности действия власти отличаются от методов, применявшихся римскими или иными рабовладельцами? Благодарность к власти хотя и имеет место, по она не столь велика, как хотелось бы этой власти.

Существует в финансовых делах понятие упущенной выгоды. Это неполученный вероятный доход, который мог получить владелец денег, если бы должник вовремя вернул ему долг. Кто будет спорить, что у военных пенсионеров имела место та самая упущенная выгода, раз они не получили вовремя и в заслуженном объёме свою пенсию?

В июле 2011 г. адмирал В. Комоедов писал: «Да, предвыборное время диктует... освежать мышление исполнительной власти. Целых три года не индексировались ни денежное довольствие, ни пенсии военнослужащих, а тут – на тебе...» Это большая реформа, твердят представители власти и правящей партии. Так накопилось же не отданное вовремя! И остался в силе изощрённый метод, внедрённый экс-министром финансов А. Кудриным: уменьшить базу расчёта пенсий за счёт исключения из неё всех надбавок. Результат – оклады увеличиваются в 3 раза, пенсии – в 1,6 раза. Тот же адмирал В. Комоедов назвал казусом отмену компенсации за проезд к месту отдыха для тех, кто не служит в отдалённых округах. «Кто мог додуматься до этого?» задаёт риторический вопрос В. Комоедов.

«Поощрительный куш» в виде ежегодной прибавки на 2% к пенсии адмирал В. Комоедов характеризует как иезуитский: исполнительная власть создала условия, чтобы продолжительность жизни в России была одной из самых коротких, и проявляет «великую мудрость», провозглашая, как принято за праздничным столом по случаю дня рождения: «Живите долго!» Оригинальный способ побуждать пенсионеров к долгожительству, то ли издеваясь над ними, то ли заранее приветствуя тех, кто, несмотря ни на что, сумеет долго задержаться на земле.

Капитан первого ранга И. Белозерцев так оценил пенсионный закон для военнослужащих: «Предложенный правительством В. Путина законопроект – очередной большой обман общества и Вооружённых сил... Законодатели окончательно разрушают систему мер социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей».

От имени Балтийского совета ветеранов контр-адмирал в отставке А. Давыдов заявил: «Внесённый законопроект – худшее из всего, что обсуждалось на протяжении последнего года... Новый порядок расчёта военных пенсий – вопиющая несправедливость по отношению к людям, посвятившим свою жизнь ратному делу».

Позвольте ещё раз напомнить, что все приведённые выше резко отрицательные отзывы о проекте закона, предложенном Государственной Думе для принятия, остались не услышанными – в полном соответствии с программным заявлением её бывшего спикера, что Дума – не место для дискуссий.

И что же теперь делать?

Смириться? Ждать, когда навязанная система пенсионного обеспечения военнослужащих сама себя дискредитирует? Едва ли это произойдёт само собой. У российских законодателей наверняка осталось много приёмов, чтобы удерживать в повиновении недовольных, тем более что степень недовольства, если за ней следить, определёнными способами можно удерживать на невзрывоопасном уровне. Нет сомнений, что это будет делаться. Остаётся сформулировать те изменения, которые прямо или косвенно могут влиять на пенсионное обеспечение военнослужащих, и потому должны считаться необходимыми и неотложными.

Озвучивается мнение – не вернуть ли систему пенсионного обеспечения, существовавшую в СССР? Едва ли это возможно. Да и надо ли? Можно ведь проследить, как эта система менялась, в какие моменты нарушались те или иные ограничения и запреты, содержащиеся в предшествующих законах, особенно – в Конституции государства. Кто может проделать такую работу? Нынешние законодатели? Едва ли. Теоретически можно волку поручить разработку правил сохранения поголовья овец. Но – сами понимаете... Вероятно, с такой работой справилась бы немногочисленная группа военных юристов, хорошо знающих военно-пенсионное законодательство, в том числе его исторические корни, при обязательном участии общественности, без чего в нашей стране трудно рассчитывать на объективные результаты.

Пора на деле переподчинить Росстат президенту России, чтобы его выкладки могли без сомнения в достоверности использовать как учреждения, так и граждане страны.

Надо вернуть военным пенсионерам статус федеральных льготников со всеми полагающимися им правами. Разработать и ввести в действие новый закон об индексации доходов и сбережений, взамен уничтоженного, обязательный для исполнительной власти.

Восстановить действовавшую шкалу доплат за выслугу лет, поскольку служба в Вооружённых силах не стала ни легче, ни безопаснее. Это надо и для повышения престижности военной службы, поскольку нет оснований считать, будто контрактная армия решит все проблемы обороноспособности государства российского. Не тот у россиян менталитет, не то отношение к защите страны от иноземных захватчиков, которые могут появиться на границах государства. Не убаюкивайте себя тем, что это исключено!

Признать незаконным применение понижающего коэффициента 0,54 при расчёте пенсий вместе со стимулирующей ежегодной 2-процентной надбавкой. Пенсия должна рассчитываться с учётом достигнутой военнослужащим выслуги лет, а не выдаваться мелкими порциями, которые далеко не всем удастся получить.

В Римской империи был придуман принцип управления народом «Разделяй и властвуй!» Легче управлять людьми, когда их отдельные группы недовольны друг другом. Власть может играть роль примирителя, не позволяющего конфронтации вырасти до открытого противостояния. Можно составить немалый перечень противоречий, которые, как раковая опухоль, раздирают Россию на фоне потрясающей разрухи, которой не испытывала страна даже во время Великой Отечественной войны. В газете невозможно перечислить все те беды, которые обрушились на Россию за последние 20 лет. Позвольте отправить вдумчивых читателей к размышлениям нашего земляка, Героя Социалистического Труда Валентина Григорьевича Распутина, к его книге с красноречивым названием «Эти 20 убийственных лет». У всех, кто прочтёт эту книгу, едва ли возникнет желание участвовать в оргиях в связи с результатами последних выборов. Пусть упиваются победой те, кто сумел внушить избирателям, что никаких перемен не надо. Есть победы, которые в конце концов оказываются пирровыми. Позорно участвовать в таких празднествах – после них неизбежно тяжёлое похмелье и горькое разочарование.

Принцип «Разделяй и властвуй» нынешние демократы едва ли назовут своим, хотя широко им пользуются. Очень удобно дурачить доверчивых простаков. Приказом № 400 министр обороны разделил офицеров на малооплачиваемых и восокооплачиваемых, что породило противоречия не только между офицерами, но и их семьями. Приказ, оказалось, нёс в себе такую коррупционную составляющую, которую можно было предвидеть даже при среднем уровне интеллекта его разработчика: не обязательно стало чем-то заслужить высокий оклад, можно было его просто купить, поделившись прибавкой с командиром. Теперь люди, получающие трудовые пенсии, задают вопрос: почему военным прибавили пенсии, а нам – нет? И так до бесконечности. Пользоваться принципом «Разделяй и властвуй!» не так уж просто – всегда надо быть начеку. Иначе можно «раскачать лодку», чего, по его словам, так боится вновь избранный президент России.

  • Расскажите об этом своим друзьям!